Interested Article - Бахарлу
- 2021-07-18
- 1
Бахарлу ( азерб. Baharlı ) — этнографическая группа азербайджанцев , проживающая в основном в Азербайджане и в останах Фарс , Керман и Хорасан в Иране . Говорят на одном из южных диалектов азербайджанского языка .
Численность и расселение
Бахарлы проживают в Южном Азербайджане провинциях Фарс , Керман и Хорасан в Иране . В 25 километрах к северо-западу от Миандоаба , расселены бахарлу, к северо-западу от Мараги , есть деревня под названием гарагёзлю , к западу от Хамадана есть деревни под названием Бахарлу и Гарагёзлю, а также существует клан бахарлу из Фарса по имени гарагёзлю. В иле Диярбакыр в Турции есть деревня под названием Бахарлу. Бахарлу живут в Шушинском и Зангезурском районах Азербайджана , а также есть три села под названием Бахарлы . Другая часть племени находится в Южном Азербайджане . Во время посещения провинции в 1906 году французский ученый обнаружил равнину к северо-востоку от Мараги , населенную бахарлу. Это должна быть группа, которую Мэри Леонора Шейл ранее оценила в 2000 семей. Южнее находится деревня Бахарлу в районе Санандадж . На востоке некоторые бахарлу живут в деревне Бахармарз, в 12 километрах к югу от , недалеко от афганской границы, в Южном Хорасане . В той же провинции в 3 километрах к северо-западу от Бошруи есть село под названием Балал. Затем, согласно Хасану Фасаи, в Хорезме есть племя по имени бахарлу. В провинции Керман есть небольшое племя по имени бар-э бахарлу. Оно обитает между Рабором и Безенджаном и в поздние времена Каджаров насчитывало около сорока семей .
До 1860-х годов бахарлу Фарса были полностью кочевыми. Их яйлаги находились в районах Рамджерд, Марвдашт и Камин, к северу от Шираза , а их гышлаши были вокруг Дараба и Изадхаста , на юго-востоке Фарса . Леди Шейл оценила их число в 1230 семей в 1849 году , Кейт Абботт в 2000 семей в 1850 году . Их последним важным лидером был Молла Ахмед-хан Бозорги из клана ахмедли, правивший между 1851 - 1852 и 1858 - 1859 годами . После его смерти завязалась ожесточенная борьба за власть. Резня следовала за резней. Так велики были потери в человеческих жизнях, что племя уже никогда не могло восстановить былую силу и соплеменники решили, что они уже недостаточно многочисленны, чтобы участвовать в длительных сезонных кочёвках, к которым они привыкли. Остальные бахарлу поселились на своих гышлагах и зарабатывали на жизнь смесью сельского хозяйства и скотоводства, а также доходами от бандитизма. В 1861 - 1862 годах племя было поглощено племенной конфедерацией хамса, которая была сформирована генерал-губернатором Фарса Султаном Мурад Мирзой в попытке сдержать растущее влияние племенной конфедерации кашкайцев .
В 1912 году бахарлу составляли 2500 семейств, половина которых проживала в Южном Азербайджане , а другая половина в Фарсе . В 1933 году бахарлу Фарса составили 8000 семей, образующих двадцать кланов: ибрахимхани, ахмедли, исмаилхани, бюрбюр, бакла, джамбозорги, джарга, джуга, хаджитарли, хаджиаттарли, хейдарли, расулхани, сяккиз, сефихани, исабыглы, керимли, кёлапушти, мешхедли, насирбейли, варата. После Второй мировой войны бахарлу стали полностью оседлыми, живя круглый год в подрайонах Фасаруд, Хосуйя и Кариат-аль-Хайр в районе Дараба . Оливер Гаррод, британский врач, посетивший Фарс в конце войны, отметил: «Бахарлу, когда-то лучшие всадники и наиболее опасные воины и бандиты Восточного Фарса, к сожалению, выродились из-за воздействия малярии и болезней, порожденных скопившейся грязью их поселений» . К 1957 году население племени сократилось до 4000 человек .
История
Название племени связывают с топонимом Бахар возле Хамадана . Оно было центром огузского племени ивэ и бахарлу происходили из ивэ . По словам Джона Малькольма , изначально это была ветвь племени шамлы , которых Тамерлан привёл в Иран из Сирии . Такого же мнения придерживался и , добавлявший, что «в Фарсе их обычно называют арабами , вероятно, из-за того, что они пришли из Сирии » . Но ни один из этих авторитетов не представил никаких документальных доказательств, подтверждающих это утверждение. Существует связь между бахарлу и племенем гарагёзлю , которое, как известно, было ветвью племени шамлы .
Во времена Кара-Коюнлу бахарлу жили в окрестностях Хамадана , что побудило Владимира Минорского предположить, что название произошло от названия крепости Бахар, расположенной в 14 километрах к северо-западу от этого города. Но тот факт, что в XVIII веке в центральной Анатолии существовало племя по имени бахарлу, предполагает, что часть племени осталась, когда предки бахарлу из Ирана переселились в Хамадан , и что это имя существовало уже до этого события. Возможно, что племя бахарлу присоединилось к племенной конфедерации Кара-Коюнлу только после того, как последняя уже была сформирована, скорее всего, после завоевания Хамадана Кара Юсуфом в 1408 году лидеры бахарлу достигли какой-либо известности. В тот период вождём племени был Али Шакар-бек из клана балал или балаллу. По словам , он был одним из самых способных полководцев Кара-Коюнлу и отвечал за завоевание большей части западного и юго-западного Ирана в 1457 году . Али Шакар-бек установил брачные связи с правящей семьей Кара-Коюнлу. По словам Бабура , Джаханшах женился на дочери Али Шакар-бека, Паша-бейим. Но согласно , на ней женился сын Джаханшаха Мухаммед Мирза .
Сын Али Шакар-бека, Пирали-бек (которого также иногда называют Ширали-беком), сменил его на посту вождя племени бахарлу. Он был одним из офицеров Джаханшаха , и когда этот правитель потерпел поражение от Узун Хасана в 1467 году , он укрылся у Тимуридов в Хорасане вместе с Ибрахим-беком, внуком Джаханшаха, и четырьмя или 5000 семей бахарлу. Там сосланные лидеры поступили на службу к Абу Саиду , последнему тимуридскому правителю, который пытался восстановить империю Тимуридов от Кашгара до Закавказья . Когда Абу Саид, в свою очередь, потерпел поражение от Узун Хасана в 1469 году , Пирали-бек и Ибрахим-бек присоединились к султану Хусейну Байкаре , тимуридскому правителю Хорасана . Узун Хасан неоднократно писал Хусейну Байкаре , требуя выдачи ссыльных вождей. Не получив ответа, он отправил в Хорасан не менее трёх войск. Позже Пирали-бек ушёл от Байкары и поступил на службу к султану Махмуду , третьему сыну Абу Саида , который обосновался в . Там Паша-бейим, которая овдовела и последовала за своим братом Пирали-беком в изгнание, вышла замуж за султана Махмуда. Когда Узун Хасан умер в 1472 году , Пирали-бек попытался вернуть себе прежнюю власть в Иране. Вместе со своим братом Байрам-беком и братом султана Махмуда по имени Абу Бакр он повёл объединённые силы бахарлу и чагатаев в провинцию Керман через Систан и Бам . Эта племенная армия захватила и Керман , и Сирджан , которые были плохо защищены, а затем направилась в Фарс . Но он был разгромлен экспедиционным корпусом, посланным новым правителем Ак-Коюнлу , султаном Ягубом . Пирали-бек, Байрам-бек и Абу Бакр, бросив свои семьи в Сирджане , бежали в Горган . Там на них напал отряд, посланный Хусейном Байкарой . Абу Бакр был убит, а лидеры бахарлу взяты в плен. Затем Пирали-бек был ослеплён, а Байрам-бек казнён .
Преемником Пирали-бека на посту главы бахарлу в Хорасане был его сын Джанали-бек. Он поселился в Бадахшане и к концу 1490-х годов поступил на службу к Бабуру . Во время боя Бабура в районе Андижана в 1499 году он получил такой удар по голове, что её пришлось трепанировать. Однако, несмотря на эти травмы, он продолжал служить Бабуру , следуя за ним в Кабул , а затем в Индию . Сын Джанали-бека, Сейфали-бек, также служил Бабуру. Когда Бабур умер, он поступил на службу к Хумаюну и на момент своей смерти был правителем Газни . Сын Сейфали-бека, Байрам-хан , стал известным государственным деятелем империи Великих Моголов . Он был ханбабой (опекуном) Акбара и первым хан-э хананом (главным министром). Он также был выдающимся учёным, поэтом и меценатом. Султангулу Гутб-аль-Мюлкь , тюркский авантюрист, основавший династию Кутбшахи на Голконде , в Декане , в 1496 году , также был из племени бахарлу. За время своего почти двухвекового правления эта династия создала самобытную индо-мусульманскую культуру .
В период после распада империи Кара-Коюнлу , оставшиеся в Западном Иране бахарлу постепенно поселились в Азербайджане вместе с несколькими другими племенами Кара-Коюнлу. Среди них был Хасан-бек Шакароглу, союзник правителя Ак-Коюнлу Альвенда Мирзы . Бахарлу не играли важной роли в период Сефевидов . Хасан-бек Румлу упоминает только двух известных выходцев из бахарлу того периода, а именно Мухаммеда Бахарлу, который был командующим крепостью в Балхе в 1516 году , и Вели-бека Бахарлу, который вместе со многими другими лидерами кызылбашей поддерживал Исмаила II в его стремлении к престолу после смерти шаха Тахмасиба I 1576 году .
Примечания
- Н. А. Баскаков, «Введение в изучение тюркских языков», с. 265
- Joshua Project. (англ.) . 21 января 2022 года.
- (англ.) . Ethnologue . 5 июня 2019 года.
- . Glottolog . 21 января 2022 года.
- ↑ Encyclopaedia Iranica. . 23 января 2022 года.
- Military Report of Persia, p. 139
- Peter B. Golden, «An Introduction to the History of the Turkic People», p. 367—368
- V. Minorsky. (англ.) // Encyclopaedia of Islam, Second Edition. — Brill. 21 января 2022 года.
- 2021-07-18
- 1