Interested Article - Яллы
- 2020-02-21
- 1
Яллы ( азерб. Yallı ) — широко распространённый азербайджанский массовый хороводный народный танец или праздничная хороводная пляска , являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев .
Исполняется яллы на открытом воздухе . Отличается выразительностью, богатством, эмоциональностью и разнообразием содержания . Различными видами танца яллы считаются такие танцы, как кочари , учаяг, телло , тензэрэ , галадангалая .
В 2018 году ЮНЕСКО объявило яллы (кочари, тензэрэ), традиционные групповые танцы Нахчывана одними из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества от Азербайджана , нуждающихся в срочной охране .
Этимология
Слово «Ял» в азербайджанском языке имеет несколько значений, одно из которых — «горы». Название танца, предположительно, восходит к слову именно в этом значении, так как взявшиеся за руки танцоры яллы в некотором смысле напоминают горную цепь . К примеру, в 30 км к югу от города Гянджа расположен ряд горных вершин, называющийся «Сары ял» . Согласно музыковеду , и танец, где исполнители выстраиваются в ряд, получил, таким образом, в народе название яллы. Часто этот танец в народе называют и «эл яллысы» («народный яллы») .
Исполнение
Яллы является очень популярным танцем в Азербайджане. Он исполняется на свадьбах, гуляньях и народных торжествах. В танце принимают участие как мужчины, так и женщины . Возглавляющий танец глава хоровода называется «яллы баши» . Выйдя на середину круга, он начинает играть шёлковым платком. Постепенно к «яллы баши» один за другим присоединяются все желающие, соединяются мизинцами и образуют полукруг. Все исполнители следят за движениями главы хоровода и за его платком. Взмах платка является своеобразным приказом ведущего. Все танцующие по кругу следуют за «яллы баши» и в точности повторют его движения . Ведущий танца руководит ходом танца, его началом, концом, а также правильным исполнением танцорами действий во время танца. «Яллы баши» как правило помогают стоящий рядом с ним танцор «муавин» и стоящий в конце группы танцор «аягчы» .
Количество танцоров в хороводе яллы является неопределённым. Зачастую, в группе яллы принимают участие 10-15 человек. Однако, в Шаруре были свадьбы, на которых в танец яллы выстраивалось до 80-100 мужчин и женщин .
Наблюдавший танец «яллы» в середине XIX века русский этнограф П. Востриков в своей статье «Музыка и песня у адербейджанских татар» , опубликованной в 1912 году в « Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа » , так описывает этот танец :
…юноши иногда устраивают игру известную под названием „яллы". Она состоит в том, что человек 10—12 становятся в ряд, один за другим. Впереди идет выборное лицо с прутиком в руке. Ему должны беспрекословно подчиняться все остальные... и... исполнять все телодвижения, жесты, какие только вздумаются первому, т. е. главному танцору… в противном случае начальник будет бить неисполнивших его приказаний или ошибающихся своим прутиком.
При сравнении современного танца «яллы» с его исполнением в XIX веке видно, что он сильно усложнился, но так же, как и раньше остаётся одним из самых популярных коллективных танцев .
Коллективный мужской танец «яллы» относится также к первичным формам театральных представлений азербайджанского народа .
Азербайджанский исследователь М. К. Аллахвердиев разделяет «яллы» на две группы. К первой группе он относит такие яллы, как « Кочари », « Газ-газы » , «Чоп-чопу», а ко-второй — «Урфани», « Тэнзэрэ », «Донэ». В яллы второй группы элементы театральности, по словам Аллахвердиева, более выпуклы и чётче обрисованы, чем в танцах первой .
На некоторые виды танца яллы оказали влияние схожие по характеру с яллы танцы армян и курдов (особенно курдские танцы) .
Носившая название танца танцевальная группа «Яллы» Ильичевского района Нахичеванской АССР собирала и возрождала забытые песни и танцы «яллы». Группой были подготовлены такие виды яллы, как «Эл хавасы» , «Шарур» , «Дорд аягы» , «Нахичеван яллысы», «Газы-газы», «Кочари», «Тэнзэрэ» и другие танцы. Руководила ансамблем народная артистка Азербайджанской ССР Амина Дильбази . Яллы входил также в репертуар танцевального коллектива Ильичевского Дома культуры Нахичеванской АССР .
В искусстве
Танец яллы использовался в операх « Кёроглы » Узеира Гаджибейли (музыка хора, в которой претворяются стилевые черты танца) и « Наргиз » Муслима Магомаева (в первом действии) , а также в балете «Гюльшен» Солтана Гаджибекова (хоровод «Яллы» из последнего акта) .
Яллы широко использовал в своём творчестве Кара Караев . Двухдольный ритм танца ощущается в различных тактовых размерах. По словам музыковедов Эльмиры Абасовой и Кубада Касимова , в балете композитора « Семь красавиц » яллы приобретает многогранные образные трансформации, в народных сценах звучит мужественно-героически, в «танце-игре Айши и Мензера» — шутливо, в исполнении Визиря — гротесково .
Композитором Рауфом Гаджиевым была сочинена балетная миниатюра «Яллы» . Композитор Эльмира Назирова в одной из своих музыкальных пьес использовала интонации хороводных песен-танцев типа яллы .
Танец нашёл отражение в таких азербайджанских фильмах, как «Двадцатая весна» (1940), «Очаг» (1987) и «Шарурский яллы» (2006).
Примечания
- Комментарии
- «Адербейджанскими татарами» в то время русские путешественники часто называли азербайджанцев , а их язык — «татарским». Подробнее см. раздел « Экзонимы » статьи « Азербайджанцы ».
- Источники
- ↑ Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Глава XVII. Танец. Балет / Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. //
- ↑ Абасова Э. А. Азербайджанская музыка // Музыкальная энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982).
- ↑ , с. 162.
- Керимова Т. М. Азербайджанское народное представление «Хан-хан оюну» // Зрелищно-игровые формы народной культуры / Отв. ред. и сост. Л. М. Ивлева. — Л. : Искусство , 1990. — С. 216 .
- Касимов К. А. Нахичеванская АССР // Музыкальная энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982).
- Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика. Музыка / Касимов К. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
Robert Gottlieb.
(англ.)
//
The New York Times
. — 1998. — 26 July.
24 марта 2022 года.
I find it difficult to imagine someone without a predisposition to read about such matters as Azerbaijani folk dance («One type of yally has various forms known as kochari, uchayag, tello, and galadangalaya; another type is a dance mixed with games called gazy-gazy, zopy-zopy, and chopu-chopu») browsing profitably through Oxford’s many hundreds of pages of such information.
- (англ.) . unesco.org . Официальный сайт ЮНЕСКО. Дата обращения: 4 января 2021. 29 мая 2019 года.
- , с. 7.
- ↑ , с. 278.
- Народы Кавказа: Этнографические очерки / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 640. — 684 с.
- , с. 7-8.
- , с. 8.
- Востриков П. Музыка и песня у адербейджанских татар // СМОМПК . — Тф. , 1912. — Вып. 42-й . — С. 9 .
- Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Глава XVIII. Драматический театр / Касимов К. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- , с. 104.
-
Гасанов К.Н.
Азербайджанский народный танец. —
М.
: Искусство, 1978. — С. 89.
Правда, армяне и курды также имеют танцы, схожие по характеру с яллы, они оказали влияние на некоторые виды яллы (особенно курдские танцы), но яллы, несомненно, самый старинный азербайджанский танец.
- Зейналов И. А. Некоторые вопросы духовной культуры населения Нахичеванской АССР // Известия Академии Наук Азербайджанской ССР. — 1981. — № 4 . — С. 90 .
- Константиновский Я. Конференция «Фольклор и современность» и концерт современной народной музыки // Современность и фольклор. — 1977. — С. 328 .
- // Электронная энциклопедия Узеира Гаджибекова / Ответственный редактор . 15 июня 2022 года.
- Опера «Нэргиз» // Искусство Азербайджана. — Б. : Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1968. — Т. XII . — С. 32 .
- , с. 279.
- Абасова Э. Г. , Касимов К. А. Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана. 1920 — 1956. — Б. : Элм, 1970. — С. 141. — 178 с.
- Касимов К. А. Гаджиев Р. С. // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники).
- Гусейнова А. Г. Обработки азербайджанских народных песен для фортепиано Э. Назировой (тетради для фортепианных пьес и сборник Детские пьесы») // Известия Академии наук Азербайджанской ССР . Серия литературы, языка и искусства. — 1976. — № 1 . — С. 37 .
Литература
- На азербайджанском
- (азерб.) Азербайджанские народные танцевальные мелодии. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1965. — Т. I. — 42 с.
- На английском
- Gulieva Aynura. // Asian Social Science. — 2011. — Т. 7 , № 5 . — С. 244 . — ISSN . — doi : . 4 марта 2016 года.
- На русском
- Касимов К. А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество. Народные танцы // Народы Кавказа: Этнографические очерки / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2 . — С. 161—163 .
- Ткаченко Т. С. Народный танец / Под ред. Н. И. Львова. — М. : Искусство , 1967. — 656 с.
- Аллахвердиев М. К. Обрядовые сцены «яллы» // Издательство Академии наук Азербайджанской ССР. — Б. , 1972.
- № 12 . — С. 11—14 . Музыкальное толкование «Яллы» // Елм ва хаят. — Б. , 1985. —
- Хороводные танцы «яллы» Нахичеванской зоны. — Б. , 1994. — 24 с.
Ссылки
- от 13 августа 2009 на Wayback Machine
- от 3 декабря 2020 на Wayback Machine
- Видеоматериалы
- на YouTube а постановке Алибабы Абдуллаева (1956)
- на YouTube
- на YouTube
- на YouTube
- 2020-02-21
- 1