Interested Article - Саакадзе, Георгий
- 2021-02-23
- 1
Георгий Саакадзе ( груз. გიორგი სააკაძე ; рожд. в с. Фели 1570 — 3 октября 1629 , Османская империя ) — полководец, военный и политический деятель грузинского царства Картли . Активный борец за объединение Грузии, ещё при жизни удостоенный народом эпитета «Великий» и поэтому более известный в истории как Великий Моурави (груз. დიდი მოურავი).
О происхождении Георгия Саакадзе
В XV—XVI вв. часть грузинской знати, занимающая ключевые, правящие должности, постепенно образовывает княжеское сословие. В числе князей был и моурави (управляющий) Тбилиси — Иванэ Саакадзе, и через него род Саакадзе разделился на две ветви — дворянскую и княжескую: «…с года 1503 после Христа зовутся моуравами и князьями третьей степени…» пишет Иоанн Багратиони в «Описании княжеских и дворянских фамилий Грузии». Однако, Иванэ был назван князем ещё ранее — в грамоте от 1462 года. Потомки Иванэ были прозваны моуравами и иногда упоминались как князья Саакадзе-Моурави, а его правнуку Великому Моурави Георгию Саакадзе, Моурави было пожаловано в качестве фамилии, ибо как отмечает царь Ростом (1632—1658) «род Саакадзе и при ранних царях был заслужен и почитаем, а Великий Моурави был особенно заслужен перед Грузией».
Род Саакадзе имел поместья в Тедзамском и и в окрестностях горы , при этом резиденция князей Саакадзе находилась в селе Пели, где стоял «…величественный замок-крепость, раскинувшийся по обеим берегам реки Тани, связанный поверху парапетами и переходами, который и сегодня живущие в окрестностях называют замком Саакадзе» . В качестве резиденции князьями Саакадзе использовалась также крепость Кикнатбери, а резиденция дворян Саакадзе находилась в селе Бобневи.
В XVI веке князья Саакадзе начинают объединять земли вокруг села Носте с целью создания собственного удельного княжества, а моурави Тбилиси князь Сиауш Саакадзе переносит туда резиденцию. Этот процесс завершил его сын Георгий, более известный как Великий Моурави. Саакадзе построили в Носте родовую крепость, а в их феодальных владениях насчитывалось около 40 деревень. Всё вышесказанное свидетельствует, что широко распространённое мнение, будто бы Георгий Саакадзе был из простых дворян, не является верным.
Личность Георгия Саакадзе
С молодости Георгий Саакадзе — сподвижник царей Симона I (1556—1600), а затем Георгия X (1601—1606): начальник царской охраны; участник всех сражений названных царей; сопровождал царя Симона I в турецком плену. За это время хорошо зарекомендовал себя как полководец и организатор: «…И был Моурави Гиорги мужественным доблестным, сильным, отважным, бесстрашным…» , «…велеречив и проницателен, сведущ в своем деле, а также исполин по росту и весьма храбрый. Был он воистину непобедимый ратник: к какой бы стороне ни присоединился — побеждал другую, противную сторону. И, скосив полчища противников, подобно траве, покрывал ими поле брани…» , «Моурави воистину отважный, доблестный, телом слону подобный, редкий молодец и силой дэва обладающий…»
В 1604 году Георгия X вызвал шах Аббас I (тогдашний сюзерен Грузии) под Ереван , для взятия Ереванской крепости. Осада длилась девять месяцев, крепость была взята 9 июня 1604 года . В сражениях вновь отличился Георгий Саакадзе, и после возвращения Георгий X возводит его в дидебулы «…под фамилией Моурави…» . По утверждению Платона Иоселиани, Георгий X дарует ему Тарханство , но Иоанн Багратиони указывает другую дату дарования Тарханства , а именно 1622 год. В 1605 году Георгий сменил своего отца Сиауша на посту моурави (наместник, губернатор) Тбилиси . Позже после усмирения двалов , он одновременно назначается моуравом Цхинвали и , а затем и всей Картли . Георгий Саакадзе становится самым могущественным феодалом Картли: «В ту пору усилились мтавары … и более всех Саакадзе Георгий, моурави Тбилиси, Цхинвали и Двалети» , «и во времена эти … был могущественен моурави Картли Саакадзе Георгий, и настолько усилился, что после царя был он…»
О могуществе Великого Моурави свидетельствуют и родственные связи с самыми влиятельными феодалами того времени: сам он около 1590 года женился на Марех Арагвской — дочери Нугзара — Арагвского Эристава . Его старшая дочь замужем за Теймуразом Багратион-Мухранским (их сын, то есть внук Великого Моурави в последующем царь Картли — Вахтанг V Шахнаваз), другая дочь замужем за Ксанским Эриставом — Иесе, а младшая дочь — Анна-Хатун, была выдана около 1620 года за сына господаря Самцхе (Самцхе — грузинское княжество по размерам большее, чем Картлийское царство), казначея турецкого султана Парад—пашу Джакели. Его сын Автандил женат на царевне Хварамзе — дочери Георгия III Имеретинского . С воцарением Луарсаба II (1607—1614) позиции Георгия ещё более укрепляются — его сестра становится царицей Картли — на ней женится царь Луарсаб II: «и до этого Саакадзе был первым человеком в царстве. Теперь же, после породнения с Багратионами, его первенство было официально подтверждено» .
Луарсаб II получил трон в весьма тяжёлые для царства времена, ибо «… была Картли… весьма бедственна и обессилена …» , и перед царем стояли задачи преодоления феодальной анархии и экономической разрухи. Великий Моурави энергично принялся за укрепление Картли опираясь не только на родственников, но и князей Беруку Джавахишвили, Зазу Цицишвили, Тамаза Мачабели, представителей княжеских фамилий Кавтарашвили, Германозашвили, Авалишвили, а также на дворянство Картли. Образовалась «партия приверженцев Саакадзе». Великий Моурави восстановил крепости, построил мосты и дороги, вернул на родные места беглых крестьян, усилил и обогатил царство. Одновременно с гражданским строительством, Великий Моурави создал войско по типу очередников. Молодёжь, достигая определённого возраста, проходила обучение в специально устроенных лагерях. Обученных отпускали, а их место занимал новый призыв. За очень короткий срок царство поднялось из руин, окрепло и вооружилось, что наглядно проявилось в 1609 году во время Ташискарской битвы . Армия турок, насчитывающая около 60 000 воинов, вторглась в Картли, но была разгромлена гораздо более меньшими силами грузин под командованием Великого Моурави: «… И началась сеча великая и там и сям, и с великой отвагой и доблестью схватились с врагом, даже среди древних героев трудно найти таких, которые бы сражались подобно царю, Моурави и всем грузинам …» , «в этой битве весьма доблестно проявил себя царь Луарсаб и, особенно, Моурави. Дал Бог победу и побили многих…» Победой в этой войне Великий Моурави избавил Картли от опустошения и спас жизнь Луарсабу II, и когда спустя три года противники Моурави требовали от царя погубить его, Луарсаб ответил: «Не просите меня больше погубить его… В большом бою и в беде, кто ему подобен? Не в угоду ему будет сказано, но в большой войне спас он меня от смерти» .
Заговор против Георгия Саакадзе, эмиграция в Персию
Подобным положением дел был недоволен воспитатель царя Луарсаба II , — Шадиман Бараташвили, — ибо он стал терять своё влияние на решение государственных дел. Недовольны были также многие князья, оппозиционные Моурави, ибо его деятельность хотя и усилила Картли, но зато ограничила их права и возможности. И вот Шадиман Бараташвили, Парсадан Цицишвили и Каихосро Джавахишвили, объединившись с оппозицией Моурави, вступают в тайный сговор (здесь видны и козни Иранского двора заинтересованного в ослаблении Картли) и начинают разные интриги, чтобы погубить Моурави: убеждают Луарсаба будто бы Моурави хочет захватить власть полностью в свой руки. В итоге Шадиман Бараташвили склонил Луарсаба II к решению избавиться от могущественного Моурави. Однако, не имея сил для открытого нападения, они решили убить Моурави тайно — пригласив на охоту: «И порешили дело это (смерть моурави), но не укрылось оно от Господа и спас Господь царя Луарсаба от смерти и крови невинного человека. Пришёл к моурави парештухуцеси Херхеулидзе Баака и выдал царя» . Узнав о таком решении, Моурави решил покинуть Грузию и переехать в Иран , хотя его тесть Нугзар Эристави был против и предлагал начать войну против Луарсаба II , Шадимана Бараташвили и их сторонников, ибо партия Моурави была сильнее и могла рассчитывать на победу. Однако Моурави отказался, будучи противником братоубийственной войны против помазанника Божия и в 1612 году эмигрировал в Иран . Под знамёнами Ирана Моурави покоряет часть Ближнего Востока и Северную Индию, становится всемирно известным полководцем и политическим деятелем. Благодаря ему Иран одержал несколько судьбоносных побед над Турцией и тем самым задержал экспансию Турции в Европу. И в Иране Моурави укрепил свои позиции — его воспитанник Хосро-Мирза (в дальнейшем царь Картли Ростом-хан) становится градоначальником столицы Ирана — Исфахана . Находясь в Иране, Моурави практически не вмешивается в политическую жизнь Грузии, хотя и не остается равнодушным: после смерти своего тестя — Нугзара Эристави Арагвского, именно благодаря и через вмешательство Моурави эриставом стал его воспитанник, младший сын Нугзара — Зураб (впоследствии, в Базалетской битве, Зураб предал Моурава и этим решил исход битвы в пользу Теймураза I).
Борьба Ирана за захват грузинских земель
Заключённый в 1590 году мир с Турцией сильно ущемлял интересы кызылбашского Ирана . Шах Аббас I , сидевший на иранском престоле, деятельно готовился к войне за восстановление иранского влияния в Закавказье. Появление русских войск на побережье Каспийского моря, а также союз Московского и Кахетинского царей заставили иранское правительство поторопиться с осуществлением своих захватнических планов. Аббас ставил перед собой задачу — полное уничтожение Грузии. Для претворения в жизнь этих замыслов он с 1602 года , после возобновления войны с Турцией, создал в Картли (в Лори и Дебеда) кызылбашские ханства, а в Кахети — Енисельский султанат .
В 1605 году по приказанию шаха были убиты сторонники союза с Россией — кахетинский царь Александр II и его наследник. Их убийцу — Константина, сына Александра, воспитанного на юге Персии и принявшего магометанство, шах возвел на кахетинский престол. Но кахетинцы отказались признать изменника и отцеубийцу Константина своим царём и восстали против него. Одновременно тавады , боровшиеся за установление тесных связей с Россией, тайно послали в Москву племянника царя Александра, царевича Баграта.
Восставшие убили узурпатора Константина. Это обстоятельство, как и отправка царевича Баграта в Россию, вынудили шаха временно пойти на уступки и утвердить в Восточной Грузии христианских царей ( 1606 ): Теймураза I — в Кахетии, Луарсаба II — в Картли.
Шаху нельзя было медлить. К этому времени Россия сумела укрепить своё внутриполитическое положение и снова готова была вмешаться в ход событий на Кавказе (Вообще-то в России тогда было Смутное время - Голод, разбои, самозванцы, иностранная интервенция со стороны сразу нескольких государств). Аббас I стремился опередить русского царя и в кратчайший срок окончательно решить судьбу Грузии. Поэтому он в 1614 году , уже на следующий год после заключения мира с Турцией, начал борьбу за окончательное присоединение Грузинских земель к Ирану. Длительная подготовка к войне казалась шаху Аббасу надежной гарантией того, что он легко уничтожит Картлийское и Кахетинское царства и создаст на их развалинах кызылбашские ханства. С этой целью шах Аббас предпринял два больших похода в Восточную Грузию.
В 1614 году шах разорил Кахети, угнал в плен тысячи кахетинцев и назначил правителем страны двоюродного брата Теймураза — мусульманина Ису-хана . В то же время шаху с помощью все того же Шадимана Бараташвили удалось захватить пытавшегося укрыться у имеретинского царя Георгия — Луарсаба II и увезти его в Иран.
Хищническая политика шаха Аббаса I в Кахети сделала ясными его агрессивные намерения. Народ поднялся на борьбу. В сентябре 1615 года Кахети была охвачена восстанием, которым руководили Нодар Джорджадзе и Давид Джандиери. Вскоре огонь восстания перекинулся и в Картли. Восставшие обратились к Теймуразу с предложением — объединить под своей царской властью Кахети и Картли. Согласившись, Теймураз вторгся в граничившую с Кахети Шаки, после чего Шаки-Ширван присоединился к восставшим. Аббас I выслал против Теймураза 15-тысячное войско под начальством Али Кули-хана, но кахетинский царь, в распоряжении которого было всего 6 000 человек, нанёс ему жестокое поражение.
Восстание ширилось, принимая опасный для Ирана характер. Поэтому шах Аббас I, собрав большое войско, весной 1616 года двинулся в поход, чтобы уничтожить Картлийско-Кахетинское царство. Целый год продолжалась кровопролитная война. Полчища кызылбашей и иранцев топтали Грузинскую землю. Восстание было подавлено, но шаху Аббасу все же не удалось физически уничтожить грузинский народ.
В результате персидского нашествия население Кахетинского царства сократилось на ⅔. Около 200 000 пленных кахетинцев Аббас I переселил в различные области Ирана. Кахети была разделена на две части: области, расположенные к востоку от реки Иори, передавались правителю Ганджи, кызылбашу Пейкар-хану; земли же, лежавшие к западу — хану, сидевшему в Картли, Баграту. Опустошённую страну он решил заселить туркменами .
Разорение Кахети, истребление, и угон в рабство значительной части её населения позволило дагестанским племенам спуститься с гор и захватить часть кахетинских земель. Так образовались общины Джари и Белакан (Белоканы).
После разорения Кахети Аббас I вторгся в Картли. На картлийском престоле в то время сидел сын Давида, магометанин Баграт. Шах разорил поместья тавадов — сторонников Теймураза, призвал в своё войско детей картлийских азнауров , а затем с богатой добычей и пленными вернулся в Иран. Эти походы иранского шаха имели для Грузии тяжёлые последствия. Вероятно именно в это время у шаха возник и сложился план об упразднении Кахетинского и Карталинского царств и переселении всего грузинского населения в Персию, а грузинские земли он решил заселить иранскими племенами.
Ряд источников более поздней эпохи приписывают Великому Моурави пособничество шаху в этих нашествиях, однако позднее грузинская историография пришла к заключению, что это не соответствует истине, поскольку во-первых, в этих источниках допущены грубые несоответствия; во-вторых, ни один источник времен Великого Моурави, ни шахские историки — Искандер Мунши и Малик-шах Хусейн Систани, ни другие источники не упоминают Моурави в этих событиях; в-третьих, сам царь Теймураз, в письме к Михаилу Романову , описывая вторжение шаха в Кахети, ни разу не упоминает Моурави: «…пришёл вскоре со всеми людьми на нашу землю. И яз против него постоял немного и, увидя своё изнеможенье, пошёл из своей земли прочь в Башачицкую землю». Кроме того, когда враги Великого Моурави пытались преследовать его мать, то заступились именно кахетинцы: Алавердский митрополит, Шермазан Чолокашвили и Нодар Джорджадзе — ближайшее окружение царя Теймураза: «Да будет Господь милостлив к батони митрополиту, Шермазану и Нодару, они не позволили, как это, мол, допустимо, чтобы столь почтенную и уважаемую госпожу схватить и пленницей отдать в руки. На этом настояли и не позволили». Если бы Великий Моурави был виновником разорения Кахети, разве кахетинцы, полные горечи и ненависти к разорителям их Родины, стали бы защищать (да ещё и называть её почётной госпожой!) мать виновника их разорения, когда семьи многих из них погибли или были угнаны в Иран? Следовательно, они знали, что в происшедшем нет вины Великого Моурави. Лучше других знал об этом Нодар Джорджадзе, находившийся в лагере шаха по воле Теймураза. Обратим внимание на заявление Кайхосро Джавахишвили, одного из наиболее ярых врагов Моурави, который громогласно отмечает заслуги Великого Моурави перед Грузией: «Упаси Господи,… чтобы я напал на батони Моурави и желал бы его смерти, или шёл бы, чтобы убить его. Этим погрешил бы я сперва перед Богом, а затем и перед всей Грузией…» В поэме «Дидмоуравиани» Великий Моурави обращается к царю Теймуразу:
«Шах пожаловал в Кахети, Вам дела его известны!
Перешёл затем он в Картли, но не стал громить и рушить.
Два царя ушли, оставив свой наследственный удел,
Оба отбыли к имерам; как же в том меня винить?»
Более того, по-видимому именно в это время Саакадзе начал тайные переговоры с кахетинскими, а затем и с карталинскими князьями о заговоре против Персии, что вылилось в Марткопское восстание 1625 года.
Из Картли шах Аббас I посылает Шадимана Бараташвили в Имеретию за Луарсабом II, которого Шадиман уговаривает и привозит к шаху. Шах ласково встречает Луарсаба, но забирает в Исфаган в качестве «почётного и дорогого гостя», где предлагает ему принять ислам, а после отказа последнего заключает его сперва в Астарабадскую, а затем в Гулабскую крепость. В 1622 году Луарсаб II принял мученическую смерть: за отказ принять ислам его, по приказу Аббаса I, удавили тетивой лука. Грузинская церковь причислила царя-мученика к лику святых (день празднования 21 июня). Те же источники, которые приписывают Великому Моурави пособничество шаху в нашествиях на Кахети, обвиняют его в смерти Луарсаба II, однако современные исследователи полностью отвергли эти обвинения. Более того, факт невиновности Великого Моурави в смерти царя столь бесспорно доказан, что Православная церковь внесла изменения в книгу «Житие грузинских Святых» и, если ранее там виновником смерти Луарсаба II был назван Моурави, то теперь эта ошибка исправлена.
Борьба грузин за самосохранение, провал плана Аббаса I о переселении грузин в Персию
В 1619 году шах Аббас I благословил на царствование в Картли Симона II , и в сопровождении Великого Моурави отправил в Картли . Симон II не мешал Моурави наводить порядок в царстве, он попросту отстранился от дел и на все отвечал: спросите Моурави, пусть Моурави решит. Великий Моурави стал полновластным правителем Картли. На одном документе, связанным с тяжбой Андукапара Амилахвари по поводу владений, Симон II написал своё решение: «До прихода Моурави всё оставьте, а когда Моурави пожалует, сделаем, как будет лучше; и то, что спорно в городе или в Дигали, или в Али тоже должен решить Моурави».
В конце 1623 года шах отозвал в Иран Великого Моурави и Зураба Эристави Арагвского. Иранские армии отправлялась на покорение месопотамского Багдада и афганского Кандагара . По утверждению Иоанна Багратиони , именно в это время, шах Аббас I пожаловал Тарханство Великому Моурави. В Картли Моурави и Зураб вернулись в начале 1624 года, но в конце 1624 года вновь были отозваны в Иран в связи с «Гюрджистанским» вопросом, поскольку шах получил тревожные послания от Пейкар-хана о возможности бунта в Кахети и решил раз и навсегда решить вопрос. В 1625 году шах Аббас I послал 120-тысячную армию с приказом опустошить Восточную Грузию, переселить её население в пустынные районы Ирана, а Картли и Кахети заселить кызылбашскими мусульманскими племенами. «Наведение порядка» было поручено спасалару Ирана — Корчига-хану, а советчиком хана был назначен Великий Моурави, но шах оставил себе в заложники Паату — сына Саакадзе. Однако сам Моурави преследовал совершенно иные цели: 25 марта он, находясь среди иранского войска, внезапно напал и убил Корчига-хана, а заранее подготовленные им грузинские войска напали извне . В результате блестяще спланированной и проведённой операции персидское войско в течение первой недели потеряло 70 000 человек и 7 своих лучших полководцев. Узнав об этом, шах заперся в одиночестве на 8 дней, и, как пишет Искандер Мунши : «бунты и смуты, которые случились из-за восстания и бунта нечестивого, потерянного Моурав-Грузина, имели огромные последствия, большие страсти и огромный ущерб обрушились на народ и продолжают наносить ущерб…» В отместку за происшедшее Аббас I казнил сына Великого Моурави — Паату.
Царь Арчил в своей поэме «Беседа Теймураза и Руставели» пишет о Моурави:
Чудеса свершил он в битве, приближая день свободы,
Даже рыцари из мифов не сравнятся с ним во славе.
Всё здесь сказанное — правда, ложь нас ввергнет в лоно ада.
В жертву принесли свободе Эристав — жену, Он — сына.
Передайте всем потомкам, чтобы помнили в столетьях:
Всё для веры и отчизны Витязь Грузии отдаст!..
В течение двух месяцев Великий Моурави полностью освободил Картли и Кахети от иранских войск. В Картли сложилась необычная за всю историю царствования Багратидов ситуация: благодарный за спасение от физического уничтожения народ Картли требовал, чтобы Великий Моурави принял корону и воцарился — и «епископы перед алтарём молились о здравии и долголетии Георгия Саакадзе, … но великая победа и имя спасителя народа не превратили Моурави в высокомерного и надменного вельможу» .
Объединение Картлийского и Кахетинского царств
За это время Теймураз I из Имеретии перебрался сначала в Мегрелию к Левану II Дадиани, а оттуда в Турцию, где был принят султаном, который, дал ему во владение земли в Самцхе и дворец в приморском городе Гонио, где и находился Теймураз. Моурави вызывает его и возводит на престол Кахети и Картли. Таким образом произошло объединение Картли и Кахети в одно государство. Однако, Теймураз I был весьма своенравным человеком и это проявилось уже через несколько месяцев. Шах Аббас I послал новое 80-тысячное войско, во главе с Корчибаши Иса-ханом. Моурави разрабатывает план их разгрома, однако военный совет во главе с Теймуразом I не только не принимает план Моурави, но даже не доверяет ему командование битвой, возложив эту обязанность на царя Теимураза I. Грузины потерпели поражение , и Теймураз I, в очередной раз бросив страну на произвол судьбы, бежал в Имеретию. Вновь страна осталась на Великого Моурави — он организовал отряды самообороны, начал партизанскую войну, устроил внезапные нападения на иранские войска и, в течение года, вновь освободил Картли и Кахети.
Главной заслугой Великого Моурави перед Грузией является именно это событие, ибо кызылбаши были вынуждены навсегда отказаться от планов переселения грузин. У них не осталось сил, и восстановить эти силы они не смогли в течение 200 лет.
Моурави призывает в союзники султана Мурада IV, но тот присылает фирман, в котором призывает «Властелина Картли Моурав-хана» не жалеть себя и собственными силами продолжать борьбу с иранцами. В то же время султан писал, что он дал указание Батумскому бегларбегу, царю Имерети и правителям Гурии и Одиши идти со своими войсками на помощь Моурави (войска эти так и не пришли).
И вновь Моурави возвратил Теймураза I на престол Картли и Кахети. Однако последний, сразу после возвращения, наперекор Моурави пошёл на переговоры с шахом. В результате шах признал Теймураза I царём Картли-Кахети, а последний вновь «надел персидский халат». «В результате примирения с Теймуразом шах Аббас фактически противопоставил царя Георгию Саакадзе, а за этим последовал окончательный разрыв между Теймуразом и Саакадзе. В грузинской историографии конфликт между царём и Моурави в основном приписывают интригам грузинских феодалов, которые не могли примириться с первенством Саакадзе. По мнению других историков, в действительности решающая роль принадлежала шаху Аббасу, всегда ловко использовавшему существующие распри между грузинскими владетелями» . Отношения между Теймуразом I и Моурави были окончательно разорваны. Царь был вынужден ограничиться правлением Кахети, а в Картли правит Моурави.
Базалетская битва
Моурави решил пойти на союз с Имерети, предложив Георгию III Имеретинскому благословить на царствование в Картли царевича Александра, который после смерти отца объединил бы два царства: Картли и Имерети . С этой целью он предпринял осенью 1626 года новый вояж в Западную Грузию. Побывал в Имерети, где встретился с царем Георгием, католикосом Западной Грузии (во время этого визита его первенец Автандил был обручен с дочерью Георгию III Имеретинского — позже от этого брака родился Иорам, государственный деятель Грузии). Далее Георгий Саакадзе встретился с правителем Гурии Малакией Гуриели, затем переехал в Мегрелию, где встречался с Леваном II Дадиани. Эти события раскололи и ряды картлийских феодалов. Часть предпочла занять выжидательную позицию, не вмешиваться и примкнуть к победителю. Кайхосро Мухран-Батони , Иесе Эристави Ксанский и ряд других феодалов приняли сторону Моурави, а Иотам Амилахвари и Зураб Эристави приняли сторону Теймураза I.
Поздней осенью 1626 года произошла Базалетская битва между Великим Моурави и Теймуразом I. Битва была тяжёлой: «… и не осталось человека, который не был бы ранен, в том числе сами господа Теймураз, Моурави и Зураб» . Моурави мог изменить ход Базалетской битвы, убив Теймураза I, но он был не только великим полководцем, но и рыцарем , и не посмел лишить жизни помазанника Божия: «Напав (на моурави) Эдишер (Вачнадзе) направил ему копьё в грудь, но сломал об латы, а моурави рассёк ему саблей … голову. Затем подскочил моурави к государю Теймуразу и побил его плетью … и отошёл … и ушёл он лета Христова 1626». Более того, когда позднее Моурави встречался с католическими миссионерами в Стамбуле , он с похвалой отзывался о царе Теймуразе I. «И этот факт указывает на величие души Саакадзе. Интересы Родины он всегда ставил выше собственных» .
Эмиграция в Турцию
Моурави со своими сторонниками и близкими, в их числе были его сын Автандил, зятья Кайхосро Мухранбатони и Иесе Эристави-Ксанский, ушёл в Самцхе, и проведя там зиму, весной 1627 года перешёл в Турцию. Прибывшие в Стамбул Моурави и его соратники были с большим почётом приняты султаном Мурадом IV , который пожаловал Великому Моурави Конийский вилайет, один из самых больших в Турции. Столь большое внимание султана, особенно пожалование Конийского вилайета, на который претендовали многие турецкие феодалы, незамедлительно породило зависть придворной аристократии. По словам Мустафы Наима, «они проявили зависть и оскорблённость милостями султана». Взамен султан просил Моурави встать во главе части армии и усмирить наиболее непокорную область Турции — Сохасту (Токату), а затем содействовать усмирению других взбунтовавшихся провинций. Выбора не было, и Моурави усмирил Сохасту. Стамбул ликовал, празднуя победу над доблестными и непокорными сохатийцами. Вновь прогремело имя Моурави на всём Востоке. После усмирения Сохасты Моурави получил приказ идти на помощь Хусрев-паше под Эрзурум . По пути к Эрзуруму он под Каркутом наголову разбил иранцев. Узнав, что Моурави подошёл к Эрзуруму , Абаза-паша вышел и сдался Моурави. Султан даровал Эрзурум Моурави.
Слава Великого Моурави затмила имя Первого Визиря, о нём и не упоминали, а это, по словам Парсадана Горгиджанидзе, вызвало гнев супруги Хусрев-паши, сестры султана. Посыпались письма с упреками в адрес неудачливого супруга. Наконец она напрямую потребовала покончить с Моурави, грозя везирю разводом. Хусрев-паша решился, и 3 октября 1629 года Великий Моурави, его первенец Автандил, родственник Кайхосро Мухранбатони и другие, всего около 50 человек, были предательски убиты. «…Хусрев-паша был вероломным и кровожадным человеком… он… убил героя-старца, у которого были столь большие заслуги…» Но сказано: «убийца человека погибнет от руки человеческой, он сам (Хусрев-паша) разделил его (Моурави) участь и получил подобное же наказание» . Хусрев-Паша сам пал жертвой своего злодейства: по приказу султана за это преступление Хусрев-Пашу передали в руки палачу и умертвили мучительной смертью.
«Со смертью Великого Моурави провалилось то великое дело, которому Саакадзе отдал свою огромную энергию и, без которого, было невозможно освобождение и усиление Грузии» .
«Так трагически погиб этот величайший человек своего времени. Но прошедшие под его руководством освободительные войны избавили грузинский народ от физического уничтожения в первой четверти XVII века. Беспримерные героические битвы Георгия Саакадзе вынудили кровавого палача грузинского народа шаха Аббаса I отказаться от своего варварского плана — полного истребления населения Восточной Грузии. Саакадзе принёс в жертву этому делу собственную жизнь и жизнь двух своих сыновей… Пусть не умолкнет справедливость и вынесет объективный приговор тем делам, которые не всем известны своим истинным лицом… Пусть в судьбе вашего предка прочитают судьбу Алкивиада , который настолько же велик был своими делами, насколько был несчастен лично, прочитают славное имя полководца из Афин , которое было стеснено на Родине, им же возвеличенной и овеянной славою!»
В культуре
Саакадзе стал главным героем романа Анны Антоновской « Великий Моурави » и художественного фильма « Георгий Саакадзе » (1942).
См. также
Примечания
- Гвасалия Дж. Историческая география восточной Грузии.
- ↑ Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства.
- Давризеци Аракел. Книга историй.
- ↑ Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе.
- ↑ Иоселиани П. Жизнь Великого моурава князя Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых.
- Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства. — С. 420.
- ↑ Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли
- ↑ Джамбурия Г. Георгий Саакадзе.
- Горгиджанидзе Парсадан. История Грузии.
- Институт рукописей Грузии. Рукопись Hd 6259.
- Иоанн Багратиони . Описание княжеских и дворянских фамилий Грузии.
- Искандер Мунши . Сведения о Грузии.
- Гвритишвили Д. Очерки из истории Грузии.
- Джавахишвили, Бердзенишвили, Джанашия. Очерки истории Грузии.
- Из письма Платона Иоселиани генералу Р. Д. Тархан-Моуравову .
Источники и литература
- Тезелишвили С. Царские и правящие династии мира. — Тб. : Сакартвелос мацне, 1998. (груз.)
- Царевич Вахушти . Картлис Цховреба. Описание Грузинского царства. — Тб. : Сабчота Сакартвело, 1973. Том IV. С. 33-37. (груз.)
- Багратиони Иоанн. Сокращенное описание фамилий князей и дворян живущих внутри Грузии. — Тб. : Диал, 1997. С. 32-33. (груз.)
- Журнал « Иверия ». Тифлис, 1884. Вып. № 5. (груз.)
- Бери Эгнаташвили. Новое «житие Картли». // Картули Мцерлоба. — Тб. , 1989. Т. VI. С. 754. (груз.)
- Иоселиани П. Жизнь Великого моурава князя Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых. — Тф. , 1848.
- Шапшал С. М. К вопросу о тарханных ярлыках. // Сборник к 75-летию академика Вл. А. Гордлевского. — М. , 1953. — С. 303—312.
- Абуль-Гази, Хивинский хан . Родословное древо тюрков (Перевод и примечания Г. С. Саблукова). — Каз. , 1906. С. 50.
- Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Ч. I. — СПб. , 1898. — С. 104.
- Джамбурия Г. Георгий Саакадзе. — Тб. , 1964. (груз.)
- Пирцхалаишвили Р. Иосиф Тбилели и его «Дидмоуравиани». — Тб. : Мецниереба, 1978. (груз.)
- Свод памятников истории и культуры Грузии. Кн. V. — Тб. , 1990. (груз.)
- Гвасалия Дж. Историческая география восточной Грузии (Шида Картли). — Тб. : ТГУ, 1991.
- Акопашвили Г. Из истории социальных взаимоотношений XV—XVIII веков в Картли. — Тб. , 1965. — С. 168—177. (груз.)
- Климиашвили А. К вопросу о войске «мориге» во второй половине XVIII века в восточной Грузии. // Сб. «Несколько исторических документов XIV—XVIII веков». — Тб. , 1962. (груз.)
- Пурцеладзе А. Борьба за уничтожение Грузии и объединение Грузии, или Георгий Саакадзе и его время. — Тф. , 1911. (груз.)
- Горгиджанидзе Парсадан. История Грузии. — Тб. : Мецниереба, 1990.
- Орбелиани Папуна. История Картли. — Тб. : Мецниереба, 1981. (груз.)
- Климиашвили А. Артиллерийское строительство в восточной Грузии во второй половине XVIII века. // Вестник Института рукописей им. К. Кекелидзе АН Грузии. — Тб. , 1964. — С. 264—265. (груз.)
- Долидзе И. Памятники Грузинского права. Т. IV. — Тб. , 1984. — С. 384—386. (груз.)
- Друзья памятников культуры. // Сб. 14 из серии «Памятники материальной культуры». — Тб. : Сабчота сакартело, 1968. — С. 70—71. (груз.)
- Руставели Шота. Витязь в тигровой шкуре. — Тб. : Гулани, 1992.
- Давризеци Аракел Книга историй. / Пер. Л. Ханларяна. — М. , 1973.
- Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе. / Пер. на груз. Н. Шенгелия. — Тб. , 1979. (груз.)
- Гвритишвили Д. Очерки из истории Грузии (XV—XVII века). Т. II. — Тб. , 1965. (груз.)
- Мунши Искандер. Сведения о Грузии / Пер. на груз. Вл. Путуридзе. — Тб. , 1969. (груз.)
- Месяцеслов. Житие грузинских Святых (допущено к печати Рецензионным советом Грузинской Патриархии. Напечатано с благословения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ильи II). — Зугдиди, 1997. — С. 182—185. (груз.)
- Царь Арчил. Беседа Теймураза и Руставели. // Картули Мцерлоба. Т. VI. — Тб. , 1989. (груз.)
- Очерки истории Грузии. Т. IV. — Тб. , 1973. — С. 263—267. (груз.)
- Шарадзе Г. Под чужим небом. Кн. III. — Тб. : Мерани, 1993. — С. 467. (груз.)
- Пешанги. Шахнавазиани. / Под ред. Леонидзе Г. и Иорданишвили С. — Тб. , 1948. (груз.)
- Чхеидзе Сехния. История Грузии. / Пер. Накашидзе Н. — Тб. , 1976.
- Шарадзе Г. Теймураз Багратиони. Кн. I. — Тб. , 1972. — С. 203—206. (груз.)
- Какабадзе С. Приключения Иесе, сына Осе. — Тф. , 1913. — С. 125. (груз.)
- Кореневский М. Курс — Норд, идём подо льдами. — М. , 1967. — С. 86-90.
- Законы Вахтанга VI. / Пер., введение, прим., глоссарий и указатели Д. Л. Пурцеладзе. — Тб. , 1980.
- Борьба против Георгия Саакадзе в конце XX века. // Газета «Калмасоба», 1998, 2 июня, № 9(22). — С. 6. (груз.)
- Анна Антоновская . Великий Моурави . В 6 томах.
Ссылки
- 2021-02-23
- 1