Interested Article - Карлуки
- 2020-05-17
- 1
Карлуки ( др. тюрк. 𐰴𐰺𐰞𐰸 ) — древнее тюркское племя и племенной союз на территории Средней Азии в VI—XV веках . Карлуки являются предками современных узбеков , уйгуров , часть карлуков вошла в состав туркмен .
История
Ранее средневековье
А. Г. Малявкин отмечает, что такие группы, «о которых совершенно точно известно, что они не тюрки-тугю, например, карлуки и эфталиты ».
Первые сведения о карлуках относятся к V веку. Первоначально они занимали территории между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш . Занимались кочевым скотоводством, охотой, постепенно переходили к оседлому земледелию . Возвышение племени началось после распада Тюркского каганата .
Первоначально карлукский племенной союз состоял из трёх крупных племён и именовался «уч-огуз» , среди которых самым многочисленным было племя чигил . Предками современных узбеков и уйгуров являются в частности и карлуки .
В китайских источниках перечисляются некоторые другие племена карлуков: моуло (булак), чисы (чигиль) и таши (ташлык) . Часть карлуков в VII веке образовала владение в Тохаристане.
IX—XV вв.
Арабский географ ал-Марвази (XII век) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входили такие племена, как тусхи , чигили , азкиши , тюргеши , халаджи , чаруки , барсханы .
Правителей карлуков называли «ябгу» или «джабгу» . Изначально ставка джабгу находилась в городе Суяб (на реке Чу ), но в 940 году была перенесена в город Койлык в долине реки Или . В настоящее время вблизи города находится современное село Койлык , расположенное на севере нынешней Алматинской области Казахстана .
В 742 году древние уйгуры , карлуки и басмылы , объединившись, уничтожили Восточно-тюркский каганат . Вождь басмылов был провозглашён верховным правителем и принял титул каган . Но в 744 году объединённые силы уйгуров и карлуков разбили басмылов и убили кагана .
В 752 году басмылы вместе с енисейскими киргизами и тюргешами стали союзниками карлукского ябгу в борьбе с Уйгурским каганатом за восстановление Восточно-Тюркского каганата. Война не имела успеха для союзников. Ябгу карлуков оставил надежды на каганат и прекратил «войну за тюркское наследство» .
В знаменитой битве за Мавераннахр между войсками полководца Зияд ибн Салиха ( Арабский халифат ) и китайцами ( династия Тан ) на реке Талас (751 год) карлуки, перейдя на сторону арабов, решили исход сражения .
Эти земли позже вошли в состав Карлукского каганата (766—940) , который затем заменило Караханидское государство (940—1210). C 960 года среди карлуков начал распространяться ислам .
Подчинение карлуков державе Караханидов (предположительно, выходцев из их же среды) сопровождалось ростом среди них имущественного и общественного расслоения, исламизацией и дальнейшим оседанием, прежде всего в Кашгарии и Фергане, где, в результате их взаимодействия с местным населением, распространились их диалекты, которые легли в основу старейшего из тюрко-мусульманских письменных языков — «бограханского» или «хаканийского» и современных узбекского и уйгурского (новоуйгурского) языков (карлукская подгруппа тюркской группы) .
В 1211 году Чингис-хану добровольно подчинились правитель Алмалыка Бузар, карлуский хан Арслан-хан, служивший до этого кара-китаям и найманам , а также ферганские карлуки Кадар-мелика .
Карлукское наречие ( чагатайский язык в монгольские времена, 1220—1390) легло в основу современных узбекского (в Мавераннахре ) и уйгурского (в Восточном Туркестане ) языков .
Выдающийся тюркский филолог и лексикограф, автор первого энциклопедического словаря тюркского языка «Диван лугат ат-турк » Махмуд аль-Кашгари , живший в XI веке в Караханидском государстве , причислял древних карлуков к туркменам (тюркам принявшим ислам), однако отмечал то что они не являются огузским племенем . В состав туркмен в X-XI вв. входила часть карлуков , а семиреченские карлуки называли себя туркменами, при этом часть из них проживала на территории современного Лебапского велаята Туркменистана (г. Гарлык ) .
Л. Н. Гумилёв связывал происхождение карлуков с тюркютами . По его мнению, карлуки были потомками ветви тюркютов . Собственно тюркюты, как полагает Гумилёв, сложились в результате слияния монголоязычных пришельцев с местным тюркоязычным населением Алтая . Версию монгольского происхождения тюркютов в своих трудах поддерживали Н. Я. Бичурин и А. С. Шабалов .
Легенды о происхождении карлуков
Согласно « Родословной туркмен », древние карлуки ведут свое происхождение от той части войска Огуз-хана , которое застряло в снегопаде, за что и получило прозвище карлык (гарлык) - люди в снегу. Карлуки входили в число илей, которые не были прямыми потомками Огуз-хана . В « Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина упоминаются в числе племён, входивших в составе туркмен .
Карлуки в XX в.
Во второй половине XIX — начале XX века часть карлуков, вошедших в состав узбекского народа, жили на территории современной Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областей Узбекистана .
Ныне небольшие этнические группы карлуков встречаются в Таджикистане .
В Туркменистане , карлуки являются частью туркменской этнографической группы арабачи , в составе которой имеются их два подразделения: ак гарлык и гара гарлык .
И. П. Магидович упоминает поздних карлуков начала XX века в числе племён смешанного тюркского и монгольского происхождения .
Антропология карлуков
Карлуки относились к европеоидному антропологическому типу. Масуди отмечал, указывая на карлуков, что они красивые по виду, высокие ростом и приятные лицом. Карлуки сыграли большую роль в судьбе народов Средней Азии, среди которых растворились в позднем средневековье, оставив целый ряд этнонимов и топонимов .
Палеогенетика
У двух карлуков была обнаружена гаплогруппа J2a-Z7706 , которая ранее была обнаружена у саков .
Известные карлуки
- Бильге Кюль Кадыр-хан (850—880) — правитель Испиджаба , каган Карлукского каганата.
- Базар Ахан (880—910).
- Огушлак Кр хан (910—920).
- Арслан хан — хан Карлукского ханства (конец ХІІ века — ХІІІ в., ставка — город Койлык ).
- Бузар хан правитель Алмалыка (конец ХІІ века — 1217 год).
- (VIII век) — основатель основатель династии Кербеков [ неавторитетный источник ] .
- Сатук Богра-хан (920—955) — основатель династий и первый хакан Караханидов .
Топонимика
Племя карлук оставило свой след в топонимии Туркменистана.
- Гарлык — поселок городского типа в Лебапском велаяте .
Примечания
- ↑ Малявкин А. Г. , Историческая география Центральной Азии. Н., 1981, стр. 186—187
- ↑ Росляков А. А. Туркмены и огузы//Учен. зап. Туркм. гос. ун-та им. А. М. Горького, 1955. — Вып. 3
- ↑ Еремеев Д. Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории) — М.: Наука, 1971
- Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и исследования. Новосибирск, 1989, с.18.
- ↑ . Реальное время (2 февраля 2019). Дата обращения: 6 июня 2020. 6 июня 2020 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - Москва: Наука, 1967.
- Шаниязов К. Ш. О формировании тюркоязычных народностей Средней Азии. // Фольклор и история Востока (Материалы III Всесоюзной тюркологической конференции). — Т., 1984, стр. 344
- Узбеки-карлуки (историко-этнографический очерк), 1964. Автор: К. Ш. Шаниязов
- ↑ . Портал «История Казахстана» (2 августа 2013). Дата обращения: 6 июня 2020. 6 июня 2020 года.
- Гумилёв Л. Н. // Древние тюрки. — М. : Наука, 1967. — С. 363—372. — 504 с.
- Азбелев П. П. // Древние кыргызы. Очерки истории и археологии. — СПб. , 2013.
- Серик Бастемиев, Бауыржан Кайырбеков. . Мысль (республиканский общественно-политический журнал) (5 августа 2019). Дата обращения: 6 июня 2020. 6 июня 2020 года.
- Светлов Р. В. // . — М. : Эксмо, 2009. — 416 с. — (Войны мечей). — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-34988-3 . 1 января 2020 года.
- Статья « » на портале «Энциклопедия „Всемирная история“».
- Трепавлов В. В. . — М. : Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. . — 168 с. — ISBN 5-02-017646-X .
- . Сайт Игоря Гаршина. Исследования мира внешнего и внутреннего. Ключевые знания с аналитикой . Дата обращения: 6 июня 2020. 30 июня 2020 года.
- Махмуд Кашгари. . Стамбульское издание (1336). — «Карлук – один из народов (джиль) кочевников, кроме гузов. Они также туркмены.» Дата обращения: 23 июля 2018. 14 мая 2021 года.
- Росляков А. А. Происхождение туркменского народа (на туркм. языке) — Ашхабад, 1962
- Гумилёв Л. Н. . — Москва: Litres, 2017. — ISBN 9785457073654 . 15 июня 2020 года.
- Гумилёв Л. Н. . — ДИ-ДИК, 1998. — С. 263. — 587 с. 15 июня 2020 года.
- Гумилёв Л. Н. . gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 8 сентября 2019. 20 марта 2012 года.
- Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 57, 184—188.
- Токарев С. А. . — Наука, 1966. — С. 161. — 455 с.
- Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 55—72. — 248 с.
- Абу-ль-Гази. . Москва: Наука (1958). Дата обращения: 5 октября 2019. 8 ноября 2021 года.
- Фазлаллах Рашид-ад-Дин. . М.-Л. АН СССР. (1952). — «...Каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена.» Дата обращения: 24 августа 2018. 23 июля 2021 года.
- Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.
- Рахмоил Сафаров. Народная газета (Таджикистан) (27 декабря 2013). Дата обращения: 6 июня 2020. 6 июня 2020 года.
- С. Атаныязов. . — Ylym, 1988. — 188 с. — ISBN 978-5-8338-0014-0 . 14 июля 2020 года.
- . — Москва: Наука, 2005. — С. 29.
- Историко-культурное наследие Туркменистана Под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова UNDP, Стамбул, 2000 г.
- Peter de Barros Damgaard, Nina Marchi, Simon Rasmussen, Michaël Peyrot, Gabriel Renaud. (англ.) // Nature. — 2018-05. — Т. 557 , вып. 7705 . — С. 369–374 . — ISSN . — doi : . 21 февраля 2020 года.
- . docs.google.com. Дата обращения: 18 мая 2018. 15 июня 2020 года.
- Togan Velidi A. Z. Umumi Turk tarihina giris, 1-cilt. En eski devirlerden 16 asra kadar, 3-baski, Istanbul, 1981
- . Дата обращения: 27 июля 2017. 30 июля 2017 года.
- С.Атаниязов. . Ашхабад: Ылым (1980). Дата обращения: 9 января 2022. 9 января 2022 года.
Литература
- Бартольд В. В. Карлуки. // Сочинения. Т. V. — М., 1968.
- Историко-культурное наследие Туркменистана /под ред. О.Гундогдыева и Р.Мурадова
- UNDP — Стамбул, 2000.
- Шафиев Ф. Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции. — Баку, 2000.
- Тоган Велиди А. З. «Umumi Turk tarihina giris, 1-cilt. En eski devirlerden 16 asra kadar», 3-baski, Istanbul, 1981
- Шаниязов К. Ш. Узбеки-карлуки (историко-этнографический очерк). Т., 1964.
- Шониёзов К. Ш. Карлук давлати ва карлуклар.
См. также
- 2020-05-17
- 1