Interested Article - Ахбариты

Ахбариты ( араб. اخباري ‎, аль-ахбариййун ) — направление в шиизме двенадцати имамов , возникшее в 17 веке н. э. (11 веке хиджры ). Ахбариты выступали против использования иджтихада шиитскими муджтахидами , ссылаясь на ряд хадисов в шиитских сборниках. Они также отвергали роль разума в религиозных дисциплинах.

Рассматривая иджтихад (в любом его виде) как абсолютно недозволенную практику, ахбариты запрещают делать таклид кому бы то ни было, кроме Непорочных . Тем самым, они отвергают авторитет муджтахидов и марджи ат-таклид , последователями которых являются миллионы шиитов во всем мире. Точно так же, ахбариты убеждены в невозможности учреждения исламского правления до прихода имама аль-Махди , и рассматривают любую иную власть как не легитимную. Вместе с тем, они сторонятся политики, делая ставку на пассивное ожидание Сокрытого имама.

Оппоненты ахбаритов известны как усулиты , то есть сторонники дисциплины илм аль-усул — науки о рациональных основаниях исламской юриспруденции.

Основатель

Основателем ахбаритского движения стал , учёный-мухаддис, написавший программный труд «Фаваид аль-Маданиййа» . В этой книге он подверг критике рационалистические тенденции в шиитском богословии и праве ( фикхе ), критикуя многих учёных усулитского направления, начиная с шейха ат-Туси , а также взгляды множества философов и мутакаллимов . Так, помимо ат-Туси, под огонь критики Астарабади попали многие другие из ранних шиитских богословов и факихов , которые внесли вклад в формирование усулитской школы: , , шейх Муфид , .

Критика усулитской школы

Мухаммад Амин Астарабади отвергал усулитский подход, согласно которому у фикха четыре источника:

  1. Коран;
  2. Сунна пророка Мухаммада, Фатимы Захры и двенадцати имамов;
  3. Аль-иджма;
  4. Акль.

Астарабади считал, что лишь Сунна (в её расширенном шиитском понимании) может служить аутентичным источником фикха для шиитов. Он полагал, что никто не вправе напрямую обращаться к Корану и толковать его, потому что это исключительная прерогатива Непорочных — пророка Мухаммада и двенадцати имамов. Поэтому шиитские факихи должны апеллировать к их хадисам . Что касается Корана, то источником правовых норм могут служить лишь те его части, к которым в хадисах сохранился тафсир . Более того, Астарабади поднимал вопрос и об искаженности существующей версии Корана, в то время как усулитские шиитские богословы не принимают тезиса о наличии искажений в кораническом тексте.

Основатель ахбаризма также отрицал легитимность такого источника, как иджма , считая, что усулиты заимствовали её у суннитов . Он также не признавал авторитета разума в религии и фикхе.

Астарабади отвергал науку о хадисах, также считая её нововведением суннитского происхождения. Он жёстко критиковал Алламе Хилли за то, что он классифицировал хадисы на достоверные ( сахих ), документально подтверждённые ( мувассак ), хорошие ( хасан ) и слабые ( да’иф ). Астарабади выступал против науки илм ар-риджал , то есть изучения биографий передатчиков хадисов с целью проверки их надёжности.

Мухаммад Амин Астарабади категорически не признавал легитимность иджтихада , поскольку эта практика критикуется в хадисах двенадцати имамов (в то время как усулиты убеждены, что с тех пор термин изменил своё значение и не обозначает больше той практики, которая запрещена в этих хадисах).

Сенсуализм Астарабади

Негативное отношение Астарабади к усулизму и шариатским наукам, которые развивались в его лоне, равно как и к использованию рациональных ( акли ) методик и иджтихада, было продиктовано его философскими воззрениями, которые многие исследователи считают близкими сенсуализму .

Так, Астарабади не признавал за разумом компетенции в сфере религии, метафизики и в области сверхчувственного. Он считал ощущения и эмпирический опыт источниками знания, первичными по отношению к последующему рациональному осмыслению чувственного опыта. Астарабади ограничивал сферу полномочий разума математикой, которая зиждется на аксиомах, и естественными науками, в основе которых лежит эксперимент и наблюдение за природными явлениями.

Ахбаризм в современном мире

В настоящее время приверженцы ахбаризма проживают преимущественно в Пакистане , Индии , Ираке , странах Персидского Залива . Однако исторически ахбаризм уступил усулизму и интеллектуально, и политически, и по численности последователей.

Источники

  • Мухаммад Бакир ас-Садр. История илм аль-усул, Москва, «Исток», 2009 г.
Источник —

Same as Ахбариты