Interested Article - Девичья башня (балет)
- 2021-09-06
- 1
«Девичья башня» ( азерб. Qız qalası ) — балет в трёх действиях с прологом и эпилогом, первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке . Автор музыки и либретто Афрасияб Бадалбейли .
Премьера
Премьера балета состоялась 18 апреля 1940 года на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета . Постановка С. Кеворкова , В. Вронского . Художником был Ф. Гусак.
Главные партии на премьере балета исполняли:
- Гюльянак — Гамэр Алмасзаде (затем Т. Алиева)
- Джангир-хан — А. С. Урванцев
- Полад — Константин Баташев
- Айпери, кормилица — М. Бабаева
- Мать Гюльянак — Л. Тахмасиб
Последующие постановки
В 1948 году в том же театре состоялось возобновление спектакля в новой хореографической редакции Гамэр Алмасзаде; следующее возобновление — в 1958 году , в новой редакции.
Главные партии в 1958 году исполняли:
- Гюльянак — Лейла Векилова (затем Рафига Ахундова , Тамилла Ширалиева )
- Джангир-хан — Константин Баташев
- Полад — Максуд Мамедов (затем Юрий Кузнецов, Владимир Плетнёв)
24 октября 1999 года состоялась новая редакция балета. Автор новой редакции — Юлана Аликишизаде. Автор новой музыкальной редакции — Фархад Бадалбейли . Главные партии исполняли:
- Гюльянак — Медина Алиева
- Полад — Гюльагаси Мирзоев
- Джангир-хан — Юрий Лобачев
- В балете также принимает участие коллектив Государственного ансамбля танца под руководством Афаг Меликовой.
Музыка балета
Композитор воссоздаёт в балете и образно-интонационный строй, типичный для фольклорных произведений. Примером этого служат пляски крестьян, танец свахи, вступление к первому действию, партию Айпери. Бадалбейли ввёл в балет и подлинные азербайджанские мелодии — лирическую песню « Ай, бэри бах » («Танец девушек» из первого действия), танцевальные напевы « Тэрэкэмэ », «Кикиджан» (танец крестьян из первого действия, вступление к этому же действию), рэнг мугама « Баяты-шираз » (танец Гюльянак из третьего действия). Бадалбейли использовал также армянские («Танец армянских гостей»), узбекские («Танец узбекских гостей»), иранские («Танец персидских гостей») мелодии. С помощью народных тем композитор даже стремится осуществить «сквозное» музыкальное развитие. Так, «Ай, бэри бах» печально звучит в эпилоге, воскрешая в памяти героини былые светлые дни, а «Кикиджан» — в «Сцене в темнице» (воспоминания Полада) .
Галерея
-
К.Баташев (Полад) и Г.Алмасзаде (Гюльянак), 1940 г.
-
Н.Рамазанова (Гюльянак) и Г.Мирзоев (Полад), 1999 г. (Фото И. Джафарова )
Примечания
- ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973
-
31 мая 2014 года.
…первый балет на мусульманском востоке появился у нас.
- Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1. А — Ангоб. 1969. 608 стр., илл.; 47 л. илл. и карт, 1 отд. л. табл.
- Э. Г. Абасова, К. А. Касимов. Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана 1920-1956. — Элм, 1970. — С. 84. — 178 с.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- (недоступная ссылка)
- 2021-09-06
- 1