Белые, белые аисты
- 1 year ago
- 0
- 0
« Бе́лые ро́сы » — советский цветной художественный фильм, снятый на киностудии « Беларусьфильм » в 1983 году режиссёром Игорем Добролюбовым и вышедший в прокат в 1984 году. Фильм в трагикомичной форме показывает наступление урбанизации на традиционный уклад белорусской деревни, в которой живут главные герои. Собрал в прокате 36,1 миллиона зрителей, став самым кассовым фильмом в истории белорусского кинематографа (этот рекорд был побит лишь 6 лет спустя с выходом фильма « Меня зовут Арлекино ») . Журнал « Советский экран » признал его лучшей комедией года.
Белорусская деревня Белые Росы готовится к скорому сносу, а её обитатели — к переселению в типовые многоэтажные дома . Центральный конфликт — любовный треугольник , едва не разрушивший семью одного из родных братьев.
Уважаемый человек в деревне — 80-летний ветеран труда и трёх войн Фёдор (Федос) Филимонович Ходас ( Всеволод Санаев ) беспокоится о судьбе троих своих сыновей. Он давно овдовел, сыновья выросли. Старший, Андрей ( Геннадий Гарбук ) — человек основательный, но чрезмерно расчётливый. Средний, Сашка ( Михаил Кокшенов ), ведёт кочевую жизнь, уже 15 лет не был дома. Младший, Васька ( Николай Караченцов ) — балагур и весельчак.
Оригинальным режиссёрским ходом является передача событий, показываемых через сны героев.
Жители деревни получают ордера на квартиры в многоэтажке в городе, который постепенно поглощает деревню. Это вынуждает Федоса и его соседей начать жить городской жизнью, отличной от их привычного уклада.
Васька возвращается в Белые Росы через 3 дня отлучки в город, куда был приглашён к другу гармонистом на его третью свадьбу и узнаёт от Андрея, что в это время к его жене Марусе ( Галина Польских ) приходил вернувшийся в деревню её бывший ухажёр Мишка Кисель ( Станислав Садальский ).
Заглянув ненадолго домой, повидав любимую дочку Галюню и поговорив с женой, Васька идёт к отцу. Федос так и не одобрил этот брак, но Васька любит свою дочь и не рад решению супруги развестись. Васька не может поговорить по душам с женой, повлиять на неё.
В это время Мишка с Марусей выясняют отношения. В своё время Мишка уехал из Белых Рос — добывать золото . Сейчас, вернувшись и узнав, что Маруся замужем за Васькой, которому он завидует, снова собирается уехать на золотодобычу. Там холод, тяжёлый труд, у Мишки нет жилищных условий, чтобы забрать Марусю с собой, но там есть золото. Маруся выплёскивает на Мишку обиду за то, что он оставил её беременной, пропал и не писал. Мишка же обижен, что Маруся не дождалась его. Маруся, которая родила дочь, убедив всех, что та родилась семимесячной, разрывается между чувствами — обязанности по отношению к Ваське, который скрыл её позор и любит девочку, и чувством по отношению к Мишке. Наконец, она говорит ему о том, что дочь от него. Мишка продолжает убеждать Марусю, что по-прежнему её любит.
В связи со скорым получением ордеров на квартиры у отца собирается семейный совет, на котором, кроме Федоса и Васьки, присутствуют Андрей с женой, которые пытаются в сложившейся ситуации получить для себя больше выгоды — если отца больше беспокоит район нового жилья, чтобы недалеко было ездить на могилу жены, то супругу Андрея больше интересует, как выгоднее избавиться от коровы, а Андрей уже договорился приспособить свой дом под дачу и готов продать дом отца своему шефу, под снос. Во время перепалки между Андреем и Васькой, которому неприятно поведение брата, выясняется истинная цель визита Андрея — они должны получить двухкомнатную квартиру, а Федос — однокомнатную; Андрей вхож в горисполком и пытается уговорить отца переехать к ним — таким образом, они получат трёхкомнатную. Федос не согласен, он не хочет толкать Андрея на грех, заставляя того дожидаться своей смерти. Ещё Федос ждёт Сашку, которого, как он правильно чувствует, Андрей не захочет брать к себе в дом. Известие о том, что Васька собирается разводиться и оставить дом дочке, вкупе с напоминанием о бездетности жены Андрея, окончательно ссорит того с братом и отцом.
Сосед Тимофей берётся вылечить обострившийся у Федоса радикулит разогретым в отваре трав кирпичом. Лечение поставило Федоса на ноги, но не помогло в целом, поэтому за дело взялся Васька. Во время ловли пчёл ему встретился Мишка, с которым произошла перепалка и в запале Кисель сказал, что Галюня — его дочь. За это Васька посадил Мишке на лицо пчелу, а Мишка Ваське — синяк. Вернувшись домой, Васька первым делом ищет в зеркале сходство дочки с собой для опровержения слов Мишки.
Роль переговорщика в отношениях младшего сына берёт на себя отец. Он встречается с Мишкой, выясняет его отношение к Марусе и дочке и принимает решение о том, что Васька со следующего дня перейдёт к Федосу, а Мишка через пару дней переедет к Марусе, на которой женится. Ещё одно условие Федоса — его внучка ничего не должна знать о Мишке как об отце. После этого старик доводит решение до сына. Неожиданно для всех в дом Мишки приходит Галюня и разговаривает с его матерью, предложив свою куклу, чтобы « ваш Мишка моего папку не забивал », после чего Киселиха укоряет сына за связь с Марусей.
Васька так и не может поговорить с Марусей и согласен с утра идти разводиться. Для того, чтобы ускорить развод и придать убедительности в суде, Васька согласен пойти на ложь — просит Марусю сказать, что он пьёт , дома не бывает и не смотрит за дочкой. Для большей убедительности он, оставив Марусю дожидаться его в суде, идёт в магазин выпить, но, возвращаясь, перехватывает мчащуюся к перекрёстку детскую коляску. Коляска падает, вместо ребёнка из неё высыпаются пустые бутылки, а человек, который вёз их сдавать , начинает скандалить. Васька швыряет в обидчика бутылку, но попадает в стекло проезжающей мимо машины . В народном суде Васька получает 15 суток ареста.
Ночью, не прощаясь с Марусей, Мишка насовсем уходит из Белых Рос. С известием об этом Андрей приходит к Ваське, который в это время красит общественный забор. Под предлогом выпить пива из бочки Васька уговаривает Андрея на полчаса поменяться с ним местами и мчится домой повидаться с дочкой.
Федосу тяжело даётся переезд в квартиру — надо оставить дом, определить имущество, продать корову. Расстроенный, он возвращается домой, где его встречает сосед Тимофей и предлагает выпить настойку для натирки спины. Для проверки, не ядовита ли выпивка, сосед смачивает кусок хлеба и кидает дворовому псу Валету. Старики пьют, разговаривают о новой жизни в городе, в это время приходит тёща Тимофея с известием, что Валет издох. Старики наперегонки бегут в город, где их на машине «Скорой помощи» доставляют в больницу промывать желудки. Вернувшись, они встречают живого Валета, которого просто разморило от алкоголя и который уснул во дворе.
Васька, пообщавшись с переехавшей в квартиру семьёй, возвращается на общественные работы, где обнаруживает, что Андрея уже увели. Ночь, проведённая в камере, и увиденный сон меняют мировосприятие Андрея — он готов бросить жену и предлагает Ваське пойти выпить с ним.
Из милиции Васька вернулся в свой старый дом, принципиально не захотев идти ни в квартиру к жене (пока она сама его не позовёт), ни в дом отца.
Возвращается домой Сашка, отец обязывает его жениться. Сын соглашается и просит подобрать невесту. Федос ждал такого поворота и продолжает развивать свой план — квартиру этажом выше получила почтальон Верка ( Наталья Хорохорина ), одноклассница Сашки. Сперва сватовство пошло не очень удачно: они даже довели Верку до слёз, был небольшой скандал. Но вскоре им удаётся договориться.
После свадьбы Маруся подходит к Ваське и просит его вернуться. Васька соглашается и просит подготовить спальное место для отца, которому негде ночевать.
После Сашкиной свадьбы, на рассвете нового дня, старый Федос благодарит солнце за свою жизнь и просит света и тепла для детей.
Название настраивает на поэтический лад. Воображение подсказывает милый сердцу сюжет о первой любви, о робких свиданиях, о радостях и разлуках. И правда, в фильме режиссёра Игоря Добролюбова есть поэзия. Она ощущается даже в бытовых комических ситуациях, которых в картине немало. Больше того, пожалуй, поэтическая интонация, лирическое отношение авторов к своим героям объединяют воедино разножанровые уровни фильма. Под самый финал, открывается ещё один пласт фильма, лёгким пунктиром намеченный в первоначальных сценах. Назвать этот пласт философским было бы натяжкой — поэтика «Белых Рос» чужда каким бы то ни было абстракциям, она тяготеет к бытовой народной комедии. Так вот, в последних кадрах вереницу эпизодов «полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» осеняет мудрость деда Федоса. Допоздна засидевшись на лавочке, он рассказывает своим молодым землякам, почему их родная деревня называется Белые Росы. Неожиданный экскурс в историю выводит картину на другой, совсем не комедийный уровень размышлений о жизни. Мерцает мысль о связи времён и поколений, о незримых нитях, крепко связывающих всех белоросов…
Фильм снимался в 1983 году в Гродно и его окрестностях. Планы районов девятиэтажной панельной застройки — на улице Дзержинского, проспекте Строителей, в микрорайоне Переселка. Частные дома, где жили герои фильма, находились в пригородной деревне Девятовка. Эта деревня, расположенная всего в 4 остановках троллейбуса от центра города, планировалась к сносу ещё с 1979 года, по этой причине жителям не разрешали проводить газ, водопровод и канализацию. В массовых сценах снимались жители Девятовки, им платили по 5 рублей за день.
Съёмки внутри сельских домов не велись — эти сюжеты снимались в павильоне на киностудии. Первые 8 домов деревни были снесены в 1980-е годы. В 2008 году деревня Девятовка вошла в состав Гродно, в 2013 году снесена ещё часть домов в связи с прокладкой новой многополосной дороги, а их жители — переселены в городские кварталы, в 2017 году частный сектор Девятовки был полностью снесён для строительства многоэтажек и торгового центра. Последним был снесён дом семьи Еремичей — его житель, внук бывшего хозяина, родившийся в 1984 году, повторил судьбу героя фильма, получив двухкомнатную квартиру. На месте, где снималась сцена деревенской свадьбы, теперь стоит 14-этажный жилой дом . По состоянию на 2018 год, на месте бывшей деревни запланировано строительство трёх 16-этажных высоток и ещё трёх многоподъездных домов . На данный момент выстроен многоподъездный многоэтажный дом с магазинами и бутиками на первых этажах, автостоянка и два 19-этажных дома с торговым центром, рядом с ними достраивается православная церковь.
В 2010 году второй режиссёр съемочной группы Олег Бирюков рассказал о сценах, вырезанных из готового фильма :
В мае 2018 года на месте съёмок фильма в Гродно на территории бывшей деревни Девятовка были установлены деревянные скульптуры героев фильма — копии Федоса Ходаса, его соседа Тимофея и собаки по кличке Валет .