Interested Article - Юрюки

Юрюки: на пути к новым пастбищам
Территории, населённые юрюками в Анатолии
Юрюки (красный) и туркмены (жёлтый) в Анатолии
Юрюкский пастух в Таврских горах в 2002 году.
Балканские поселения юрюков

Юрю́ки (ёрю́ки, йоруки, ёруки; ( тур. Yörük(ler) [ёрюклер], также Yürük(ler) [юрюклер]) — часть турок ведущие кочевой образ жизни, связанный с отгонным скотоводством (преимущественно овцеводством ) в современной Турции.

Описание

По одной из версий, слово юрюк происходит от турецкого глагола « yürümek » [юрюмек] (идти, продвигаться). В более узком историческом контексте под юрюками понимают группы кочевых тюркских племён огузской группы , выделившихся из только формирующегося туркменского этноса и двинувшихся за Запад — в Персию , а затем в Византию , где нашествия турок-сельджуков , а затем и турок-османов привели к исчезновению греческой (византийской) государственности . Кочевые юрюки, окончательно принявшие ислам в Персии, были основой могущества конийских , а затем и османских султанов . Ведя кочевой образ жизни, юрюки нередко становились дервишами — проповедниками ислама, часто совмещая эту функцию с ролью гази — воинов священной войны, газавата , против неверных. Однако, юрюкские женщины никогда не носили паранджи.

Племена юрюков

Юрюкский народ издавна делился на ряд фратрий или племён:

  • Ак-Сигирли (Aksigirli ),
  • Али-Эфенди (Ali-Efendi),
  • Бахшиш (Bahsıs),
  • Чакаллар (Cakallar),
  • Чошлу (Coşlu),
  • Кекли (Qekli),
  • Гачар (Gacar),
  • Гюзельбейли (Güzelbeyli),
  • Хорзум (Horzum),
  • Кара-Эвли (Karaevli),
  • Кара-Хачили (Karahacılı),
  • Кара-Коюнлу (Karakoyunlu),
  • Кара-Каяли (Karakayalı),
  • Кара-Лар (Karalar),
  • Кара-Кечили (Karakeçili),
  • Манавли (Manavlı),
  • Мелеменчи (Melemenci),
  • Сан-Агали (San-Agalı),
  • Сан-Хачили (Sanhacılı),
  • Сары-Кечили (Sarıkeçili),
  • Текели (Tekeli) и
  • Йени-Османли (Yeni-Osmanlı ).

Расселение

Попав на Балканы в середине XIV века вместе с османскими военными формированиями , тюркоязычные юрюки массами селились вдоль основных транспортных путей ( Фракия , Добруджа , Македония ).

Многие продолжали сохранять кочевой или полукочевой образ жизни, особенно юрюки Пинда , кочевавшие в районе современного Козани , Греция . В Македонии юрюки расселились вдоль хребта Плачковица (особенно, в селах , и ). Проживают также в селах близ Дойрана , Штипа и Струмицы . Мустафа Кемаль Ататюрк был сыном юрюка из села (в Западной Македонии) и салоникской албанки.

Из-за того, что образ жизни юрюков был во многом схож с образом жизни таких романских народов как аромуны и мегленорумыны , эти группы начали сближаться. Часть мегленорумынов приняла ислам, из-за чего впоследствии была депортирована ( 1923 ) в Турцию вместе с юрюками ( греко-турецкий обмен населением ).

В современной Турции, особенно в её слаборазвитой в промышленном и социальном отношении восточной и юго-восточной частях (горы Тавр , внутренняя Анатолия , Армянское нагорье ), сохраняются группы юрюков, ведущие традиционный полукочевой образ жизни.

Юрюкская диаспора в Македонии, хоть и перешедшая на оседлость, сохранила много старинных обычаев. При этом большинство македонских юрюков не имеет даже среднего образования, часть женщин разговаривает только по-турецки.

Антропология

А. А. Ивановский обнаружил у юрюков довольно заметные монголоидные черты — выступающие скулы, слабое развитие третичного волосяного покрова, 18 человек обследованных им юрюков имели эпикантус . Эта слабая монголоидность восходит к тюркским племенам средневековья .

Галерея

См. также

Примечания

  1. В скобках везде дана современная турецкая транскрипция.
  2. Materialia Turcica, vol. 5-8, Studienverlag Brockmeyer., 1981, p.25.
  3. В те годы юрюки получили почётный статус «эвлади-фатихан» («дети завоевателей»).
  4. Д. Е. Ермеев. «Этногенез турок».

Ссылки

Источник —

Same as Юрюки