Посёлки городского типа Азербайджана
- 1 year ago
- 0
- 0
Архитектура Азербайджана ( азерб. Azərbaycan memarlığı ) — комплекс строительных сооружений на территории современного Азербайджана , представляющих архитектурно-историческую значимость. Архитектура Азербайджана включает архитектуру народов , проживавших и проживающих на территории страны. По разновидности используемых строительных материалов архитектурные сооружения Азербайджана можно разбить на две группы: группу строений, сооруженных из камня — в Баку , Шемахе и их окрестностях, и вторую группу — в Нахичевани , Гяндже , Барде и других районах, где в основном использован кирпич .
Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичевана , остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам) характеризуют строительство эпохи энеолита и ранней бронзы на территории Азербайджана .
Архитектурное наследие Кавказской Албании представлено сооружениями, сохранившимися в северных областях современного Азербайджана, среди которых выделяется Церковь у села Киш (VI либо XII век ) в Шекинском районе , остатки сооружений крепости Чирах-Кала (VI век) у города Габала , базиликальный храм в селе Кум Кахского района , круглый храм в селе Лекит (V—VI века; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич) и руины храмового комплекса в Мингечауре (VII век, кирпич-сырец ). К самым ранним сохранившимся в Азербайджане сооружениям относятся храмы в сёлах Кум и Лекит и основания Девичей башни в Баку . Архитектуру раннефеодального периода на территории Азербайджана характеризуют огромные оборонительные сооружения: бешбермакские, гильгильчайские (см. также Чираг-гала ) и закатальские . Старейшими исламскими зданиями можно назвать мечети VIII века в Ахсу и Джума-мечеть в Шемахе .
После арабского завоевания в VII веке и распространения ислама начала развиваться мусульманская культура — строились мечети, минареты, медресе, мавзолеи .
В IX—X веках с ослаблением Арабского халифата на территории Азербайджана возникло множество небольших государств, в городах которых ( Барда , Шамахия , Байлакан , Гянджа , Нахичевань ) складывались локальные архитектурно-художественные школы, среди них — нахичеванская , характеризующаяся великолепием керамического убранства зданий, ширвано-апшеронская , отличающаяся контрастом глади каменных стен и пластичной разработки архитектурных элементов.
Выдающиеся памятники искусства Азербайджана XII—XIII вв. — мавзолеи Момине-хатун , Юсуфа ибн Кусейира и мавзолей в Джуге (в Нахичевани), Девичья башня в Баку, замки XIII в. в Мардакяне и Нардаране а также Ханега на реке Пирсагат .
В XIV—XVI вв. с ростом городов развивается кирпичное и каменное зодчество, один из образцов которого дворец Ширваншахов в Баку. Традиции местных школ нашли продолжение в башенных мавзолеях XIV в. в Барде и в с. Карабагляр , в 12-гранном шатровом мавзолее в селе Хачин-Дорбатлы (1314, зодчий Шахензи), в крепостной архитектуре замка XIV в. в селе Рамана . Интересна двухъярусная купольная усыпальница Дири-Баба в городе Мараза (1402, зодчий — сын устада Гаджи) .
В XVII—XVIII вв., в период ирано-турецких войн и междоусобиц, монументальное строительство значительно сократилось; достраивался культурный комплекс Имамзаде в Гяндже, в XVIII в. был построен украшенный росписями дворец ханов в Шеки . В народном зодчестве также сохранились архитектурно-строительные традиции .
Девичья башня (Азербайджан: Гыз галасы) является памятником XII века в Старом городе Баку . Дворец Ширваншахов, приуроченный к XV века. В 2000 году наряду с обнесённой крепостными стенами исторической частью города и Девичьей башней , был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . В Девичьей башне находится музей, посвященный истории города Баку.
Среди архитектурных построек в Азербайджане особо выделяются ханегяхи , в каждой из которых обязательно находилась мечеть, строительство которых относят к IX—X векам. Ханегяхи служили прибежищем для суфиев , не имевших собственного жилья, местом совместных религиозных ритуалов, суфийских церемоний. Во многих случаях ханегяхи формировались в течение длительного времени вблизи захоронений святых — пиров. По совершенству архитектурно-пространственного решения и солидности функциональной нагрузки среди ханегяхов Азербайджана заметно выделяется ханегях Пир Гусейн, представляющий собой памятник общенационального значения. Он находится в селе Губалыбалоглан Хаджигабулского района, на берегу р. Пирсаатчай, и связан с именем знаменитого суфийского шейха XI века Пир Гусейна Равани (Ширвани), младшего брата персидского суфийского поэта и философа Баба Кухи Ширази (948—1050), который был известен на Ближнем Востоке под именем Баба Кухи и похоронен в Ширазе .
Мосты занимали ведущее место среди инженерных сооружений древнего и средневекового Аррана и Ширвана . Они строились на дорогах, которые связывали торговые центры: Баку , Шемаху , Гянджу , Тебриз , Ардебиль с путями мирового транзита.
Одним из наиболее распространённых общественных сооружений Азербайджана являлись бани. Кроме выполнения санитарно-гигиенических функций в городах они одновременно служили местом встречи и отдыха. Помещения бани иногда использовали и как место проведения спортивных занятий. Их строили из сырца в виде конического купола. На вершине бани оставляли светодымовые отверстия. На территории Азербайджана расположено большое количество бань.
С конца XIX века началось промышленное бурение нефтяных скважин Апшеронского полуострова , что способствовало росту производства во всех остальных отраслях промышленности Бакинской губернии . В начале XX века Баку превратился в один из передовых промышленных городов Российской империи. Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, среди которых выделялись своим состоянием Эммануил Нобель , Гаджи Зейналабдин Тагиев , Муса Нагиев , Муртуза Мухтаров , Шамси Асадуллаев , Александр Манташев , возводивших новые здания и сооружения в городе. Меценатство стало основой строительства огромного числа общественных зданий, школ и больниц. Среди сооружённых в это время зданий особо выделялись Исмаиллия (ныне здание Национальной академии наук Азербайджана ), Театр братьев Маиловых (ныне здание Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова ), Дворец Мухтарова (ныне Дворец бракосочетания).
Работы по посадке деревьев и садов в Баку начались в 1920-х годах. Статую М. А. Сабира заменил нынешний памятник (скульптор Дж. Гарягды, архитектор Г. Ализаде, А. Исмайлов). Строительство нового приморского бульвара (расширение старого бульвара) в 1930-е годы оказало влияние на улучшение центральной части генерального плана города. Расширение крупных общественных домов и расширение зелени, предусмотренное в общей планировке 1924-1927 годов, характерны для развития архитектуры Баку в этот период. Одной из важных мер в реализации генеральной планировки было строительство территории, объединяющей улицу 28 мая и бульвар Бюльбюль. В Баку и других городах Азербайджана был построен ряд школ. Четырехэтажные здания, построенные по проектам С. Дадашова и М. Усейнова в Баку и других городах страны, различают выразительность архитектурных решений. Для этих проектов характерны классические формы наряду с традициями национальной архитектуры. Тенденция к адаптации новой архитектуры к национальной архитектуре характеризует творческий поиск азербайджанского архитектора того времени. Совместная деятельность С. Дадашова и М. Усейнова занимала ведущее место в развитии этого направления
Азербайджанская советская архитектура 20-х годов стилизована под архитектуру мусульманского Востока (здание ж. д. вокзала в г. Баку ), 20—30-х годов — пронизана идеей конструктивизма, которой были присущи чёткие линии проектов и прямые грани фасадов. Этот период тесно связан с работами архитекторов Алексея Щусева , братьев Весниных, С. С. Пэна, Г. М. Тер-Микелова . Ранние работы Микаила Усейнова тоже были в стиле конструктивизма . В 1934 году ЦК Компартии Азербайджана был издан указ, критиковавший этот стиль и призывавший к возвращению к национальным традициям и корням . «Конструктивный» стиль не прижился надолго, и уже в 30—40-е годы на смену ему пришло творчество архитекторов С. А. Дадашева, В. А. Мунца и Микаила Усейнова , которые совместили в своих строительных проектах классические и национальные архитектурные черты и формы. В этом ряду выделяется творчество Микаила Усейнова . Среди работ Усейнова в «классическо-национальном стиле» — Дворец Советов ( 1934 ), Азербайджанская государственная академия музыки ( 1936 ), Музей Низами ( 1940 ), Национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова ( 1947 ) и комплекс зданий в НАНА ( 1948 — 1960 ). В 1936 году был создан Союз архитекторов Азербайджана. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев , руководивший республикой в 1969—82 гг., призвал азербайджанских архикторов объединить элементы современной мировой архитектуры с азербайджанским национальным стилем . Среди работ Усейнова того периода — станции метро Нариман Нариманов ( 1968 ), Низами Гянджеви ( 1970 ) и Академия Наук ( 1976 ), Гостевой дом в Загульба, жилые дома на проспекте Азадлыг и гостиница Кяпаз ( 1973 ) в Гяндже .
Современная архитектура Азербайджана воплощает в себе все наследие предыдущих лет, во вновь возводимых зданиях и сооружениях используются «мусульманский», «готический», «классический», «модернистский» стили с привнесением элементов «национальной» архитектуры. Построенные в последние годы здания чаще всего облицовываются известняковым камнем аглай , залежи которого находятся преимущественно на Апшеронском полуострове, также применяется в качестве внешнего облицовочного материала — мрамор , гранит и алюминиевые композитные панели . В соответствии с «Государственной программой развития регионов Азербайджана», инициированной Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым , повсеместно ведутся работы по строительству новых зданий и капитальному ремонту значимых архитектурных объектов практически во всех городах Азербайджана .
Государством проводится целенаправленная политика на улучшение внешнего облика города Баку , строятся новые жилые дома и административные здания, реставрируются фасады старых архитектурных построек, производится благоустройство парковой и фонтанной зоны города. Архитектурный облик Баку стремительно меняется. Среди зданий, появивишихся в последние годы, выделяется Flame Towers — комплекс из 3 зданий, построенных в нагорной части города, в виде пламеней огня которые олицетворяют символ Азербайджана — «Страна огней» («Odlar Yurdu»), комплекс включает офисы, резиденции, также отель Fairmont Baku . Помимо Flame Towers можно отметить построенный для проведения песенного конкурса « Евровидение-2012 » концертный зал « Сrystal Hall », шедевр британского архитектора Захи Хадид — культурный центр Гейдара Алиева , Port Baku towers , Port Baku residence , Azure , Trump tower Baku . В ближайшем будущем должно завершиться строительство новых знаковых зданий для Баку и Азербайджана: The Crescent Development Project и SOCAR tower .
В 2007 году президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписал указ о создании нового здания для музея на территории Приморского национального парка в рамках совместного проекта Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики, Фонда Гейдара Алиева и ЮНЕСКО. В 2014 году под руководством австрийского архитектора Франц Янца было завершено строительство музея, отвечающего всем современным требованиям. На протяжении многих лет музей постоянно развивался и стал одним из основных хранилищ образцов азербайджанской национальной культуры . Музей стал научно-образовательным и культурно-образовательным центром, где проводятся многие мероприятия, такие как выставки, международные симпозиумы и конференции. За 50 лет существования музей организовал более 30 выставок в разных странах мира. В 1983 году по инициативе Гейдара Алиева и при организационной поддержки ЮНЕСКО в Азербайджанском музее ковров был проведен международный симпозиум под названием «Искусство восточного ковроткачества». Позднее с участием музея были проведены международные симпозиумы, такие как Азербайджанское ковроделие (1988) и Азербайджанское ковровое и прикладное искусство (2003). Кроме того, в 2007 году музей принял участие в международном симпозиуме «Искусство ковроткачества Азербайджана», посвященном 100-летию со дня рождения Латифа Каримова , который состоялся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже .