Тенгрианство
- 1 year ago
- 0
- 0
Те́нгри , или Тнгри , Тэнгри ( др. тюрк. 𐱅𐰭𐰼𐰃 *teŋri / *taŋrɨ , ст.-монг. ᠲᠡᠩᠷᠢ ; Tngri — небо ) — небесный дух ; верховное божество неба тюркских и монгольских народов . Другое его название — «Кок Тенгри» (Небесный Бог). Монгольские племена, придерживающиеся шаманства , поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы . Слово тэнгри, вначале обозначавшее только небо, с течением времени стало употребляться в смысле небесного духа .
Наблюдаемое разнообразие небесных явлений привело шаманистов к убеждению в существовании многих небес (некоторыми их насчитывается до 99); небеса делятся, по их понятиям, на восточные и западные; соответственно этому делятся и небесные духи — тэнгрии , — происходящие от верховного вечного неба. Это — гении , боги, представляющие разные страсти, способности и вообще силы нашей духовной природы ; они вечны, как вечно само небо, они — орудия его воли, силы, нужные для проявления его высших целей .
Посредниками между ними и людьми являются духи небесного происхождения, спускающиеся и на землю: « » — у бурят, « » — у монголов, « » — у самоедов, « » — у алтайцев, "есси" - у кумыков . У шаманистов каждая отдельная местность, каждое племя, каждый род имеют своих духов-покровителей; в каждой местности существуют свои легенды об их происхождении. По понятиям бурят, хаты восточные и западные, как представители двух противоположных начал, злого и доброго, испокон веков находятся в постоянной вражде между собой, причём победа обыкновенно остаётся за представителями западных небес. Самым лучшим руководством для ознакомления с шаманской мифологией, по словам бурят, является героическая поэма о «сыне неба» — Гэсэр-хане , подробно комментированная Г. Н. Потаниным .
Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:
«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тенгри.
В государствах тюркоязычных народов Средних веков — в том числе, у собственно древних тюрков ( тюркютов ) — ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри . Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут , носили тронные имена, которые подчёркивали их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш .
Описывая своё путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках ( огузах ):
А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «[клянусь] богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тенгри» на языке тюрок — «создатель»
Предки тюркских народов были анимистами : следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда ал-Кашгари , Тенгри был известен как создатель растений и громовержец [ источник не указан 2377 дней ] . Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или ( хакасское Хан-Тигір ) в Западных Саянах .
Алишер Навои ( XV век ) для описания высшего принципа мироздания использует слово Тенгри ( Хамса , I:XIV).
Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец ( монг. Тэнгэр Эцэг ) и Мать-Земля ( монг. Газар Ээж ). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба» .
Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество» .
Заимствован из протоиндоевропейского пантеона и связан с шумерским Дингир («Небо») , с древнескандинавским Тор ( Þōrr), с китайским термином в значении «Небо» [ источник не указан 215 дней ] .