Interested Article - Саттар-хан
- 2021-11-27
- 1
Саттар-хан ( перс. ستارخان , азерб. ستارخان, Səttar xan ; 1860-годы — 17 ноября 1914 , Тегеран ) — один из участников Конституционной революции в Иране 1905—1911 годов , деятель демократического движения в Иранском Азербайджане , народный герой Ирана . Получил прозвище Сардар-е Мелли ( перс. سردار ملی , то есть Вождь народа ).
Биография
Дата рождения. Происхождение
Его точная дата рождения не установлена . Примерную дату рождения привёл И. Амирхизи, который смог получить сведения у родных, и на него потом ссылались иранские авторы. Она соответствует 1867—1868 годам . Другой датой рождения, но без опоры на источники, указывается 19 августа 1868 года .
Когда кавказовед П. Петрович (М. Авдеев) в 1908 году писал, что Саттару около 45 лет, то он ссылался на интервью с участников восстания, близко знавшим Саттар-хана . Ещё одна версия даты рождения приведена секретарём генконсульства в Тебризе С. П. Голубиновым, который в том же 1908 году собирал о нём сведения. В своём докладе за 1920 год С. П. Голубинов утверждал, что Саттар-хан родился в начале 1860-х годов .
Саттар-хан родился в азербайджанской семье в одном из карадагских селений Иранского Азербайджана . На происхождение из Карадага указывает прозвище «карадаги», которое иранцы добавляют к его имени, но нет единого мнения в каком из селений он родился . По версии АСЭ он родился в магале Мамедханлы (сейчас Минджаван) Карадагского вилаята . Немецкий исламовед местом его рождения указывает селение Джанали .
Он был вторым сыном хаджи Хасана , жителя города Ахара , от его второй жены . Его отец был мелким торговцем тканями вразнос , но занялся этим после того, как оставил обработку своей земли . Покупая ткани в городах, хаджи Хасан перепродавал их среди кочевников Карадага . Кроме Саттара, у отца были ещё четыре дочери и сын Исмаил .
Ранние годы
Он был неграмотен и не умел ни читать, ни писать ни на одном языке . Согласно П. Петровичу (М. Авдееву) Саттар-хан в детстве пас скот и работал в поле . В юном возрасте его вместе со старшим братом Исмаилом схватили и в цепях доставили в Тебриз . Причиной тому послужило укрытие одного из руководителей антифеодальной борьбы. По данным И. Амирхизи, Исмаила казнили, а Саттар провёл в заключении три месяца .
В 1888 году Саттара, по не выясненным до сих пор причинам, в очередной раз арестовали. Его поместили в тюрьму Нарин-кале в Ардебиле , где обычно содержались особо важные преступники. Первое время он находился в условиях строгой изоляции. С помощью заключённого, по имени Хашем, Саттару удалось бежать из тюрьмы, после чего он жил среди шахсевенских племён юртчи и аларлу, пока не уехал в Маранд . Арест и пребывание в тюрьме, как отмечает И. Амирхизи, очень ожесточили Саттара . Саттар в дальнейшем служил в охране дороги Маранд — Салмас — Хой и устраивался для охраны поместий к разным богачам. В Салмасе он, например, в 1901—1902 годах охранял имение одного богатого ростовщика, но поскольку обязанности «мубашира» (управляющего имением) претили ему, то он покинул службу . Был даже стрелком при дворе валиахда — наследника трона в Тебризе . Тогда же, по утверждению И. Амирхизи, ему дали титул хана .
По сведениям, которые оставил С. П. Голубинов, Саттар-хан в течение 1896 года находился на службе у российского подданного Мирзы Ага Карабаги, а в 1902 году стал мубаширом в деревне Виджумбар. По приказу Низам эс-Салтанэ его в 1904 году арестовали. Однако мать Саттар обратилась к одному влиятельному лицу, по ходатайству которого он был освобождён. К себе на службу его взял первый секретарь валиахда Вакиль оль-Мольк. Через 2-3 месяца Саттар-хан стал феррашем (стражником) у валиахда в Тебризе (между январём 1904 — декабрём 1906 годов). Какое-то время он служил мубаширом в Салмасе, вернувшись потом в Тебриз .
У ряда авторов имеются некоторые расхождения в контурах его биографии. По сообщению корреспондента грузинской газеты «Али» («Пламя») после освобождения Саттар в течение 12-13 лет «разбойничал» в районе Джульфа — Тебриз, беспокоя ханов и беков . Согласно газете « Русские ведомости » в течение длительного времени он находился на заработках в промышленных центрах Закавказья, работая на строительстве Эриванской железной дороги, мастером на кирпичных заводах и в течение пяти лет на промыслах Баку . В статье, которую П. Петрович опубликовал в 1908 году в газете «Вестник Баку», утверждалось, что Саттар-хан прошёл революционную школу у дашнаков Салмасе, а не в организации « Гуммет » в Баку. Там же говорилось, что более десяти лет он являлся разбойником, затем контрабандистом, управляющим в селении Мажумдар у Керим-Ага и правительственным стражником. Однако по признанию П. Петровича, за период с 1893 по 1908 год он не имеет достоверных сведений о Саттаре .
Несколько месяцев со всадниками губернатора Хорасана Саттар-хан пробыл в Тегеране, затем ездил в Мешхед , от чего получил почётное звание « Мешеди ». Дважды (1894—1895 и в 1901—1902 гг.) совершал паломничество к святым для мусульман-шиитов местам в Кербелу и Эн-Наджаф .
Конституционная революция
К началу XX века Персия превратилась в полуколонию иностранных держав. Недовольство населения вызывала и внутренняя политика правящей династии. Волнения, начавшиеся в столице в 1905 году, к лету следующего года переросли в открытие демонстрации с требованием принятия конституции и созыва парламента (меджлиса). В сентябре в Тебризе образовался первый в стране выборный революционный орган — энджумен. 30 декабря Мозафереддин-шах был вынужден подписать первую часть конституции, а 7 октября 1907 года новый правитель Мохаммад Али-шах подписал дополнения к Основному закону. Тем не менее на протяжении 1907 года шах пытался распустить меджлис и отменить конституцию, пока 23 июня 1908 году он не совершил переворот, разогнав первый меджлис.
Начало восстания в Тебризе
В день разгона меджлиса тебризские реакционеры во главе с Мир Хашемом попытались овладеть городом и покончить с муджахидами, федаями и энджуменом. Поддержку им оказали вооружённые отряды марандского феодала Шуджа-Незама и вооружённая группы реакционеров из Карамелика (западное предместье Тебриза). В самом начале под их контроль перешла вся северо-восточная часть города (кварталы Давачи, Сорхаб, Шешкелан и Багемише) к северу от реки Майданчай (Мехранруд). Перейдя в некоторых местах на её южный берег, они заняли в районе речки высокие минареты сеид Хамза и Сахиб-эль-Амр, откуда стали обстреливать федаев. Посчитав борьбу проигранной, либеральные помещики, купцы и духовенство прекратили сопротивление. Ряд членов Тебризского энджумена укрылись в иностранных миссиях: председатель Басир ос-Солтане и Эджлал оль-Мольк нашли убежище в бесте в царском консульстве, хаджи Мехди Кузекунани и шейх Селим — в турецком, мирза Хосейн Ваез — во французском. На борьбу с реакционерами встали руководители социал-демократической организации муджахидов Али Мосью, Давафуруш, а также Багир-хан и Саттар-хан. Федаи Багир-хана удерживали юго-восточную часть города, а его главной базой служил квартал Хиабан, в то время как Саттар-хан защищал северный квартал Амирхиз .
Как гласит легенда, которая в скором времени распространилась среди горожан, Саттар-хан, облачённый в белое, с засученными рукавами и штанами, утром с пятью или двенадцатью бойцами ринулся срывать белые флаги — символ прекращения борьбы, держа при этом в одной руке винтовку, а в другой красный флаг, и водрузил в квартале Амирхиз красный флаг восстания .
На протяжении 6 дней отряды Саттар-хана и Багир-хана вели бои с реакционерами. Шах приказал направить на помощь последним отряды караджедагцев во главе с Бёюк-ханом численностью в 800 человек. 18 июня (1 июля) они подступили к Тебризу и обосновались на его юго-восточной окраине, в саду Сахиб-Диван, но отряды Багир-хана не дали им пробиться в город через квартал Хиабан. Направленный шахом малаерский полк под командованием Сехам эд-Доуле подошёл к городу 26 июня (9 июля), а уже затем сюда прибыл отец Бёюк-хана — Рахим-хан Челебианлу, который вёл новые отряды караджедагских всадников и пушки. С помощью агентов в стане защитников города, некоторых командиров федаинских отрядов квартала Хиабан, в том числе моллу Хамзу, удалось уговорить прекратить сопротивление и сдать оружие Рахим-хану, что те и сделали 30 (13) июля. Не сумев предотвратить предательство, Багир-хан с несколькими сторонниками укрылся в доме одного из них. Малаерский полк и караджедагская конница под командованием Рахим-хан численностью около 1500 человек через квартал Хиабан вступили в Тебриз и обосновались в саду Баге-Шемаль, на южной окраине города. Таким образом, квартал Амирхиз, который удерживал Саттар-хан, остался единственным районом города, продолжавшим сопротивление .
Рахим-хан попытался склонить Саттар-хана к прекращению борьбы, но тот отверг данное предложение. 2 (15) июля реакционеры перешли в наступление на квартал Амирхиз, начав обстреливать его из пушек, но им удалось продвинуться на незначительное расстояние . Саттар-хан отбивал их атаки, в то время как главная часть квартала продолжала оставаться под его контролем .
В течение нескольких месяцев федаи Саттар-хана отбивал атаки прибывавших шахских войск на главный оплот революционеров — район Амирхиз. В перерывах между атаками Саттар занялся укреплением обороны города, реформированием федайских отрядов, перевооружением. Ему удалось сдерживать свою армию от мародерства в собственном городе, благодаря чему федаи, в отличие от шахских войск, пользовались поддержкой населения Тебриза и его окрестностей. В перерывах между атаками шло строительство укреплений, разрабатывалась тактика уличных боев. В конце концов к середине октября федаями были заняты все районы города, включая плацдарм монархистов Давачи. Правительство Саттар-хана старалось поддерживать нейтральные отношения с иностранцами, чтобы не допустить открытой интервенции. В телеграмме Гартвига от 16 октября 1908 года сообщалось: «С каждым днём обаяние Саттара возрастает в ущерб шахской власти» .
Помощь с Кавказа
Большую помощь Саттар-хану оказывали выходцы с Кавказа, в том числе «Бакинский комитет помощи иранским революционерам», во главе которого стоял М. Азизбеков . Помимо оружия, в Иран из России направлялись добровольцы из числа социал-демократов. Среди прибывших к Саттар-хану был Гейдар Ами оглы . Царский дипломат доносил: «Шахским правительством получены крайне тревожные известия о роли, которую в азербайджанских событиях играют кавказские революционеры, имеющие постоянные сношения с тавризскими, поощряющие Саттар-хана, снабжая его всякими средствами для продолжения борьбы с правительством» . Секретарь генерального консульства России в Гиляне 29 сентября 1908 года сообщил генеральному консулу:
Решт вошёл в близкое сношение с бакинскими муджахидинами … Что же касается бакинских муджахидов, то они обнаруживают в настоящее время, по-видимому, усиленную деятельность. Кроме посылки эмиссара в Решт здесь следует упомянуть ещё об отправке в Тавриз отряда в 70 чел. на помощь Саттар-хану. Вместе с отправленными ранее весь отряд, доставленный в Тавриз энджоменом, составит около 800 человек. Одновременно с этим Саттар-хану отправлены в подарок панцырь и два ружья .
В своём рапорте от 1 октябре 1908 года посол Гартвиг свидетельствовал: «Лагерь Саттар-хана давно бы сложил оружие, если бы ему не оказывали помощь наши кавказцы» . Как сообщает C. von Hahn, лейб-гвардия Саттар-хана состояла из 250 мусульман, выходцев из Дагестана , которых C. von Hahn называет «страшными головорезами» . Артиллерией Саттар-хана заведывал русский матрос с броненосца « Потёмкин » Т. А. Гончаровский, известный под именем «Алёша» .
Кульминация и окончание восстания
В середине января 1909 года к Тебризу было стянуто до 40 тыс. шахских войск, включая отряды феодалов. После неудачной попытки прорваться в город в феврале шахские войска осадили Тебриз. 5 марта начался генеральный штурм города, однако и он провалился; немалую роль в победе федаев сыграли созданные в 1908 г. укрепления и хорошая тактическая выучка и дисциплинированность войск Саттара.
На протяжении 1908—1910 годов имя Саттар-хана не сходило со страниц крупнейших европейских газет . В русской и западноевропейской прессе Саттар-хана называли «азербайджанским Пугачёвым » и «персидским Гарибальди » . Современники писали о Саттар-хане:
…прошлое завещало ему храбрость, но храбрость прямо-таки рыцарскую; скромность больше всего бросается в глаза в Саттаре. Никаких диктаторских замашек у него совершенно не заметно… Саттар вместо эпитета «хан» предпочитает называть себя «слугой народа». В это отношении «дикарь» Азербайджана на несколько голов выше многих представителей нашего культурного мира .
Выражая восхищение действиями Саттар-хана, поэт Мидхат Джамал в своём стихотворении «Саттар-хан», опубликованном в газете «Таракки», писал, что лучшего правителя, чем Саттар-хан, он не желал бы для Ирана . По инициативе М. Азизбекова петербургские студенты послали приветственное письмо и поздравительный адрес Саттар-хану . .
В апреле 1909 в события в Иранском Азербайджане решает вмешаться Россия . 23 апреля царский наместник на Кавказе получает приказ двинуть на Тебриз 5-тысячный отряд для защиты русских подданных. 30 апреля этот отряд, под командой генерала Снарского, вступает в Тебриз, и оборона города прекращается. Саттар-хан, вместе с другими конституционалистами, был вынужден скрыться и нашел убежище в турецком консульстве.
Саттар-хан скончался 4/17 ноября 1914 года в Тегеране и был похоронен в Шах-Абдул-Азиме под Тегераном .
Память
- В Тебризе в честь Саттар-хана и Багир-хана был учреждён День памяти их выступления и отчеканены две медали, на оборотной стороне которых указана дата — «23 июня 1908 г.»
- В настоящее время памятники Саттар-хану установлены в Тебризе и Ахаре .
- В 1946 году , в период существования Национальное правительство Азербайджана , в Тебризе на место памятника Реза-шаха был поставлен памятник Саттар-хану, а сад «Гюлистан» переименован в сад имени Саттар-хана. После падения Национального правительства памятник был снесён .
В литературе и музыке
- Поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир создал стихотворение «Саттар-хану» (опубликована в Молла Насреддине под заглавием «Хану») .
- Выходец из Иранского Азербайджана Ашуг Гусейн сочинил дастан «Саттархан» .
- В 1957 году азербайджанский писатель Панахи Макулу создал историко-биографический роман «Саттар-хан» .
- Тарист Курбан Пиримов вместе с шушинским певцом И. Абдуллаевым создал на слова С. Ордубады песню «Саттар-хан» .
В кинематографе
- В Иране в 1972 году был снят художественный фильм « » (реж. Али Хатами )
- В 2018 году вышел телесериал .
См. также
- Конституционная революция в Иране
- Мохаммад Али-шах — шаханшах Персии, низложенный в ходе Конституционной революции.
- Багир-хан — один из ключевых фигур Конституционной революции в Иране.
- Яр Мохаммад Хан Керманшахи — один из участников обороны Тебриза.
- Гатыр Мамед — предводитель крестьянского движения в Ганджинской губернии Азербайджана в 1918—1919 гг., народный герой Азербайджана.
Примечания
- ↑ История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. — Изд-во МГУ, 1977. — С. 281.
-
Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательс︣тво, 1950. — Т. 38. — С. 135.
Оригинальный текст (рус.)САТТАР-ХАН (р. в 70-х гг. 19 в.— ум. 1914) — выдающийся деятель демократического движения в Иранском Азербайджане, народный герой Ирана.
- ↑ , с. 29.
- Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1984. — Т. 8. — С. 399.
- Anja Pistor-Hatam. SATTĀR KHAN // .
- ↑ Белова Н. К. Саттар-хан и другие деятели Табризского восстания 1908-1909 гг. // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 73: Труды сессии по вопросам истории и экономики Афганистана, Ирана и Турции. — М. : Изд-во Восточной литературы, 1963. — С. 64.
- . — М. : Наука, 1988. — С. .
- ↑ Белова Н. К. Саттар-хан и другие деятели Табризского восстания 1908-1909 гг. // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 73: Труды сессии по вопросам истории и экономики Афганистана, Ирана и Турции. — М. : Изд-во Восточной литературы, 1963. — С. 65.
- ↑ , с. 30.
- , с. 289—290.
- , с. 290.
- . — М. : Наука, 1988. — С. .
- , с. 288.
- , с. 32.
- , с. 292—293.
- ↑ , с. 294.
- . — М. : Наука, 1988. — С. .
- Шамида А. И. Гейдар Ами оглы (биографический очерк). — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1973. — С. 30.
- Казиев М. А. Мешади Азизбеков: жизнь и деятельность. — Баку: Гянджлик, 1976. — С. 48—49.
- Бор-Раменский Е. К вопросу о роли большевиков Закавказья в иранской революции 1905—1911 годов // Журнал Историк-марксист. — 1940. — № 11 . — С. 95 .
- Бор-Раменский Е. К вопросу о роли большевиков Закавказья в иранской революции 1905—1911 годов // Журнал Историк-марксист. — 1940. — № 11 . — С. 96 .
- Шитов Г. В. Персия под властью последних Каджаров. — Л. : Изд-во АН СССР, 1933. — С. 118.
- Шамида А. И. Ленин и Иран. — Баку: Элм, 1970. — С. 10.
- , с. 35.
- Белова Н. К. Саттар-хан и другие деятели Табризского восстания 1908-1909 гг. // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 73: Труды сессии по вопросам истории и экономики Афганистана, Ирана и Турции. — М. : Изд-во Восточной литературы, 1963. — С. 67.
- , с. 36.
- Казиев М. А. Мешади Азизбеков: жизнь и деятельность. — Баку: Гянджлик, 1976. — С. 50.
- , с. 39.
- , с. 33.
- Гасанлы Дж. П. СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941—1946 гг). — Герои Отечества, 2006. — С. 219, 450. — ISBN 5-91017-012-0 .
- Сабир. Сатира и лирика (Хоп-хоп-намэ). — Советский писатель, 1950. — С. 163—164, 352—353.
- . Краткая литературная энциклопедия. Дата обращения: 12 февраля 2012. 7 марта 2016 года.
- . Краткая литературная энциклопедия. Дата обращения: 12 февраля 2012. 7 марта 2016 года.
- Абасова Э. Курбан Примов. — Советский композитор, 1963. — С. 13.
Литература
- Белова Н. К. Саттар-хан — герой иранской революции 1905—1911 гг. // Иран. История и современность. — М. : Наука, 1983.
- Иванов М. С. Иранская революция 1905-1911 годов. — М. : Изд-во ИМО, 1957.
Ссылки
- Видеоматериалы
- 2021-11-27
- 1