Влахи (цыгане)
- 1 year ago
- 0
- 0
Цыгане в Израиле — цыганская община, насчитывающая несколько тысяч человек. Проживают, в основном, в Восточном Иерусалиме , а также в деревнях вокруг Иерусалима, в Иудее (около трёх тысяч) и в секторе Газа (около 12 тысяч) .
В Израиле присутствуют две группы цыган: дом и рома .
В Израиле и соседних странах проживают цыгане, известные как народ дом . По вероисповеданию дом мусульмане , говорят на одном из диалектов цыганского языка (язык домари ), однако с 2000 годов родной язык большинства детей — арабский. Личные имена — арабские, однако у каждого есть цыганское имя.
До 1948 года в древнем городе Яффо , недалеко от Тель-Авива , существовала арабоязычная община дом, члены которой принимали участие в уличных театральных и цирковых представлениях. Они стали объектом пьесы «Цыгане Яффо» ( ивр. הצוענים של יפו ), последней из написанных , известным израильским драматургом. Пьеса стала считаться классикой израильского театра.
Как и многие яффские арабы , большинство представителей этой общины покинули город по призыву соседних арабских стран. Потомки общины, как предполагают [ кто? ] , теперь живут в секторе Газа , и неизвестно, до какой степени они сохраняют отдельную идентичность домари.
Известно о другой общине дом, существующей в Восточном Иерусалиме , члены которой обладают иорданским гражданством. В Израиле они имеют статус постоянных жителей. Всего община дом в Израиле насчитывает около двухсот семей, большинство из них из района Баб аль-Хута в Восточном Иерусалиме возле Львиных ворот . Члены общины живут в очень тяжёлых условиях: большинство из них безработные и существуют только за счёт пособий от израильского социального обеспечения, они не имеют образования, и часть из них не умеет ни читать, ни писать. Рождаемость у домари высокая, они женятся в раннем возрасте и только на членах своей общины, в том числе и на родственниках (в стремлении избежать ассимиляции и растворения), поэтому часть детей страдает наследственными болезнями, пороками или является инвалидами. В октябре 1999 года основала некоммерческую организацию «Домари: Общество цыган в Иерусалиме» с целью защиты имени общины ,
В октябре 2012 года староста цыганского квартала Восточного Иерусалима обратился к мэру столицы Ниру Баркату с просьбой оказать содействие в получении его соотечественниками израильского гражданства. По его словам, цыгане гораздо ближе по своим взглядам к евреям, чем к арабам: они любят Израиль, а их дети хотели бы проходить службу в Цахаль . По словам лидера общины, израильские цыгане практически забыли свой язык и говорят по-арабски, при этом палестинцы и израильские арабы считают цыган людьми «второго сорта» .
Известно, что некоторые восточноевропейские цыгане прибыли в Израиль в поздние 1940-е и ранние 1950-е годы из Болгарии . Это были цыгане, вступившие в брак с евреями в лагерях для перемещённых лиц в период после Второй мировой войны , или в некоторых случаях, выдавшие себя за евреев, когда в эти лагеря прибыли представители Израиля в поисках евреев, переживших Холокост . Точное количество этих цыган в Израиле неизвестно, так как они имели тенденцию ассимилироваться в еврейском окружении. Согласно информации в израильской прессе, некоторые такие семьи в Израиле поют традиционные цыганские колыбельные и используют небольшое количество цыганских выражений, которые передают последующим поколениям, рождённым в Израиле. Их потомки практически являются евреями, родным языком для них является иврит .
Несмотря на то, что русскоязычные цыгане Израиля представляют собой всё многообразие цыганских этногрупп большой группы рома, проживавших по всей территории бывшего СССР , от Прибалтики до Средней Азии, в израильском быту они практически не отличаются от остальных русскоязычных граждан Израиля. Цыгане-рома и цыгане-домари в быту мало общаются из-за сильной культурной дивергенции.