Interested Article - Черкесы (народ, Карачаево-Черкесия)

Черке́сы ( кабард.-черк. адыгэ ) — народ в Российской Федерации, проживающий в Карачаево-Черкесии , а также в Адыгее , Кабардино-Балкарии , Краснодарском и Ставропольском краях и других регионах. Численность составляет около 115 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии — 59 тыс. человек ( пер. 2021 ). Проживают преимущественно в городе Черкесск и 17 аулах Карачаево-Черкесской Республики.

Черкесская кавалерия , гравюра О. Барнарда с рисунка Джеймса Станислава Белла , издательство 1840 года в книге Белла «Journal of a Residence in Circassia during the Years 1837, 1838 and 1839».
Совещание черкесских князей в 1839—1840-х годах, Григорий Гагарин
Карта Черкесии, составленная шпионом Джеймс Беллом.

Этноним

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, писал:

Уже у греческих историков встречается название керкет , которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appianа) .

Черкесы в конце XIX века . Хромолитография

История

Черкесы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры ( начало которой датируется XIII век. до н. э. ) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно :

— в ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протокобанской этнической группе ;
— в районе Горного «локального варианта» — прото вайнахи .

На раннем этапе формирования Кобанской культуры ( датируемой XII веком до н. э. ) не могли участвовать скифы , появление которых учёные датирует 8 век. до н. э. (см. Скифы ), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н. э. (см. Сарматы )

Черкесы в СССР

В 1921 году на Северном Кавказе образована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР . В январе 1922 года образована Карачаево-Черкесская автономная область в составе РСФСР. В неё вошли часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. Населявшие эту республику адыги (самоназвание) сохранили общий для всех этноним — черкесы.

26 апреля 1926 года Карачаево-Черкесская АО поделена на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ ( с 1928 года автономная область ). По переписи 1926 года в СССР было зафиксировано 65 270 черкесов , а по переписи 1959 года их численность снизилась до 30 453 человек .

С 1957 года — вновь Карачаево-Черкесская АО в составе Ставропольского края. С 1992 года — Карачаево-Черкесская Республика. Перепись 1970 года зафиксировала 39 785 черкесов , а по переписи 1989 года численность черкесского населения в СССР выросло до 52 363 человек .

Язык

Черкесы КЧР говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской семьи языков.

В 1920—1925 годах северокавказская интеллигенция, пользуясь существовавшей в эти годы относительно большей свободой, старалась наверстать упущенное в предшествовавшие годы, но эта возможность продолжалась недолго. В 1922 году, в указанный период относительной свободы, в Кисловодске была созвана «Конференция по просвещению горцев». В результате этой Конференции на Северном Кавказе были открыты школы на родных языках, а к 1925 году повсеместно введена письменность на латинской графической основе.

Быт и культура

Формы хозяйства

Основное занятие — отгонное скотоводство ( овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот ), садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.

Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. д. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев из родовых групп (в основном — из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести , гостеприимство , куначество . Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным . Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат , аталычество . Браки заключались через уплату калыма .

Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Одежда

Традиционный мужской костюм — черкеска однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами — чтобы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри ( кабард.-черк. хьэзыр — готовый ) — прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще — костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнем, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом — белого цвета у князей ( кабард.-черк. пщы ), красного у дворян ( кабард.-черк. уэркъ ), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет ( кабард.-черк. къэптIал ) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны ( кабард.-черк. гъуэншэдж ) с широким шагом к низу сужались. Папаха ( кабард.-черк. пыIэ ) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы ( кабард.-черк. упщIэ пыIэ ). Башлык ( кабард.-черк. щхьарыхъуэн ) шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка ( кабард.-черк. щIакIуэ, кIакIуэ ) — длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь — чувяки ( кабард.-черк. цывакъэ ) шились из сафьяна красного цвета, как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы ( кабард.-черк. лъей ) — из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал ( кабард.-черк. къамэ ) — рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненым — что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки ( кабард.-черк. сэшхуэ ), но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

была весьма разнообразна и богата украшена. Как и мужская одежда она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье — ( кабард.-черк. бостей, бохуцей, зэгъалъэ, сай ) длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески ( кабард.-черк. Iэщхьэ бэлагъ ) в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик — ( кабард.-черк. кIэщI ) чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат… и также украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет ( кабард.-черк. хуэншыбэ ), который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи… Поверх платья или кафтанчика надевали пояс ( кабард.-черк. дыжьын бгырыпх ) плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к XIX веку пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале XX века получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 1930-х годов. Рубаха ( кабард.-черк. джанэ ) — была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос… Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки ( кабард.-черк. дыщэ пыIэ ) на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. Поверх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение ( кабард.-черк. щхьэц пыщэ ) которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке также крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь ( кабард.-черк. вакъэ ) — как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули ( кабард.-черк. пхъэ вакъэ ) в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески ( кабард.-черк. лъэныкъуэ щIыIу ) которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля .

Адыги (черкесы) носили кинжалы типа — Кама (кинжал) , либо типа бебут , которые ко всему прочему имели функции оберега , использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа — джамбия , был распространен у убыхов и шапсугов . Из сабель , в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа , либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел .

Адыги (черкесы) всегда при себе имели небольшой нож ( кабард.-черк. жан ), который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Пища

В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо: либжа и шипс — курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Это блюдо также является национальным у , но называется дзырдзой. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью (бжыныху шыпс). После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бэхъсымэ (мэхъсымэ) (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъум, дэлэн, хьалывэ, хъыршын).

Медицина

По данным французского агента шведского короля Карла XII Абри де ла Мотрэ , задолго до 1711 года в Черкесии владели навыками массового оспопрививания . Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у черкесов в селении Деглиад: «… производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться» и т. п. Напомним, что только 14 мая 1796 года английский аптекарь и хирург Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу.

Культура и религия

В древней культуре адыгов (черкесов) центральное место занимает морально-этический и философский кодекс « Адыгэ Хабзэ », сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов.

В фольклоре центральное место занимает нартский эпос , положительные герои которого служат образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито искусство сказителей и исполнителей песен ( кабард.-черк. джэгуакIуэ ). Распространены песни-плачи ( кабард.-черк. гъыбзэ ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — скрипка ( кабард.-черк. шыкIэпщынэ ), свирель ( кабард.-черк. бжьэми ), трещотка ( кабард.-черк. пхъэцIыч ), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесские поговорки: « Шапсуг не любит жечь порох », «смерть наездника в бою — плач в его дому, а потеря оружия — плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением» и др.

Из истории известно, что в древности у черкесов бытовал Обряд воздушного погребения .

Ислам

Процесс принятия ислама черкесами был поэтапным и началось в XIV веке при распространении влияния Золотой Орды на Северном Кавказе. В начале XVI веке Джованни Лука писал, что «Одни из них магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше» .

Если к XVI веку лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то к концу XVIII века ислам укоренился среди всех черкесов. В целом ислам стал идеологической базой консолидации черкесских обществ конца XVIII века и первой половины XIX века, в борьбе против экспансии Российской империи, война с которой продолжалась до 21 мая 1864 года. Исламская этика стала составляющей самосознания черкесского народа, его религиозной самоидентификации. В настоящее время черкесы исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Примечания

  1. . Дата обращения: 1 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 19 апреля 2012. 5 июня 2016 года.
  3. Черкесы // Большой Энциклопедический словарь. М., 2000.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. . Дата обращения: 30 мая 2012. Архивировано из 3 ноября 2013 года.
  6. . « Демоскоп ». Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано из 22 мая 2011 года.
  7. . « Демоскоп ». Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано из 22 мая 2011 года.
  8. . « Демоскоп ». Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано из 4 июня 2011 года.
  9. . « Демоскоп ». Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано из 22 мая 2011 года.

Ссылки

Литература

  • Казиев Шапи , Карпеев Игорь. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в.
  • Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 354
  • Адыгская(черкесская) энциклопедия.

См. также

Источник —

Same as Черкесы (народ, Карачаево-Черкесия)