Туркменский район
- 1 year ago
- 0
- 0
Туркменский ковёр ( туркм. Türkmen haly ) — ковёр ручной работы, производимый туркменами . Помимо Туркменистана , большое количество ковров производится этническими туркменами в Иране , Пакистане , Афганистане , Узбекистане и Таджикистане , проживающими в этих странах в большом количестве (источник?).Отличительной особенностью туркменских ковров являются красота, прочность и долговечность . В Туркменистане, ковёр утверждён как один из национальных символов, объявлен государственным достоянием .
Орнаменты туркменского ковра ведут свое происхождение от узоров, изображенных на древней глиняной посуде Южного Туркменистана, датируемой рубежом IV-III тыс. до н. э., и получившей название керамики гёксюрского стиля. Геометрический орнамент данной керамики: кресты, ступенчатые пирамиды, зигзаги – полностью схожи с узорами туркменских ковров, в частности, ковров с салорским орнаментом:
« ...Именно туркменские ковры обнаруживают большое сходство в своих орнаментах с рисунками древней местной керамики и вместе с тем отличаются от ковров персидских и кавказских. ...Туркменские ковры имеют густой, ярко-красный фон, по которому нанесен орнамент. То же наблюдается и на древней южнотуркменистанской посуде, которая имеет красную фоновую облицовку.»
Древнейший сохранившийся ковёр датирован V веком до н. э. и принадлежит пазырыкской культуре . Числовые значения пазырыкского ковра показывают поразительные генеалогические параллели с огузо - туркменскими легендами:
« Однако, если сравнить друг с другом ковры кочевников и сельских жителей Ближнего Востока и Центральной Азии и найти параллели с пазырыкским ковром, окажется, что туркменские напольные ковры наиболее близки к пазырыкским коврам по чертам, которые отличают их от кавказских, персидских и турецких ковров. Красный цвет доминирует как на пазырыкском ковре, так и на туркменских изделиях. У туркмен монохромное впечатление усиливается тем фактом, что красный цвет является не только основным цветом внутреннего поля и, в основном, границей, но и доминирующим цветом узора. ... » .
Эта генеалогия показана в том, как узоры ковра разделены на 24 племени, где слева и справа изображены группы по 12 племен в каждой. Согласно произведению Рашид-ад-Дина « Джами ат-Таварих », а также историческому труду Абу-л-Гази « Родословная туркмен », у древнего основателя племен огузов Огуз-хана было шестеро сыновей, у каждого по четыре сына, при этом внуки Огуз-хана стали основателями 24-х древнейших огузских (туркменских) племен. Как упоминается в «Исторических записках» Сыма Цяня , такая-же схема разделения государства была характерна для военно-административной реформы главы империи Хунну шаньюя Модэ (209/206-174 гг. до н.э.), которая, в свою очередь, произошла от разделения огузов на 24 племени времен Огуз-хана. Известный советский историк и археолог С.П.Толстов отмечает, что данная схема была « сохранена приаральскими гуннами , кидаритами - эфталитами и унаследована их потомками — племенами огузского союза X— XI вв. и, наконец, туркменами XIX — начала XX в... » . Туркменский историк О.Гундогдыев указывает на совпадение орнаментов пазырыкского ковра с узорами туркменских ковров и кошм, а также о традиционном изображении различных домашних животных на туркменских коврах, которые также имеются и на пазырыкском ковре. Также узлы, примененные при создании пазырыкского ковра, совпадают с узлами туркменскх ковров . Известный турецкий историк Неджат Диярбекерли также указывает на огузо-туркменское происхождение пазырыкского ковра:
« Без сомнения, пазырыкский ковер с его квадратными делениями является источником для основной композиции ковров, сотканных огузами… Этот мотив является основой для восьмигранника сельджукских образцов и «гелей» на современных туркменских коврах. Этот тип украшений ковра часто можно встретить на коврах туркмен, таких, как теке , эрсары Афганистана, и он продолжает существовать. »
Туркменские ковры под именем парфянских, персидских и бухарских известны в разных странах мира . В то же время некоторые исследователи отличают геометрический характер туркменских (бухарских и пазырыкских) ковров от растительного орнамента персидских аналогов .
Известный итальянский путешественник Марко Поло , побывавший в XIII веке в местах обитания туркмен, в XXI главе своей « Книги о разнообразии мира », повествующей о его путешествии по Азии, говоря о быте туркмен , написал:
Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры, а также ткутся отменные, богатые материи красного и другого цвета, много и других вещей изготовляется здесь
Туркменские ковры производились в древности туркменским племенами для различных целей, в том числе для юрт, дверных завесов и мешков различных размеров. Они были сделаны полностью из шерсти, с геометрическими узорами, которые варьировались от племени к племени. Самыми известными племенами являются текинцы , йомуды , эрсари , сарыки и салыры . До 1910 года на этих коврах использовались растительные красители и другие природные красители для получения насыщенных цветов. Туркменский ковёр являлся символом власти и достатка и, как утверждают некоторые источники, нёс сакральное значение .
Исследователи Востока писали в своих трудах следующее:
Эти цитаты наглядно показывают, как глубоко туркменская культура и история Туркменистана переплетаются с национальным ковровым промыслом.
В конце XX века ковроткачество в Туркменистане становится одной из важных отраслей экономики. Среди современных туркменских ковров выделяется самый большой в мире ковёр ручной работы общей площадью 301 м² , который соткан в 2001 году, а в 2003 году занесён в книгу рекордов Гиннеса .
Если сегодня ковёр выступает лишь как украшение стен или пола, то в древние времена коврами утепляли стены и пол юрты, разделяли помещения и украшали верблюдов и лошадей .
В 1992 году «День туркменского ковра» официально получил статус государственного праздника , национальный праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье мая.
Классический туркменский ковёр имеет тёмно-красный (а также коричневый и синий) цвет и геометрический орнамент . Чёрный цвет — это обыкновенно цвет линий, которыми один орнамент отделяется от другого . К повторяющимся элементам относится « гёль » — восьмиугольная фигура, также присутствуют кресты, ступенчатые пирамиды и зигзаги, а также стилизованные изображения животных (бараны, верблюды, лошади) .
«Подобно пчёлке, соблюдавшей геометрическую точность сот, она (туркменская ковровщица) без всякого эскиза будущего ковра, почти интуитивно, строит абсолютно точные в своем распределении на общем поле или в пределах бордюров разнообразные правильные фигуры, но наряду с традиционными наборами определенных орнаментальных тем, вносит неистощимую фантазию не только в их сочетаниях, но и в выработку новых изображающих комбинаций.»
Происхождение орнаментальных узоров туркменских ковров имеет реалистические основы. В ковровых узорах в стилизованном виде ковровщиц отражала окружающую реальную действительность. Эти узоры, обладавшие определенной устойчивостью в течение многих столетий, имеют ярко выраженный национальный характер.
В принципе композиционного построения все туркменские ковры имеют общие черты в виде центрального поля, где располагаются крупные узоры - «гели», и обрамленной каймы, мелкие узоры которой отличаются от узоров центрального поля. Свои названия туркменские ковры получили от названия главного узора - «геля». Народная мудрость гласит: «Вода - жизнь туркмена, конь - крылья туркмена, ковёр - душа туркмена» и в действительности это так. Трудно переоценить значение ковровых изделий в быту туркмен. Насчитывается свыше восьмидесяти наименований ковровых изделий, используемых не просто как украшение, а имеющих определенное утилитарное назначение. Начиная с первых дней появления на свет, ковёр сопровождает - туркмена на протяжении всей его жизни: детей укладывают спать в ковровую люльку - «салланчак»; большими коврами (халы) украшают жилье, застилая полы и навешивая их на стены, вход в жилище украшают ковровыми изделиями «гапылык» (П - образной формы) и «эцси» (занавес на дверной проём), на пороге натягивают «гермеч», площадь вокруг очага застилают «ожак башы»; домашнюю утварь хранят в «торбах» - настенных ковровых изделиях; в дорогу берут «хоржун» - переметную сумку; зерно хранят в «чувалах» - мешках, фураж для коня насыпают в «ат торба»; в праздники коня украшают (наседельник), «кейнекче» попона «гевусбент» (украшение на грудь коня); украшение верблюда составляют «дуехалы» (изделия треугольной формы, которые прицеплялись по бокам животного), «дуедызлык» (на колени), «манлайлык» (на лоб); невесту привозят в «кежебелик» (свадебный паланкин); соль хранят в «дуз торба» (специальный мешочек), веретено держат в сумочке «икселик», для хранения одежды используют «гарчын», для молитвы - «намазлык», в качестве чехлов для оружия и музыкальных инструментов используют «тупен гап» и «дуга гап», и многое другое. Даже провожая на последний путь, туркмена заворачивают в ковёр «аятлык».
Женщины – туркменки, вкладывая всю свою душу в изготовление коврового изделия, не забывают и о традициях национального ковроткачества, которые сохранены и по сей день. Праматери туркмен с ремесла возвысили ковёр до уровня искусства. Считается неуважением народных традиций, если девушка в семье не перенимает ремесло от старших женщин, и ковроделие на одном из поколений останавливается.
В туркменских семьях мать с раннего возраста начинает готовить своей дочери приданое в виде различных ковровых изделий. Девушка на выданье должна соткать ковры своими руками (тем самым быть готовой показать родным жениха свое умение). Девушку-невесту при выходе из родительского дома сажают на ковёр. Рядом с ней усаживаются её тети, снохи и другие женщины. При этом родные жениха одаривают их подарками и сладостями. В день свадьбы невесту увозят в дом жениха, посадив в ковровый «кеҗебелик».
В доме жениха приданое невесты оценивается по красоте и качеству (смотрины приданого обычно сопровождаются шутками и присказками). Умелых мастериц хвалят.
И сегодня, перед началом работ, ковровщицы советуются со старшими, которые по астрономическому календарю определяют благоприятный день - «sähetli gün», когда можно приступать к изготовлению ковра. Когда ковровщица начинает натягивать основу ковра, ей обязательно желают удачи в работе и говорят «işin ileri», на что она отвечает: «Ýaşyň uzyn boluň» (долгих лет жизни). В процессе ткачества, разглядывая ковёр, все говорят ковровщице «Armaweri» (не уставай), на что она отвечает «Bar bol» (желаю здравствовать).
Ковровщица на радостях, что завершила кропотливую работу, печёт лепешки и угощает и сладостями друзей и соседей.
При снятии готового ковра, по традиции, каждый присутствующий старается вынести из помещения «күҗи» (ремез) от станка, и этим совершить «согап» - благодеяние, которое «равно освобождению узника из тяжёлого заключения». Этим подчеркивается трудоёмкость ковроткачества.
Государственная акционерная корпорация «Туркменхалы» является основным поставщиком на мировой рынок туркменских чистошерстяных ворсовых ковров ручной выработки из Туркменистана . Основными видами деятельности корпорации являются производство и реализация туркменских ковров и ковровых изделий, сохранение традиций ручного ковроделия, восстановление старинных ковровых орнаментов и изделий.
Старинные образцы туркменских ковров хранятся в музеях, выставочных залах и галереях Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Испании, Австрии, Швейцарии, США, Ирана, Турции, Египта и других стран мира .
В целях возрождения, сохранения и творческого развития традиций туркменского ковроткачества , Постановлением президента Туркменистана от 20 марта 1993 года в городе Ашхабаде создан Музей туркменского ковра. Музей ковра является одним из культурных центров Туркменистана, в котором выставлено около 2000 ковровых экспонатов, в том числе редких. Например, в музее имеется самое маленькое ковровое изделие, предназначенное для ношения ключей. В музее проводят реставрации старинных ковров, что является сложной задачей — квадратный метр некоторых искусно сотканных старых экземпляров содержит до 1 350 000 узелков. Фонд музея постоянно пополняется, его сотрудники ведут поиск и сбор старых ковров. Новое здания Национального музея туркменского ковра, занимает в общем площадь 5089 м² . В стенах музея проходят международные научные форумы и конференции .
Туркменские ковры показаны как часть интерьера в целом ряде известных фильмов и сериалов, вот их неполный список:
12 декабря 2019 года, в ходе 14-го заседания Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия Организации ООН по образованию, науке и культуре , состоявшегося в столице Колумбии , городе Богота , туркменское национальное искусство ковроделия было внесено в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО .
На вертикальной полосе туркменского флага помещены пять главных гёлей знаменитых туркменских ковров. Эти фигуры располагаются в ряд составляя узор. Второстепенные фигуры имеют расположение по краям. Гёли отражают национальное единство Туркменистана.
На кольцевой полосе красного круга государственного герба Туркменистана изображены по ходу часовой стрелки пять основных ковровых гёлей: ахалтеке, салыр, эрсары, човдур, йомут, которые символизируют дружбу и сплоченность туркменского народа.
--> | |||
Флаг Туркменистана | Герб Туркменистана | Герб Туркменистана (1992—2000) | Герб Туркменистана (2000—2003) |
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|