Interested Article - Цыганология
- 2021-03-27
- 1
Цыганоло́гия ( цыганове́дение , роми́стика ) — междисциплинарная область исследований цыган, включая цыганский язык , цыганские социумы, цыганскую культуру , историю и прочее. В качестве области научных исследований развивается с последней четверти XVIII века. В качестве научной специализации выделились с 1990-х годов, в первую очередь в области лингвистики , социокультурной антропологии , этнологии и истории .
В международной сфере область исследований называется англ. Romani studies , также romology . Во франкоязычной литературе – tsiganilogie , в Восточной Европе – цыганология , ромистика .
История
Цыганология зарекомендовала себя как изолированная область научных исследований. На исследователей, изучавших цыган, влияли в том числе материалы официальных хроник и других письменных источников, иногда являвшиеся их единственными источниками информации. С самого начала цыганология способствовала созданию концепции, лексикона и образов полярности между « белыми » европейцами и цыганами. Цыганологи не считали цыган принадлежащими к европейским гражданам, понимаемым как христиане и «белые». Цыгане понимались как «отдельная раса без религии и, возможно, также без морали, которая на протяжении веков жила среди высших наций». Другие учёные противопоставляли «цивилизованные» и «высшие» нации Европы и «цыганскую» «особую» расе, устанавливая иерархию, напряжённость и противостояние между ними. Отнесение цыган к низшей , подчинённой расе закрепило «белые» культурные нормы в качестве стандарта, отталкиваясь от которого описывались цыгане. Учёные сформировали образ смуглого, нецивилизованного, ленивого, необразованного странника и преступника. Уже к 1886 году Дэвид МакРитчи заметил, что, несмотря на большое количество книг, написанных о цыганах, большинство из них воспроизводят и повторяют одни и те же образы и лексику, по большей части дегуманизирующие .
Работы первых исследователей цыган повлияли на восприятие цыган как «неполноценных» в сравнении с «белыми», послужили воспроизведению широко распространённого расизма и негативных образов, циркулирующих в обществе, которые демонизировали цыган и способствовали их изоляции. Цыганские исследования не только способствовали расовой дискриминации и дегуманизации цыганской идентичности, но и укрепили иерархию, установленную посредством политики и закона, между белыми европейцами и цыганами, а также укрепили социальную и политическую конструкцию «белизны». В значительной степени «белые» европейские учёные усилили или укрепили общие убеждения, что необходимо «цивилизовать», «изменить привычки», а позднее и «интегрировать» цыган в более широкий социум. Антропологи, историки, социологи и лингвисты обратились к изучению цыган, в частности, на европейских цыган, однако цыганская литература оставалась незамеченной в более широкой социальной и политической теории, культуре и расовых исследованиях. Хотя всё больше учёных изучают реалии жизни цыган, лишь немногие ставят под сомнение «интеллектуальный мир», который увековечивает образы мышления, занимающие позицию превосходства по отношению к цыганам, расистские или иным образом предвзятые образы .
Тем не менее, противоположные тенденции наблюдаются уже в XIX веках в трудах Дэвида МакРитчи и других учёных в журнале Gypsy Lore Society Journal , который появился в 1888 году. Некоторые, в том числе Чарльз Леланд , начали использовать, хотя и спорадически, термины Romani, Romany people, Romany music, Romany language — признак реального взаимодействия с цыганами. Дж. Пинчерле и некоторые другие даже подчёркивали тот факт, что они узнали о цыганах от самих цыган, а не основывались на общепринятых представлениях или более ранних текстах. Общество цыганских знаний ( Gypsy Lore Society Journal ) также фиксирует общение между учёными, которые продемонстрировали более тонкие и саморефлексивные взгляды на цыган. Тем не менее, несмотря на начало более комплексного подхода в научной литературе, акцент на инаковости цыган — цвете кожи, одежде и обычаях — сохранялся в представлениях о цыганах, равно как и идея цыганского «морального вырождения» и беззаконности. Настойчиво негативное прочтение обычаев, морали и отношения цыган к закону ещё больше нормализовало представления о «белизне» .
Однако новая, более критическая разновидность цыганских исследований постепенно начала подвергать сомнению стандартный вариант цыганского дискурса, построенный на понятиях различий, неполноценности и подчинения .
В XIX веке учёными некоторых европейских стран начинается изучение цыганского фольклора . Австрийским учёным Францем Миклошичем было собрано значительное количество текстов, сказок, песен и баллад (1872—1881). В Англии Джон Сампсон провёл исследования фольклора уэльсских цыган, опубликованные в Journal of the Gypsy Lore Society . В России сборник цыганских сказок и песен «Киселёвские цыгане» (1908) был опубликован В. Н. Добровольским .
С конца 1930-х до 1970-х годов в СССР научное изучение цыган было под фактическим запретом .
С середины XX века собирание и изучение цыганского фольклора проводят учёные СССР, Франции, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Австрии .
В числе известных учёных-цыганологов, среди прочих, выделяют Колина Кларка и Льва Черенкова .
Среди современных исследователей всё чаще утверждается, что для понимания истории цыган следует заменить «классическую» историю устной , поскольку, как отметил антрополог Джеймса Скотт (2009), «у них отсутствует фиксированная история». По словам Л. С. Стэна (2015), цыгане — «невидимый и неуслышанный народ в письменной истории». По мнению Е. А. Марушиаковой и Веселина Попова , взгляд «на цыган как на аисторический народ, то есть как на народ без истории, который не интересуется историей и существует вне общей истории стран и регионов, где они живут», несостоятелен, при этом исследователи не отрицают важность устной истории .
См. также
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , стб. 409.
- Кирилл Кожанов (цыгановед), Юлия Богатко . . Arzamas (arzamas.academy) . 25 января 2021 года.
- . — , 2010. — «His specialist work in Romani Studies is well known and respected, and he is co-author of Here to Stay: the Gypsies and Travellers of Britain (University of Hertfordshire Press, 2006).». — ISBN 978-1443816755 .
- Vladimir Kalinin. Oh, This Russian Spirit Abides Everywhere: A Dialogue of the Imagination with Dr Donald Kenrick // Scholarship and the Gypsy Struggle: Commitment in Romani Studies. — illustrated. — , 2000. — P. 140–149. — «Roma played every role in Soviet society, from general to prisoner of conscience. As I wrote this paper, a telephone conversation with the notable Moscow Romani studies scholar, Lev Cherenkov (b. 1936), told me about a now retired Soviet Colonel, a Rom by the name of Alexei Danchenko (b. 1934).». — ISBN 978-1902806013 .
- , с. 100.
Литература
- Марушиакова Елена , Попов Веселин. // Библиотека цыгановедческих исследований. — 2022. — № 1 . — С. 98—121 . — doi : .
- Черенков Л. Н. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — 2-е издание. — М. : Советская Энциклопедия , 1975. — Т. 8: Флобер — Яшпал. — Стб. 408—410.
Ссылки
- Margareta Matache. . FXB Center for Health and Human Rights, Harvard University (2016).
- . Международное общество исследований цыганской культуры (kulturom).
- Российского института культурологии
- 2021-03-27
- 1