Interested Article - Усулиты
- 2021-10-19
- 1
Усули́ты ( араб. الاصولية , аль-‘усулиййун ) — последователи усулийи — направления в шиитском фикхе , признающего правомерность иджтихада , понимаемого как процесс дедуктивного вывода исламских законов из Корана и сунны .
Подавляющая часть современных шиитов-двунадесятников являются приверженцами усулийи . В рамках этого направления сформировался институт таклида — следования фетвам компетентного муджтахида в вопросах фикха . Наиболее авторитетными усулитскими муджтахидами в сегодняшнем мире являются верховный лидер Ирана — Рахбар Али Хаменеи , Али Систани , Макарем Ширази , в недалёком прошлом — лидер Исламской революции в Иране аятолла Рухолла Хомейни , а также покойные Мухаммад Фазиль Ланкарани ( Иран ), Абу-ль-касим аль-Хои ( Ирак ), Мухаммад Хусейн Фадлалла ( Ливан ).
Оппонентами усулитов являются ахбариты — резкие противники иджтихада и практики проверки хадисов на достоверность. Поскольку они отвергают иджтихад в любом его виде, у них нет муджтахидов. Сегодня ахбаритские общины существуют в основном в Пакистане , Индии , Ираке , арабских странах Персидского залива .
Истоки усулитской школы
Основоположником усулитской школы можно считать Алламе Хилли , который впервые употребил чисто суннитское до тех пор понятие иджтихад в приемлемом для шиитов смысле. Так, если раньше суннитские факихи понимали иджтихад как опору на собственное мнение в вынесении правового решения, то аль-Хилли интерпретировал иджтихад как процесс дедуктивного вывода шариатских норм из их первоисточников — Корана и сунны . Первый подход был неприемлем для шиитских богословов, поскольку имамы Ахль аль-Бейт настаивали на полноте сакральных источников ислама — то есть они учили, что в них содержится ответ на любой правовой вопрос, будь то в явной или имплицитной форме. Суннитские законоведы придерживались иного мнения, и считали, что в вопросах, где Коран и Сунна не дают явного ответа, факих может полагаться на свои догадки и пристрастия.
Однако Алламе Хилли изменил трактовку термина «иджтихад», понимая его как использование рациональных методик при извлечении норм закона из Корана и сунны.
Иракский учёный Мухаммад Бакир ас-Садр пишет на этот счёт следующее:
В соответствии с новым пониманием иджтихада, законоведу не разрешается обосновывать выведенные им законы шариата иджтихадом, в то время как, согласно второму значению, иджтихад – не источник законов, а процесс выведения законов из их источников. Так, если законовед говорит: «Это мой иджтихад», это означает, что он вывел шариатскую норму посредством дедукции из источников права с помощью имеющих силу доводов.
А вот как ас-Садр определяет предмет науки илм аль-усул , давшей название самому усулитскому направлению:
Ильм аль-усуль напоминает науку логики, ибо изучает особую категорию мышления – правовое мышление и процесс вывода законов из источников. Ильм аль-усуль исследует основные общие элементы, которые должен содержать в себе процесс дедуктивного вывода, и с которыми он должен согласовываться для того, чтобы дедукция и выводы, которые делает законовед, были правильны.
Таким образом, илм аль-усуль — это ещё и наука о рациональных методах вывода законов из Корана и сунны. Она тесно связана с логикой, а также с лингвистическим анализом текста. Так, методы, используемые илм аль-усул , позволяют выявить значения и смыслы употребляемых в Коране оборотов, установить, какой смысл имели встречаемые в Коране и хадисах выражения на момент жизни пророка Мухаммеда и шиитских имамов . Мухаммад Бакир ас-Садр обращает внимание на такие рациональные ( ‘акли ) источники фикха , как опора на общественное мнение при трактовке ряда понятий (например, если мы хотим определить, что такое азартные игры или развлекательная музыка ), калам ( схоластическая теология ), философия , анализ общественно-исторического контекста аята или хадиса и т. д. Современные специалисты по илм аль-усул также отмечают, что крайне важную роль в ней играет первичное чёткое определение всех встречающихся в Коране и сунне понятий.
Источники фикха в усулизме
Усулиты признают 4 источника фикха :
- Коран ;
- Сунна пророка Мухаммеда , Фатимы Захры и двенадцати имамов ;
- Иджма ;
- Акль (рациональные методики).
Обращаясь к Корану как к источнику исламского права, усулитские муджтахиды интерпретируют его через призму толкования, данного имамами Ахл аль-Бейт. Что касается Сунны, в рамках шиитских богословских наук, изучаемых в хаузе, существует дисциплина ильм ар-риджал (наука о передатчиках) и ильм аль-хадис (наука о хадисах и их классификации). Шииты не признают хадисы, восходящие только к врагам Ахл аль-Бейт и не передававшиеся в то же время ими самими или их сторонниками. Они отвергают хадисы, противоречащие Корану, и не считают полностью достоверными шесть суннитских канонических сборников. Более того, усулитские учёные отмечают, что и в шиитских сводах (« Аль-Кафи », « Ман ла йахдуруху-ль-факих », « Аль-Истибсар », « Тахзиб аль-ахкам », « Васаил аш-шиа », « Бихар аль-анвар » и т. д.) встречаются слабые и поддельные предания. Они полагают, что даже в этих сборниках многие хадисы подлежат выбраковке и ревизии.
Признавая необходимость использования акля (рациональных методов) в иджтихаде, усулиты отвергают такие суннитские практики, как кийас (суждение по аналогии) и ар-рай (опора на собственное мнение там, где вердикт Корана и Сунны не дан в явной форме). Шестой имам шиитов, основоположник джафаритской школы фикха Джафар ибн Мухаммад ас-Садик , критиковал основателя ханафитского мазхаба Абу Ханифу за то, что тот ввёл в оборот практику кияса. В спорах с Абу Ханифой имам ас-Садик неоднократно демонстрировал на примерах, что использовании аналогии часто неадекватно нормам исламского фикха и ограничивает разум ( акл ) исследователя.
Основные персоналии
Хотя именно Алламе аль-Хилли первым дал новое определение понятию «иджтихад», де-факто шиитские учёные использовали усулитский метод и до него. Ахбаритские критики записывают в число «первых усулитов» шейха ас-Садука, шейха Муфида, шейха ат-Туси и сейида аль-Муртазу.
В своей книге «История илм аль-усул» Мухаммад Бакир ас-Садр отмечает, что потребность в этой науке была исторической, а значит, появление усулитской школы было закономерным. Он называет ряд ключевых имён учёных, бывших первопроходцами в этой области. Среди них:
- Шейх Мухаммад ибн Мухаммад ибн Нуман (ум. 413 г. хиджры), больше известный как шейх Муфид . Его перу принадлежит трактат по илм аль-усул .
- (ум. 436 г.хиджры), ученик шейха Муфида, написавший на эту тему довольно пространную работу под названием «Аз-Зариа» .
- Шейх Абу Джафар Мухаммад ибн аль-Хасан ат-Туси (ум. 460 г. хиджры), на тему илм аль-усул он написал фундаментальный труд «Аль-идда» , её же он также касается в предисловии к своему главному труду по фикху «Аль-Мабсут» . В числе важных правовых работ также стоит упомянуть его работу «Ан-Нихаййа» .
- Мухаммад ибн Ахмад ибн Идрис (ум. 598 г. хиджры), автор книги «Ас-Сара’ир» .
- Сейид Джалил Хамза ибн Али Зухра Хусейн Халаби (ум. 585 г. хиджры), современник ибн Идриса, автор другого важнейшего труда по илм аль-усул — «Аль-Гунья» .
- Мухаккик Наджмуддин Джафар ибн Хасан ибн Яхъя ибн Саид Хилли (ум. 676 г. хиджры), автор выдающегося исследования по фикху «Шараи аль-Ислам» , равного по своему значению труду ат-Туси «Ан-Нихаййа».
- Аль-Хасан ибн Юсуф ибн Али ибн Мутаххар (ум. 726 г. хиджры), ученик Мухаккика аль-Хилли, написавший ряд книг по основам фикха, среди которых «Тахзиб аль-вусул ила илм аль-усул» , «Мабадиу-ль-вусул ила илм аль-усул» и т. д.
- Хасан ибн Зайнуддин (ум. 1011 г. хиджры), автор труда «Аль-Ма‘алим» .
- Шейх Бахаи (ум. 1031 г. хиджры), автор книги «Зубдат аль-усул» .
Конфликт с ахбаритами
В 17 веке н. э. (11 веке хиджры ) в среде шиитов-двунадесятников появилось движение ахбаритов , бросившее вызов иджтихаду (даже в его новом, не противоречащем шиизму понимании) и науке об основаниях юриспруденции. Основателем этого движения стал мулла Мухаммад Амин Истерабади (Астарабади), автор книги «Фаваид аль-Маданиййа» , в которой он яростно критиковал использование рациональных методик в религиозных науках. Изо всех источников фикха ахбариты признают только хадисы из шиитских сборников, причём они относятся к ним очень ревностно, считая их все достоверными и не подлежащими ревизии. Они даже Коран не считают полноценным источником исламского права, полагая, что обращаться к нему можно только тогда, когда в наличии имеется тафсир Непорочных к конкретным аятам.
Мухаммад Бакир ас-Садр и Муртаза Мутаххари отмечают, что появление ахбаритского движения нанесло серьёзный ущерб науке ильм аль-усулБ и привело к временной стагнации в шиитской правовой мысли. Тем не менее, и этот период обладал своей значимостью для шиизма, ибо именно тогда были составлены такие фундаментальные энциклопедии хадисов, как « Бихар аль-анвар » и « Васаил аш-шиа ».
Ситуация изменилась, когда в рамках усулитского направления возникла новая школа, поставившая задачу опровергнуть доводы ахбаритов и защитить илм аль-усул от их нападок. Она была создана в Кербеле усилиями обновителя Мухаммада Бакира Бахбахани (ум. 1206 г. хиджры). Он написал книгу «Аль-фаваид аль-хаириййа» , в которой жёстко раскритиковал ахбаритов и указал на их ошибки. С этого момента началось возрождение науки илм аль-усул , а деятельность школы Бахбахани стала точкой отсчёта в исторической победе усулитов над ахбаритами.
Усулизм и политика
В XX веке именно в рамках усулитского направления аятолла Рухолла Хомейни создал свою доктрину исламской революции и политическую теорию, разработав проект государственного устройства Исламской республики Иран . Фактически, аятолла Хомейни переработал старую усулитскую концепцию вилаят аль-факих , согласно которой в период сокрытия двенадцатого имама аль-Махди власть в шиитской общине должна принадлежать муджтахидам, передающим достоверные предания. Аятолла Хомейни разработал проект государства, в котором верховная власть принадлежит вали-е факих ( Рахбару ) — наиболее сведущему и справедливому муджтахиду, обладающему статусом марджи’ ат-таклид ( образец , буквально — « источник подражания» ).
Такая доктрина могла появиться лишь рамках усулитского направления, поскольку ахбариты, как уже было отмечено выше, не признают института муджтахидов и, более того, проповедуют пассивное ожидание Имама аль-Махди и невмешательство в политику.
Примечания
- Мухаммад Бакир ас-Садр. История илм аль-усул, Москва, «Исток», 2009, стр. 39.
- Там же, стр. 20.
Литература
- Мухаммад Бакир ас-Садр. История илм аль-усул. Москва, «Исток», 2009.
- и
- 2021-10-19
- 1