Interested Article - Коланы (племя)
- 2021-05-15
- 1
Коланы ( азерб. Kolanı tayfası, келани ) — этнографическая группа азербайджанцев , проживающая в Азербайджане , Иране и Турции . По одним данным, это племя тюркского происхождения , а по другим — состоит из курдов и тюрок . Во всех переписях XIX века Агдамского , Агдаринского , Кельбаджарского , Ширванского , Нахичеванского и Эриванского районов, где проживают коланы, население коланских селений подписывалось как татарское (азербайджанское), а язык на котором они говорят, — татарский (азербайджанский), религия зарегистрирована как исламо-шиитская [ привести цитату? 403 дня ] .
Этимология
По мнению исследователей , Коль, Кюль, Гюль (азерб. Kol, Kül, Gül) употреблялись в древнетюркском языке в значении «большой». Предполагается, что «кул, кол» использовалось как родовое название, а суффикс «ан» правильнее объяснять значением «место жительства». В новых местах, куда они переселялись, к топониму «Колан, Кулан» добавлялся суффикс «ли», что означает «место, где проживает племя кол, кул», и характеризовалось племя, принадлежащее к этому месту, то есть «из Колана, место Коланов». Считается, что первоначальное название племени было «Коланлы», но произносилось как «Коланы».
Некоторые переводят это название со слова kol ( азерб. — «куст», «куст», «куст»). В азербайджанском диалекте «кола» означает «безрогая коза, гладкий, без выступов» .
На курдском kolneder — «непобедимый» [ привести цитату? 403 дня ] и kel — «вершина, пик горы» и суффикс «ан».
В источнике от 1728 г. приводится информация о селе Колани в Нахичеване [ источник не указан 403 дня ] . Имена жителей села Колани, отражённые в этом источнике арабского и тюркского происхождения: Гусейн, Гулу, Мамед, Аваз, Джаббар, Оджаггулу, Мурад, Демирдаш, Исмихан, Максуд, Арслан, Пири, Карамели и другие имена.
Происхождение
Происхождение спорное. В средневековых источниках [ источник не указан 403 дня ] отражено, что племя Коланлу, считающееся родственным бейдиллийской ветви огузов, проживают в Анатолии , Килисе , и что племя Коланлу родственно карапапахам , ветви огузов. В исследованиях о племени карапапахов, проживавшем в районе Борчалинского уезда , среди ветвей этого племени упоминается имя колани. Кроме того, одно из племён, проживавших в союзе анатолийских огузов, называлось коланшамскими туркменами ( азерб. Kolanşam türkmənləri).
Автор «Исторический памятник Армянского края и эпохи его присоединения к Российской империи» в своей книге утверждает, что коланы принадлежат к племени карачор ( азерб. qaraçorlu), и упоминает, что коланы входят в число 22-ти шиитских племён, которых переселил в Карабах шах Аббас I . Автор даже раскрывает названия земель и сёл, куда они были переселены [ привести цитату? 403 дня ] .
Действительно, в письменных источниках имеются сведения о переселении в XVII веке в зону Карабаха ряда курдских племен иранским шахом Аббасом, но среди этих племен отсутствует название племени коланы .
А. Э. Хаганов считает что коланы происходили из Хорасана и упоминает, что они являются одним из кыпчакских родов . Автор пишет, что Аваз-бей Колан ( азерб. Əvəz bəy Kolan) был диванбеком Субханкули-хана Джанина (1680—1702 гг.), одного из эмиров Бухары, и про одного из влиятельных кыпчакских беков — Рахим-бека Колана.
Русский ученый XIX века Хан-Агов предполагает, что племя коланы было переселено каким-то шахом в Закавказье , причём одна часть его была поселена в Карабахе , а другая — в Эривани и в Ширване , и они, якобы, переселились сюда из села Кырхлы Хорасанской области , где обосновали ряд селений .
Г. Гейбуллаев пишет [ неавторитетный источник ] , что эти племена известны в южно-русских степях под названием «кул».
Т. Валиев [ неавторитетный источник ] связывает это племя с Мусой Коланом, внуком Сельджука , который был основателем Сельджукского государства . Хорасан был целиком отдан его любимому внуку Мусе Колану, часть племён под его командованием перешла к сородичам, проживающим в Закавказье. Племена, проживающие в Ширване , Карабахе , Нахичеване , Ереване , стали называться «коланы» по имени Мусы Колана. Следует отметить, что в этом отношении обращает на себя внимание имя Кулан-Арслана, брата Кызыл-Арслана из анатолийских сельджуков. [ источник не указан 403 дня ]
Согласно ещё одной версии , племя коланы было жителями города Кулан (Колан), существовавшего как город в Средней Азии в раннем Средневековье (совр. юж. Казахстан ), где жили тюрки-огузы, и название племени произошло от названия этого города.
Расселение
Проживают в Азербайджане ( Кельбаджарский , Агдеринский , Тертерский , Аджикабульский , Евлахский и др. районы, Нахичеванская Автономная Республика ), Иране ( Иранский Азербайджан ), Турции и России .
История
После нападения Каджаров на Карабах некоторые коланы вернулись на родину. Баба-бей Шакир (1780—1845), который был живым свидетелем поселения курдов при царе, он пишет о них в сатирической поэме « Колани вернулись в Джамилли, Курдистан » ( азерб. Kolanı Cəmilliyə, Kürdüstanə dönüb).
А. Э. Хаганов пишет, что Аваз-бей Колан ( азерб. Əvəz bəy Kolan) был диванбеком Субханкули-хана Джанина (1680—1702 гг.), одного из эмиров Бухары, и про одного из влиятельных кыпчакских беков — Рахим-бека Колана.
Панах-Али хан , заложивший основу Карабахского ханства , упразднил структуру административно-территориальных единиц, оставшуюся от Сефевидского периода, и создал вместо неё округа. Коланский магал ( азерб. Kolanı mahalı) был образован в 1748 году как один из 25 магалов (районов) Карабахского ханства.
В одном из писем Иреванского хана Гусейн Али-хана (1759—1783) упоминается храбрость коланов [ источник не указан 403 дня ] . Во время похода грузинского царя Ираклия II на Ереван упоминается, что коланы нанесли врагам решающие удары. Во время восстания против Гусейн Али-хана коланы объединились с помощью карабахского хана Ибрагим Халила (1763—1805).
Армянские источники
Коланы снискали себе репутацию воинственного, беззаконного и неуживчивого племени. Поэтому они не признавали ни Сефевидское , ни Османское правительство и не платили налоги. Они были владельцами больших поместий, крупного рогатого скота и богатств на османских и иранских землях. Армянские источники так описывают это племя :
Колани — тюркское племя, которое творит в Дживаншире то, что разбойничьи бродячие курды в Западной Армении . Вид у них жестокий, глаза жаждущие крови, ружья на плечах и кинжалы на спине. Они скитают по равнинам и грабят имущество окрестных сёл (в основном армянских) […] Недовольствуясь тем, что они забрали у сельчан, они нападали на церкви и монастыри, убивали священников (например настоятеля монастыря св. Егише) и грабили […] Они же в прошлом убили Вильмана и грабили его конный завод .
Оригинальный текст (арм.)Քօլանի։ - սա մի թիւրք տարր է, որ Ջիվանշիրում նոյն է անուն, ինր որ աւազակ և թափառական քրդերը Տաճկահայաստանում։ Կերպարանքները՝ դաժան․ աչքերը՝ արեան ծարաւի, ուսերին՝ հրացան, մեջքներին դաշոյն, - դրանք ընդարձակ դաշտի մեջ թափառում և կողոպտում են շրջակայ գիւղականաց (մեծաւ մասամբ հայոց) ապրանքը [...] Չը բաւականանալով գիւղացիներից արած յափշտակութիւններով, Քօլանիները երբեմն յարձակվում են և վանքերի վերայ, սպանում վանահայրերին (Եղիշե Առաքեալի վանահօրը օրինակ) և վանքը թալանում։[...] Այդ տարրն էր, որ անցեալներում սպանեց Վիլմանին և կողոպտեց նրա ձիու զաւօտը։
В составе Российской империи
После вхождения в состав Российской империи азербайджанских ханств коланы не примирились с царским режимом.
Царский полковник сообщил в своей справке, что коланы не хотят подчиняться законам. Они живут на территориях бывших ханств: Нахичеванского , Эреванского , Карабахского и Ширванского . В переписях, проведённых в XIX веке, о коланах приводились конкретные цифры. Например, в камеральном списке 1873 года в сёлах коланов Шемахинского уезда числится около 500 домов. Большая часть коланов проживала по среднему течению рек Хачынчай , Габарты и Тертер . В начале XX века общая численность коланов, проживающих в Джеванширском и Шемахинском уездах составляла более 8-10 тысяч человек. В конце XIX века из-за неповиновения коланов главе Джеванширского уезда , некоторые из них были сосланы в район, расположенный в километре от села Евлахского района . Сосланные туда колани построили село Колани.
В 1920-е и 1930-е годы коланы стали жертвами репрессий , и многие из них не вернулись из сибирской ссылки .
Язык
Говорят на языке тюркской группы , на диалекте азербайджанского языка .
Религия
Мусульмане - шииты , имеются следы домусульманских верований.
Быт
Традиционно занимались кочевым скотоводством ( овцы и козы ).
Топонимика
Племя колани (келани) сохранило своё название в топонимике многих населённых пунктов в Закавказье — на территории республик Армения и Азербайджана . В наше время на территории Узбекистана , Туркмении и Казахстана сохранились названия Кулан, Куланбель, река Кулан, Голан, Колан, Гулан, Гуланчи, Гуланчи, Гуланбай, Кулан-Кипчак. Ряд топонимов «коланы, голаны» имеется в провинции Дашогуз на севере Туркменистана .
См. также
Литература
- Бандалиев Н. С. Следы племен в ойконимах горного Ширвана. Баку, 1978. № 6.
- Топонимика юго-восточной части Большого Кавказа. С. 77. Баку, 1993.
- Толковый словарь географических названий Азербайджанской ССР. С.156. Баку, 1960.
- Мир Мехди Хазани «Китаби-Тарики-Гарабаг». Т. 2. С.98. Баку, 1991.
- Гарабагнаме. Т. 1, с. 10; Т. 2. С. 402; АКАК. Т. VII. С. 152—153, 203.
- Abbasoğlu B. Kolanı-Şəhidlər yurdu. Bakı: Səda,1997, 175 s.
- Azərbaycan Sovet Ensklopediyası, V c. Bakı, Azərbaycan SSR Dövlət Nəşriyyatı, 1981, 592 s.
- Azərbaycan toponimləri. Ensiklopedik lüğət. Bakı: NPB, 1999, 588 s.
- Bağırov A.N. Naxçıvan oykonimləri. Bakı: Nurlan, 2008, 336 s.
- Bağırov A.N Naxçıvan toponimlərinin linqivistik xüsusiyyətləri. Bakı: Elm, 2002, 287 s.
- Baxşəliyev V. Naxçıvanın qədim tayfalarının mənəvi mədəniyyəti. Bakı: Elm, 2004, 320 s.
- Bəndəliyev N.S. Dağlıq Şirvanın toponimləri. Bakı: Elm, 2009, 352 s.
- Ələkbərli Ə.Y. Qədim türk oğuz yurdu — «Ermənistan» Bakı: Sabah, 1994.
- Ələkbərli Ə.Y. Qərbi Azərbaycan, I cild, Bakı, Ağrıdağ, 2000, 562 səhifə.
- Fərzəlibəyli Ş.F. Naxçıvanın XVII—XIX əsrlər tarixinə dair qiymətli sənədlər / Naxçıvan, Bakı: Elm, 1999, s. 79-94.
Ссылки
- .
- .
Примечания
- . web.archive.org (2 января 2016). Дата обращения: 28 ноября 2022. Архивировано 2 января 2016 года.
- Faiq Şükürbəyli, tarixçi-etnoqraf, fəlsəfə doktoru. (азерб.) . www.elibrary.az (2019). Дата обращения: 28 ноября 2022. 8 февраля 2022 года.
- Кавказский календарь на 1855 год 48s.
- ↑ . www.elibrary.az . Дата обращения: 28 ноября 2022. 8 февраля 2022 года.
- ↑ Курдоев К. К., Юсупова З. А., с. 522.
- ↑ Azərbaycan dilinin ensiklopedik lüğəti
- ↑ «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху его присоединения к Российской империи». СПБ, 1852, 1232 с.
- ↑ Лятиф Маммад. (рус.) (2008). Дата обращения: 28 ноября 2022. 28 ноября 2022 года.
- Uzbekskoy SSR, t.İİ, kniqa 2, str.455
- Geybullayev, G.A. (1994). From the history of the formation of Azerbaijani Turks. Baku: Azernashr publ. (In Azerb.).
- ↑ (амер. англ.) . Дата обращения: 28 ноября 2022.
- ↑ (арм.) // Пчела Армении. — 1885. — Թիվ 65 . — Էջ 3 . 17 мая 2017 года.
- 2021-05-15
- 1