Православие и папское первенство
- 1 year ago
- 0
- 0
Православие в Литве — вторая по численности религиозная конфессия Литвы после католичества . Численность православных составляет около 140 тысяч (5 % населения) . В настоящее время представлено Виленской и Литовской епархией Московского патриархата .
По замечанию современного литовского академика З. Зинкявичюса , восточнохристианская волна в Литве в XI—XIV веках «…была чрезвычайно интенсивной и оставила глубокие следы в истории всего литовского народа. (…) До Литвы она дошла намного раньше, чем западная волна христианства. (…) Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуру литовского народа задолго до официального крещения Литвы. (…) Видимо, и инициаторы введения в Литве христианства западного обряда, великие князья Ягайло и Витовт , до того также были крещены по восточному обряду». Католическое крещение Литвы в конце XIV века З. Зинкявичюс называет «в принципе, уже повторным» .
Подробнее см.: Литовская митрополия , Галицкая митрополия , Киевская митрополия
Достоверно известно, что православными были второй великий князь литовский Войшелк (правил в 1264—1267) и следующий великий князь литовский (зять Войшелка) — Шварн Даниилович (1267—1270). Православными были многие родственники и приближенные великих князей литовских: например, по сообщению литовской летописи, православным был сын великого князя литовского Тройденя (1270—1282) Римунд; а по сообщению галицко-волынской летописи, все четыре брата Тройденя были православными. Православными были и сыновья великого князя литовского Витеня (1295—1316). По сведениям Литовской метрики , православной была сестра великого князя Гедимина , у неё был собственный монастырь в Вильне . Великий князь Войшелк около 1258 года основал близ Новгородка Лавришевский монастырь , в котором в конце XIII века был создан уникальный памятник белорусской средневековой книжности — иллюстрированное Лавришевское Евангелие , ныне хранящееся в Польше .
Со времени основания Литовской митрополии (начало XIV века ) ей подчинялись православные приходы Литвы , которых на то время было немало и в этнически балтских землях Ковенщины и Вилькомирщины . Ученые (И. Марзалюк) обращали внимание на то, что русский письменный памятник «Имена всем градом русскым», созданный около 1375 года , перечисляет на Виленщине , Вилькомирщине и Ковенщине «грады»: Вильну , Мереч, Медники , Кернов , Мойшоголу , Вилькомир , Старые Троки , Новые Троки , Ковно , Пуню и Перелай; между тем, в науке доказано , что «грады» в списке «Имена всем градом» являлись центрами церковных приходов, которые платили дань митрополиту. Таким образом, не позже XIV века и в балтских землях Литвы существовала развитая сеть православных приходов. В начале 14 века в великокняжеской резиденции Троках существовали церкви св. Николая Чудотворца и Вознесения . В Вильне в первой половине XIV века было немало православных церквей .
Православие в Великом княжестве Литовском играло выдающуюся роль в высших слоях общества и культурных кругах, обеспечивая просвещение, в том числе, и балтской знати из великокняжеского окружения. Еще в XVII веке историки отмечали, что в Литве католические ксендзы держатся старинного обычая носить бороды, как это делают православные священники, и носят меховые шапки русских бояр .
С начала XIV века (по данным Г.Гельцера, основавшегося на росписи епархий Константинопольского престола — с 1300 года ) в Литве (Великом княжестве Литовском) существовала отдельная Литовская митрополия , подчиненная Константинопольскому патриархату. Периодически литовские епархии подчинялись галицким митрополитам и митрополитам Киевским и всея Руси . В 1352 — 1355 годах литовский митрополит носил титул митрополита «Киевского и всея Руси». В 1378 — 1406 годах митрополитом Киевским и всея Руси был Киприан , перед этим бывший литовским митрополитом. С 1458 года литовские епархии подчинялись киевским митрополитам (в унии до 1470 ), носившим титул митрополитов «Киевских, Галицких и всея Руси», до 1596 года , до отпадения киевской митрополии в унию .
В XV—XVI веках, с утверждением на землях Литвы католичества , православные магнаты вели борьбу за свои права. 15 октября 1432 года они добились от короля Ягайлы выдачи привилея, который уравнивал православных вельмож в правах с католиками (таким образом, почти полностью прекращая дискриминационные положения Городельского привилея 1413 года ). Привилеем 1434 года великого князя литовского Жигимонта Кейстутовича подтверджался привилей 1432 года; православная знать получала сословное равенство в правах с католиками , но, как и ранее, ограничивалось участие православных в высших институтах управления государством. Однако, историки указывали , что на практике и эти ограничения почти не соблюдались, так как их соблюдение в ВКЛ было практически невозможным; например, привилей 1563 года о полном допущении православных в высшие государственные институты ВКЛ (полностью распространявший на православных те же привилегии, которыми пользовались католики согласно Городельскому привилею) уже подписал действовавший на то время ряд православных высших должностных лиц государства. К тому же, в самом акте 1563 года указывалось, что несмотря на акт Ягайлы и Витовта 1413 года о допущении на высшие государственные должности только католиков , православные вельможи все это время несли верную службу и занимали ответственные государственные должности, как в Панах-Раде, так и «инде» (то есть в других государственных институтах); и этим объяснялась отмена ограничений Городельского привилея.
То, что на практике ограничительные положения Городельского привилея были практически невыполнимы, и великокняжеская власть не только понимала это, но и закрепляла юридически полное равенство православных и католиков , показывает первый Статут ВКЛ 1529 года , в первых же строках которого читаем:
« …з ласки нашое господарское хотячи обдаровати правы хрестиянскими, всим прелатом и княжатом и паном хоруговым, вельможным рыцером повышоным шляхте и всему поспольсту и их подданым, а тубылцом земли Великого князства Литовского, которого бы колвек стадла и стану были, вси их права и привиля костельные, так латинского закону, яко греческого ».
В 1592 году была принята королевская грамота о том, чтобы светские власти не вмешивались в дела Православной церкви. Отдельными королевскими грамотами утверждали также православные братства в городах ВКЛ . Положение православных ухудшилось после заключения Брестской унии . В Вильне все православные храмы были переданы греко-католикам. Из-за этого в 1597 году была основана церковь Святого Духа , которая была единственным православных храмом в городе.
В современной Литве православие в основном исповедует верующее русскоязычное население страны (8 %), в первую очередь русские , белорусы и украинцы , поэтому оно наиболее представлено в крупных городах страны: Вильнюс , Клайпеда , Висагинас . Литовцы (83 %) и поляки (7 %) в основном исповедуют католицизм . Для православных литовцев в Вильнюсе и других городах действуют православные храмы, где совершается богослужение и читаются проповеди, в том числе, и на литовском языке .
Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) отмечал в 2018 году: «Формально мы, действительно, вторая по численности религиозная конфессия, но фактически мы — религиозное меньшинство. Нас всего около 4,5 %, но, несмотря на это, мы здесь не чужие, и к нам относятся с уважением, как власти, так и представители других конфессий. Мы чувствуем себя неотъемлемой частью всего общества всей страны. Главной задачей для нас является сохранение нашей духовности, традиции и всего того наследия, которое, собственно, и составляет это понятие — Православие» .