Interested Article - Влахи (цыгане)
- 2020-06-17
- 1
Влáхи (самоназвание вла́хуря , катунáря , ед. число влáхо ; реже форма с полногласием — волóхуря , ед. число волóхо ) — цыганская этническая группа , входящая в состав большой цыганской группы рома . Потомки румынских цыган , выходцы из Валахии и Молдавии , живущие в Украине и России . По вероисповеданию — православные . Традиционные занятия включали кузнечество, изготовление бытовых металлических предметов и инвентаря .
Группа сформировалась в среде крестьян княжества Валахия . Предки современных влáхов переселились из Валахии и Молдавии, предположительно, в XV–XVI веках на Украину , где проживают по всему ареалу сэрвов . После воссоединения Левобережной Украины с Россией в середине XVII века влахи расселись на её южных территориях . Высокая степень сохранности цыганского языка у этой группы свидетельствует, что на территории Румынии они вели кочевой образ жизни. Продолжали кочевать и в Российской империи, а затем в СССР. Перешли к оседлому образу жизни после указа 1956 года, но некоторые семьи продолжали кочевье ещё в 1970-е годы .
Влахи считаются одной из наиболее консервативных групп в отношении манер и одежды. В России влaхи являются одной из немногих этнических групп, которые сохранили традиционный костюм, близкий к костюму кэлдэраров . Так, астраханские цыганки носят широкие пёстрые юбки с оборкой, передники, косынки и кофты с широкими рукавами. Ранее на косынки и на кофты нашивали монеты. Женщины носили бусы и дорогие мониста, но подобно котляркам , ходили босиком. Волосы женщин заплетались сзади в косу или заматывались в пучок. Ребёнок носился не за спиной, а на груди. Мужская одежда также была выражено «цыганского» вида, включая рубашки с широкими рукавами и длинными манжетами. Кочевали с помощью открытых телег. Более богатые семьи относительно недавно обладали шарабанами «с зеркалами» и лакированными расписными боками .
Традиционно заняты ремеслом. В России основным промыслом было кузнечное дело: с помощью походных наковален занимались изготовлением лопат, тяпок и колодезных цепей, буравчиков и железных крючков .
Кузнечество и изготовление бытовых металлических предметов сохраняется у ряда семей, обычно в остаточной форме, в виде торговли инвентарем и инструментами. Другие влахи заняты торговлей продуктами и др. Группы влашек с детьми периодически приезжают из регионов Южного федерального округа в крупные российские города. В настоящее время влахи считаются одной из наименее адаптированных групп российских цыган .
В настоящее время влашское население сконцентрировано в Ставрополье , где составляет большинство цыган. Живут также проживают в Поволжье, Астрахани, Ростовской области и Краснодарском крае. На Северном Кавказе упоминаются, предположительно, начиная с первой трети XIX века. В районах, где имеется наибольшая концентрация влашского населения, они составляют компактные поселения, в других регионах – небольшие слободки или живут отдельными домами в поселениях окружающего населения .
Н. Г. Деметер отмечала субэтнические группы: астраханские, пятигорские, ставропольские влахи и др. .
И. Ю. Махотина, Я. А. Панченко выделяют четыре территориальных подразделения влахов: кубанские , ставропольские, донские, астраханские .
Этнографическая литература называет «влашскими цыганами» обычно не конкретную группу, а всех цыган, которые сформировались на территории Румынии. Влaхи в России проживают длительное время и не сохранили памяти о своём происхождении, поэтому точно неизвестно какая румынская или молдавская группа находится с ними в прямом родстве. Предположительно, влахи являлись частью группы лаéши (от рум. de laie — 'бродяги'). В исследовательской литературе лаеши описаны как цыгане, которые кочевали по Валахии и Молдавии. Основным занятием их было кузнечное дело, в том числе изготовление сельскохозяйственных орудий, как и у российских влахов. Женщины занимались попрошайничеством и иногда гаданием. Этноним влахи, как предполагается, возник после перемещения в Россию, став признаком прежнего места проживания .
Примечания
- ↑ , с. 22.
- ↑ .
- ↑ , с. 370—372.
- ↑ .
Литература
- / Деметер Н. Г. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 370—372. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
- Деметер Н. Г. , Бессонов Н. В. , ( от 13 ноября 2012 на Wayback Machine ) // / Под ред. Г. С. Деметера ; Российская академия наук . Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — Воронеж, 2000. — 334 с. — ISBN 5-89981-180-3 .
- Махотина И. Ю, Панченко Я. А. Материалы для изучения цыган-влáхов и их диалекта (территориальное подразделение кубáнцуря) // Romii/ţiganii din Republica Moldova: Comunitate etnosocială, multiculturală, istorico-tradiţională, (1414—2014), conferinţă ştiinţifică romologică republicană (2014; Chişinău). Romii/ţiganii din Republica Moldova: Comunitate etnosocială, multiculturală, istorico-tradiţională: Materialele Conferinţei Ştiinţifice Romologice Republicane, 8 apr. 2014, Chişinău / red. şt.: Ion Duminica. Chişinău: S. n, 2014 (Tipogr. «Prag-3». С. 128―141).
- Махотина И. Ю., Панченко Я. А. и др. Культура жизнеобеспечения. Кочевой быт. Традиционное жилище // Цыгане (Народы и культуры) / Oтв. ред. Н. Г. Деметер , А. В. Черных ; Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН . — М. : Наука , 2018. — С. 195—233.
- Махотина И. Ю., Панченко Я. А. Традиционный костюм цыган-сэрвов и влахов // Scriptorium nostrum. — Херсон., 2019. ― С. 254―267.
- Махотина И. Ю., Панченко Я. А. . — Кишинёв, 2020.
- Панченко Януш . Изучение влашского диалекта ромского языка: Поиски и находки.
- Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. . — М. : Федеральный институт развития образования, 2011 . — 129 с.
Ссылки
- Бессонов Н. В. . от 4 июля 2010 на Wayback Machine
- 2020-06-17
- 1