Автор трёх опер, трёх балетов и трёх симфоний, а также многочисленных произведений программной, камерной, инструментальной музыки, музыки к спектаклям и кинофильмам.
После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на
рабфаке
Бакинской консерватории
(класс фортепиано
) (1930—1935), с 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у
Л. М. Рудольфа
и основам народной музыки — у
У. Гаджибекова
. К этому времени относятся его первые композиторские опыты, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства.
В 1937 году, во время обучения, принял участие в фольклорной экспедиции Научно-исследовательского музыкального кабинета, где изучал и записывал песни
ашугов
и
мугамы
. Через год поступил в
Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского
, где совершенствовал мастерство у
А. Н. Александрова
(композиция) и
С. Н. Василенко
(инструментовка). Занятия были прерваны
войной
. В этот период возвратился в Баку и стал художественным руководителем
Азербайджанской филармонии
. Занятия в консерватории возобновились в 1943 году. В 1946 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции
Д. Д. Шостаковича
). Дипломной работой стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.
Композиторскую деятельность совмещал с активным участием в музыкальной жизни
Азербайджана
: был художественным руководителем
Бакинской филармонии
(1941—1942), заведующим сектором музыки Института искусств
АН Азербайджанской ССР
(1948—1949).
В 1937 году стал членом Союза композиторов Азербайджанской ССР. С 1953 года — председатель, первый секретарь СК Азербайджанской ССР, с 1962 — секретарь правления
Союза композиторов СССР
. Член
Союза кинематографистов СССР
(с 1957).
Творческое наследие композитора охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Одним из самых примечательных произведений студенческого периода являлась фортепианная пьеса «Царскосельская статуя», написанная под впечатлением стихов
А. С. Пушкина
. Другим произведением, созданным в годы студенчества, стала «Песня счастья», написанная для фортепиано и симфонического оркестра. Она была посвящена 20-летию
Октябрьской революции
. Во время учёбы в
Москве
вместе с
Джовдетом Гаджиевым
работал над оперой «Ветен»
.
Одной из важных сфер творчества композитора является музыка, написанная к фильмам и театральным постановкам. Он начал писать такую музыку в 1950-м году, и с этого времени она стала особой сферой его композиторского искусства. В Азербайджане жанр «музыка к кинофильмам» возник во многом благодаря именно ему и успешно развивался.
Уже в произведениях, относящихся к 1930—1940 годам, закладывается будущая характерная особенность творческого почерка композитора — оригинальные формы синтеза фольклора и профессионального исполнительского искусства, благодаря чему в интонационную атмосферу современности вплетался богатый опыт народной музыки.
Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние поэта
Низами Гянджеви
—
симфоническая поэма «Лейли и Меджнун»
, симфоническая сюита «Семь красавиц», балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора. Заслуживает внимание произведение «Осень», написанное на стихи Низами Гянджеви для хора и капеллы. Также под влиянием поэта обработал для голоса и оркестра три
теснифа
на стихи Низами («Лейли», «Ширин», «Сарандж»).
В 1960—1970-х годах, присутствуя на премьерах своих балетов, побывал в нескольких зарубежных странах. В 1961 году в связи с исполнением Второй сюиты из
балета «Тропою грома»
участвовал в
Первом Международном фестивале современной музыки
в
Лос-Анджелесе
. В 1963 году
Ленинградский Малый Оперный театр
с постановкой «Семи красавиц» находился на гастролях в
Каире
, в связи с чем композитор побывал с визитом в
АРЕ
. В 1964 году принял участие в фестивале современной музыки «Варшавская осень». В 1966 году был избран председателем жюри Второго общесоюзного конкурса дирижёров и в составе делегации мастеров советской культуры и искусства побывал в
Испании
. В 1969 году, в составе этой же делегации, посетил
Японию
. В том же году принял участие во всемирном фестивале танца, состоявшемся в
Париже
. На нём был представлен балет «Семь красавиц» и балетная постановка на музыку симфонической поэмы «Лейли и Меджнун». В 1973 году избирался членом жюри V
Международного музыкального конкурса имени П. Чайковского
, участвовал в международном конгрессе по вопросам
модальной музыки
в
Турции
.
Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль композитора тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период его творчества, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).
Автор ряда критических статей, некоторые из которых были опубликованы в Баку в 1988 году.
В Баку, в парке рядом с кинотеатром «
Низами
» установлен памятник композитору (скульптор —
Фазиль Наджафов
).
В Баку, на стене дома, в котором жил композитор (
, 21), установлена мемориальная доска.
20 июня 2014 года в Москве в
Трёхпрудном переулке
, 11/13, в доме, где с 1973 по 1982 год жил Кара Караев, была открыта мемориальная доска
(авторы — скульптор Г. Хагверди и архитектор П. Козлов)
Карагичева Л.
Балеты Кара Караева. —
Л.
: Музгиз, 1959.
Карагичева Л.
Кара Караев. —
М.
: Советский композитор, 1960.
Бонч-Осмоловская Е. К.
Балеты Кара Караева «Семь красавиц» и «Тропою грома». —
М.
: Советский композитор, 1961. — 89 с.
Томсон Г. В. (сост.).
«Тропою грома» Кара Караева. —
Л.
: Государственное музыкальное издательство, 1962. — 44 с. —
6000 экз.
Фархадова Р.
Балеты Кара Караева. — Баку, 1970. — 54 с.
Персон Д. М.
К. А. Караев. Ното-библиографический справочник. —
М.
: Советский композитор, 1976. — 192 с.
Караев К. Статьи. Письма. Высказывания. / Составитель
Л. В. Карагичева
. —
М.
: Советский композитор, 1978. — 462 с.
Карагичева Л.
Кара Караев: личность, суждения об искусстве. —
М.
: Музыка, 1994.
Ссылки
Автор проекта Анна Амрахова, директор проекта
(азерб.)
(
.
(неопр.)
. qara-qarayev.musigi-dunya.az. Дата обращения: 1 февраля 2015.
(рус.)
(азерб.)
(англ.)
Azad Sharifov.
(англ.)
// Azerbaijan International. — Autumn 1998. —
No. 6.3
. —
P. 24—32
.
Aida Huseinova.
(англ.)
// Azerbaijan International. — Spring 2003. —
No. 11.1
. —
P. 14
.
// Azeri.ru.
Бретаницкая А.
// Belcanto.ru. — 2 января 2011.
//
Баку
: журнал. — 2013. —
№ 36
.
7 февраля 2015 года.