Тальми, Менахем
- 1 year ago
- 0
- 0
Рабби Менахем Мендель из Витебска ( 1730 , Витебск , Речь Посполита — 1788 , Тверия , Османская империя ) — деятель хасидизма третьего поколения. Особую роль рабби Менделя в истории хасидизма придаёт тот факт, что он основал движение хасидизма в Белоруссии, а затем в Палестине . Его авторитет признавали большинство направлений хасидизма .
Менахем Мендель родился в Витебске у Моше и Либы. Отец Моше был приближенным Бааль Шем Това , к которому привел сына впервые, когда ему было девять лет. Затем некоторое время учился у Маггида в Ровно . Женился на дочери Райзель из Минска и поселился в доме своего тестя в Минске . Менахем Мендель быстро приобрел известность ученого человека и к нему начали приходить евреи за советом и иногда с просьбой как к главе бейт-дина разобрать спор. После того как он осудил местного влиятельного богача, последний не остался в долгу и начал преследования Менахем Менделя. Менахему Менделю пришлось по причине преследования бежать в Радошковичи , а затем в соседний Городок . После смерти Маггида вернулся в Витебск, где стал признанным лидером хасидов Белоруссии и Литвы.
Вместе с рабби Шнеур Залман из Ляд пытался встретиться с Виленским Гаоном , чтобы убедить последнего в достаточной набожности хасидов, однако встреча так и не состоялась.
В 1777 году он вместе с 300 своими последователями перебрался в Палестину. Перед путешествием он посетил своего духовного брата Якова Йосефа из Полонного , который так описал его своим ученикам: «рабби Мендель, чтобы силы зла не могли коснуться его, укрыл своё великое смирение в золе тщеславия» . Вначале поселился в Цфате , древнем городе каббалистов , однако из-за преследования митнагедов был вынужден переехать в Тверию . Некоторое время жил в Пкиине . Похоронен на хасидском кладбище в Тверии.
Так рабби Мендель наделил движение хасидизма местом, центральным не по расположению, но по духу, и органично связал его с былыми временами. Он сделал Святую Землю элементом новой жизни. Рабби Менахем Мендель всегда оставался близок к тем, кого он оставил в диаспоре, и поддерживал с ними постоянный контакт.
— Он ещё не пришёл, ибо мир ещё всё тот же.