Interested Article - Зороастризм в Азербайджане

Символ зороастризма

Зороастризм — религия, некогда распространённая в ряде стран Ближнего Востока и Закавказья , в том числе и на территории современной Азербайджанской Республики .

Зороастризм является одной из старейших в мире из ныне существующих религий.

История

Зороастризм и ведёт свое начало от огнепоклонства.

На территории Кавказской Албании зороастризм стал распространяться (вплоть до Дербента ) в связи с военно-политическими успехами Сасанидов . С целью пропаганды новой религии на эти земли переселялись иранцы-зороастрийцы.

Зороастризм также приобрёл в Албании местные особенности. Имеются сведения о том, что кавказские албанцы хоронили вместе с умершими предметы украшения, посуду. В те времена среди албанских племен существовал обычай погребения костей умерших в крупных кувшинах-могилах. Существовали также традиции захоронения покойников в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особых могилах.

По одной из версии название название «Азербайджан» (область на юге реки Аракс и Кура, главным образом на территории Ирана) на среднеперсидском языке означает «Земля вечного огня».

У средневековых нет никаких сведений о культе огня в области Баку .


Следы зороастризма

У зороастрийцев были приняты обряды жертвоприношения животных, но обязательно с молитвой мага в день Мехреган . Позже зороастрийцы стали в жертву приносить старых животных или относить на храмы огнепоклонников деньги.

Зороастрийцами почиталось солнце — величайшее из всех огней, которому посвящена в « Авесте » — одна из «хуршед», которую читали три раза в день на восходе, в полдень и на закате солнца. А также была пятикратная молитва: утренняя — хавани и полуденная молитва называется — Ратиатва. Перед началом молитвы проводили обряд омовения лица, рук, ног, а затем если это вечерняя молитва смотрели на огонь, а если утренняя — на восходящее солнце, поклонялись и молились.

Атешгях

«Атешгях»

«Атешгях» в Сураханах

Иранские зороастрийцы в Атешгяхе во главе с мобедом Курошем Никнамом

В переводе с персидского « Атешгях » означает «дом огня». Этот храм на Абшеронском полуострове построили в XVII веке индийские паломники. Но еще со времён до нашей эры, на этом месте было зороастрийское святилище. Огонь в храме горел до VIII века , после прихода арабов святилище пришло в упадок. « Атешгях » возродился лишь, с приходом огнепоклонников по Великому Шелковому Пути в Азербайджан из Индии , где продолжал сохраняться культ огня. Зажиточные индийские купцы на месте зороастрийского святилища возвели ритуальные постройки .

В 1858 году храм огнепоклонников посетил Александр Дюма-отец . Свои впечатления писатель оставил в книге «Путешествие по Кавказу», опубликованной в Париже в 1859 году .

« Атешгях » действовал до 1880 года , затем был заброшен: жрец, который следил за храмом, подумал, что Небо отвернулось от людей, закрыл храм и уехал. В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения.

В нынешнем Азербайджане « Атешгях » признан национальным и культурным достоянием .

«Атешгях» в Хыналыге

Восстановленный атешгях у с. Хыналыг, Азербайджан

Примерно в 5 км к западу от села, на высоте ~3000 м над уровнем моря, на отроге горы Шахдаг , у подножия скалы Гызыл-гая расположен атешгях – зороастрийский храм огня с естественным пламенем. Храм был восстановлен на месте прежних руин усилиями World Zoroastrian Organisation и Министерства культуры и туризма Азербайджана в 2016 г. . Памятник внесён в реестр исторических и культурных памятников Азербайджана под номером 4647.

О существовании в высокогорьях этой части Кавказа культовых сооружений, в основе которых присутствует зороастризм, неоднократно упоминают различные авторы.

Так, путешественник XVII века Адам Олеарий пишет:

«...Эльбурс есть часть Кавказских гор, в области Табесеран, граничащей с Грузией, и высоты его очень хорошо видны с описанных сейчас гор. На этом Эльбурсе персы некогда держали свой неугасаемый огонь и поклонялись там ему; но теперь этого огня и его поклонников нет…, они удалились оттуда в Индию...»

Как следует из описания и карты, которую прилагает Олеарий, Эльбурсом он называл гору Шахдаг, и соответственно, речь идёт о естественных огнях, расположенных на её отрогах.

Армянский священнослужитель Макар Бархударянц в 1893 г. приводит сведения о храмах огня, в числе которых упоминается и хыналыгский:

«…багин (храм) был построен в Кубинском уезде близ села Хыналык у вулкана под названием Атешгях, где на древних остатках пришельцами из Индии были сооружены разные постройки».

См. также

Примечания

  1. Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Издательство восточной литературы, 1963. — Т. II, часть 1. — С. 776.
  2. . wsneo.com. Дата обращения: 5 октября 2017. 24 октября 2017 года.
  3. . Полная энциклопедия . 2017-05-14. из оригинала 6 октября 2017 . Дата обращения: 5 октября 2017 .
  4. K. Moroi, T. Sato. // Biochemical Pharmacology. — 1975-08-15. — Т. 24 , вып. 16 . — С. 1517—1521 . — ISSN . 12 апреля 2019 года.
  5. Александр Дюма. Путешествие на Кавказ.
  6. . www.advantour.com. Дата обращения: 5 октября 2017. 15 ноября 2012 года.
  7. . www.window2baku.com. Дата обращения: 5 октября 2017. 18 июня 2012 года.
  8. Ed Eduljee. . www.heritageinstitute.com. Дата обращения: 10 октября 2017. 13 июня 2013 года.
  9. . Дата обращения: 4 ноября 2019. 6 октября 2019 года.
  10. . Дата обращения: 4 ноября 2019. 23 ноября 2018 года.
  11. . Дата обращения: 4 ноября 2019. 12 ноября 2020 года.
  12. [М. Бархударянц. Страна Алуанк и её соседи. Тифлис, 1893 г. (на арм. яз.)]

Ссылки

Источник —

Same as Зороастризм в Азербайджане