Этнические чистки в долине Лашвы
- 1 year ago
- 0
- 0
Этнические меньшинства в Армении составляют 2 % населения страны , согласно переписи 2011 года .
Этнические
меньшинства |
перепись
2011 г. |
перепись
2001 г. |
перепись
1989 г. |
перепись
1979 г. |
перепись
1970 г. |
перепись
1959 г. |
перепись
1939 г. |
перепись
1926 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Езиды | 35 308 (1,17 %) | 40 620 (1,3 %) | 51 976 (1,6 %) |
(учтены в
составе остальных курдов) |
(учтены в
составе остальных курдов) |
(учтены в
составе остальных курдов) |
(учтены в
составе остальных курдов) |
12 237 (1,4 %) |
Русские | 11 911 (0,39 %) | 14 660 (0,5 %) | 51 555 (1,6 %) | 70 336 (2,3 %) | 66 108 (2,65 %) | 56 477 (3,2 %) | 51 464 (4,0 %) | 19 548 (2,2 %) |
Ассирийцы | 2 769 (0,09 %) | 3 409 (0,1 %) | 5 963 (0,2 %) | 6 183 (0,2 %) | 5 544 (0,2 %) | 4 326 (0,25 %) | 3 280 (0,3 %) | 1 023 (0,3 %) |
Курды | 2 162 (0,07 %) | 1 519 (0,05 %) | 4 151 (0,1 %) | 50 822 (1,7 %) | 37 486 (1,5 %) | 25 627 (1,45 %) | 20 481 (1,6 %) | 3 025 (0,3 %) |
Украинцы | 1 176 (0,04 %) | 1 633 (0,05 %) | 8 341 (0,2 %) | 8 900 (0,3 %) | 8 390 (0,3 %) | 5 593 (0,3 %) | 5 496 (0,4 %) | 2 826 (0,3 %) |
Греки | 900 (0,03 %) | 1 176 (0,04 %) | 4 650 (0,1 %) | 5 653 (0,2 %) | 5 690 (0,2 %) | 4 976 (0,3 %) | 4 181 (0,3 %) | 2 980 (0,3 %) |
Грузины | 617 (0,02 %) | 696 (0,02 %) | 1 364 (0,03 %) | 1 314 (0,04 %) | 1 439 (0,06 %) | 816 (0,05 %) | 652 (0,05 %) | 274 (0,03 %) |
Персы | 476 (0,02 %) | 326 (0,02 %) | 14 (0,001 %) | 8 (0,0003 %) | 4 (0,00016 %) | 13 (0,0007 %) | 24 (0,0019 %) | 5 043 (0,6 %) |
Белорусы | 214 (0,01 %) | 257 (0,01 %) | 1 061 (0,03 %) | 1 183 (0,04 %) | 1 179 (0,05 %) | 805 (0,05 %) | 458 (0,04 %) | 360 (0,04 %) |
Евреи | 127 (0,01 %) | 109 (0,01 %) | 676 (0,03 %) | 953 (0,03 %) | 1 003 (0,04 %) | 1 024 (0,06 %) | 512 (0,04 %) | 335 (0,04 %) |
Поляки | 124 (0,01 %) | 97 (0,01 %) | 270 (0,03 %) | 691 (0,02 %) | 389 (0,02 %) | 208 (0,01 %) | 240 (0,02 %) | 705 (0,08 %) |
Немцы | 67 (0,01 %) | 133 (0,01 %) | 265 (0,03 %) | 333 (0,01 %) | 408 (0,02 %) | 278 (0,02 %) | 433 (0,03 %) | 104 (0,01 %) |
Азербайджанцы | 100 (0,01 %) | 59 (0,01 %) | 84 860 (2,6 %) | 160 841 (5,3 %) | 148 189 (5,95 %) | 107 748 (6,1 %) | 130 896 (10,2 %) | 76 870 (8,8 %) |
В настоящее время этнические армяне составляют подавляющее большинство населения Республики Армения — 97,89 %. Это объясняется тем, что в разные периоды происходил (добровольный или вынужденный) отток неармянского населения за её пределы, а также имел место приток этнического армянского населения из других регионов Советского Союза (в первую очередь беженцев и вынужденных переселенцев из Азербайджанской ССР) и других стран, в которых была расселена армянская диаспора [ привести цитату? 1082 дня ] .
Неармянское население составляет 2,11 % или 68 тысяч человек, самым крупным меньшинством являются езиды (1,26 %; в переписи 2001 года они указаны отдельно от курдов-мусульман ), русские (0,46 %), а также другие ( греки , ассирийцы , украинцы , грузины , персы , в общей сложности — 0,39 %) . До конца 1980-х годов в Армении имелась крупная азербайджанская община, составлявшая крупнейшее этническое меньшинство, и община курдов -мусульман, обе практически полностью были вынужденны покинуть Армению в результате армяно-азербайджанского конфликта переселившись практически полностью в Азербайджан. Также в постсоветский период Армению покинуло подавляющее большинство русских, украинцев, белорусов, греков, евреев, поляков, немцев.
Конституция Армении в редакции 2015 года и Избирательный кодекс закрепляют четыре места в парламенте за четырьмя наиболее многочисленными национальными меньшинствами. На 2020 год, русское меньшинство представляет депутат А. С. Сандыков , курдов — К. Гасанов, ассирийцев — А. Михайлов, езидов — Р. Бакоян.
Русское население Армении состоит из потомков ссыльных молокан и лиц русской национальности, переехавших в Армению по иным причинам (распределение, военная служба, администрация и т. д.) из разных уголков Российской империи, а позже Советского Союза. Сегодня русских в Армении — 14,7 тысяч человек (наибольшая численность отмечалась в 1979 году — 70 тысяч), из которых 10,5 тысяч — городское население.
Русские составляют большинство населения в сёлах Лермонтово и Фиолетово , а также часть населения сёл Привольное, Медовка, Михайловка, Петровка, Саратовка, Новосельцево, Благодарное и Свердлов в провинции Лори и в городах Севан (бывшая Еленовка), Чамбарак (бывший Красносельск) и в селе Семёновка Гегаркуникской области на севере страны. .
Активная миграция русских из Армении началась после спитакского землетрясения в декабре 1988 года. Многие районы компактного проживания русского населения оказались в зоне стихийного бедствия .
В Армении действуют русские классы для детей от смешанных браков, однако делопроизводство было переведено на армянский язык , что в ранний постсоветский период привело к оттоку русскоязычных специалистов.
В республике транслируются программы российских телеканалов, ежедневные новости на русском языке на армянских телеканалах, активно действует русский драматический театр .
Правительство Армении также ежегодно выделяет средства для деятельности русской общины .
Официально зарегистрирован ряд русских культурных организаций. По словам председателя общества «Россия» Юрия Яковенко, русские испытывали некоторые неудобства только в переходный период, однако и тогда со стороны армянского населения не было никакой агрессии. Сейчас, как утверждает Яковенко, у русских нет никаких проблем в Армении:
Правительство ежегодно выделяет средства для деятельности русской общины. Издаются газеты и журналы на русском языке: „Голос Армении“, „Новое время“, „Деловой экспресс“, сейчас появился „Собеседник“ в Армении .
У русских в Армении отмечается рост этнического самосознания и стремление к внутриэтническому объединению, благодаря чему были созданы русские культурные центры и общественные организации .
Русское население республики традиционно придерживается православия , хотя значительно и количество атеистов .
В Армении в 2006 году действовали пять приходов Майкопской и Армавирской епархии Русской православной церкви (в городах Ереван и Ванадзор и сёлах с греческим и ассирийским населением Привольное, Димитров , Арзни , Анкаван ), в которых служили два священника и один диакон . Православная община насчитывала около 15 тысяч человек, среди которых было много русских .
В период Российской Империи главная православная церковь Еревана, храм Покрова Пресвятой Богородицы была возведена в Канакере, тогдашнем северном предместье города, при размещенном здесь казачьем полку . В советские годы храм был закрыт и использовался в качестве склада, а затем — полкового клуба и вновь открылся в 1991 году, а в 2000 был воссоздан в первозданном виде .
По первой советской переписи 1926 года в Армении насчитывалось среди курдов 12,2 тыс. езидов и 3 тыс. мусульман . В 1979 году курды (всех вероисповеданий; после 1926 года советские переписи не разделяли курдов - мусульман и курдов - езидов ) составили 51 тысячу человек . В конце 1980-х большая часть курдов - мусульман , наряду с азербайджанцами , оказались изгнанными из республики. По данным Госкомстата Азербайджана, к началу 1990 года из Армении в Азербайджан бежало 11 тысяч курдов (позже большинство переселилось на Северный Кавказ ).
В течение 1930—1980 годов в СССР, и в частности в АрмССР была проделана большая работа по собиранию и изданию памятников духовного наследия курдов, были спасены от исчезновения произведения различной степени важности.
Конституция Армении в своей последней редакции 2015 года закрепляет одно место в парламенте за национальной общиной курдов (как одного из четырёх наиболее многочисленных национальных меньшинств)
Ези́ды (йезиды , йязиды , самоназв . эзди ) — последователи религии езидизм , в основном проживают на севере Ирака , являются субэтносом и конфессией курдов .
В СНГ часто воспринимаются как отдельный народ от курдов и отдельная этническая общность . Говорят на различных диалектах курдского языка курманджи .
В Армении их численность на 2011 год составляла 35 тысяч человек (преимущественно сельское население), что делает их крупнейшим этническим меньшинством страны. В Армении езиды живут в основном в следующих селениях: Алагяз , Рйя-Таза , Чарчакис , Каниашир , Мирак, Джамишлу , Акко, Тлик , Сорик, Шамирам , Шеник (все в провинции Арагацотн ), Акналич , Ферик (в провинции Армавир ), Зовуни (провинция Котайк ), а также в некоторых крупных городах, в том числе Ереване . Езиды-скотоводы пасут свои отары в предгорьях горы Арагац , в предгорьях Гегамского и Памбакского хребтов.
Армяно-азербайджанский конфликт и рост армянского национализма, отразившиеся на судьбе курдской общины, грозили поставить под вопрос пребывание в Армении и езидов. . Курдская самоидентификация ассоциировалась с проазербайджанской позицией и по этой причине многие езиды заявляют о своей принадлежности к иному этносу .
По этой причине как на государственном уровне, так и в самой езидской среде поощряется культурное отделение от курдов-мусульман. Так, в переписи 2001 года основной язык курдов-езидов был указан не как курдский, а как «езидский» («եզդիերեն») , несмотря на то, что ни одна научная классификация не подразумевает существование такого языка, и что родным языком курдов-езидов является курманджийский диалект курдского языка , на котором традиционно говорят курды Южного Кавказа и Турции (мусульмане и езиды) .
В востоковедении Армении имеется многолетняя традиция изучения езидов . С 1920—1930-х гг. в Советской Армении для езидов создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздя» («Голос езидов»).
Как отмечал Госдепартамент США в 2004 году , несмотря на то, что число армян в Армении составляет 98 %, тем не менее правительство Армении не допускает притеснений национальных меньшинств и официально признает национальные общины . Тем не менее большой процент детей не посещает школ по экономическим причинам, либо из-за нехватки учителей на родном языке. По переписи 2001 года более 5 тысяч (или 13 % от их числа) считают родным языком армянский. Несколько сотен человек, назвавшись армянами, указало в качестве родного языка «езидский».
Согласно отчету Госдепартамента США 2007 года , в последние годы жалобы со стороны лидеров езидов на дискриминацию их общины со стороны полиции и местных властей прекратились. .
Первый езидский храм , построенный за пределами исконной родины езидов возведен в 2012 году в селе Акналич в Армении. В 2019 году в том же селе открылся более крупный езидский храм Зиарат, также называемый Слтан Эзид .
Конституция Армении в своей последней редакции 2015 года закрепляет одно место в парламенте за национальной общиной езидов (как одного из четырёх наиболее многочисленных национальных меньшинств).
Ассирийцы в Армении — третье крупнейшее этническое меньшинство в Армении , после езидов и русских . На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 1826—1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия ) переселиться на территорию Российской империи . В Армении ими были основаны три села: Арзни , (Димитров, в селе есть действующая ассирийская церковь) и ; население этих сёл и сегодня в значительной степени состоит из ассирийцев. Ассирийцы живут также в Ереване и в других городах Армении. По данным переписи 2001 года в Армении 3409 ассирийцев , (по данным главы ассирийской общины Арсена Микаелова на июнь 2011 года в Армении проживало 7000 ассирийцев .
Конституция Армении в своей последней редакции 2015 года закрепляет одно место в парламенте за национальной общиной ассирийцев (как одного из четырёх наиболее многочисленных национальных меньшинств).
Украинцы в Армении — одна из этнических общин на территории Армении. Согласно переписи населения 2001 года, в Армении проживало 1633 этнических украинцев. Для Армении характерно дисперсное проживание этнических украинцев, что связано с малочисленностью украинской диаспоры в этой стране. Однако можно выделить такие города как Ереван, где проживает большинство этнических украинцев, а также Ванадзор , Гюмри , Раздан , Иджеван и Севан .
В современной Армении несколько деревень с относительно большим процентом греков находятся в регионе вдоль северной границы Армении с Грузией , в северной части марза (области) Лорийской области . Наибольшие греческие общины находятся в Алаверди и Ереване . Также есть общины в Ванадзоре , Гюмри , Степанаване , Анкаване , Ноемберяне . Сегодня в Армении по официальным данным около 1800 греков, хотя по заявлениям греческой диаспоры в Армении, около 4000. Существует эмиграция в другие республики бывшего Советского Союза и Грецию по экономическим причинам.
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Азербайджанцы
человек (доля в %) |
76 870 (8,8 %) | 130 896 (10,2 %) | 107 748 (6,1 %) | 148 189 (5,9 %) | 160 841 (5,3 %) | 84 860 (2,6 %) |
По переписи 1897 г. в Эриванской губернии азербайджанцев (в переписи — «азербайджанских татар») насчитывалось 313 176 человек, что составляло 37,7 % населения .
Первая советская перепись 1926 года зафиксировала в Армении 76,87 тысяч азербайджанцев (в переписи указывались как «тюрки») (или 8,75 % от общего населения республики) ( Эриванской губернии , большая часть которой вошла в состав Армянской ССР, проживало 300 тысяч азербайджанцев, составлявших 37,5 % населения губернии (указывались как «татары») , но части Эриваньской губернии со значительной долей азербайджанского населения перешли к соседним с Арменией государствам, территория современной Нахичеванской автономной республики к Азербайджану и Игдир Турции). В начале XX века адербейджанские татары составляли 49 % населения города Эривань .
После Октябрьской революции азербайджанское население Армении не превышало 200 тысяч человек. Они были сконцентрированы в подавляющем большинстве в сельских местностях республики. По данным сельскохозяйственной переписи 1922 г., всё население Зангезура насчитывало 63,5 тыс. человек, в том числе 56,9 тыс. армян (89,5 %), азербайджанцев 6,5 тыс. (10,2 %), русских 0,2 тыс. (0,3 %).
Армяно-азербайджанские столкновения в 1905—1906 и в 1918—1920 годах, а также советская депортация в 1940-х годах привели к тому, что азербайджанское население Армении существенно сократилось. В декабре 1947 года И. В. Сталин по предложению партийного руководства Армении, принял решение о переселении 100,000 азербайджанцев из Армении в Кура-Араксинскую низменность Азербайджана. Сегодня численность оставшихся в Армении азербайджанцев варьирует по разным оценкам от нескольких десятков до нескольких сотен человек — в основном, супругов в смешанных браках и престарелых.
В 2001 году по данным переписи населения было 109 евреев. Руководители еврейской общины полагают, что реальное количество евреев в Армении составляет от 500 до 1000 человек , есть один постоянный раввин и одна синагога . Почти все евреи — члены смешанных семей.
На территории Армении действуют две еврейские организации — «Еврейская община Армении» (JCA) и «Еврейская религиозная община Армении» (JRCA) .
Евреи Армении в основном говорят по-русски, многие изучают иврит, большинство хорошо владеют армянским. C 1995 года в Ереванском государственном университете преподаётся иврит .
В стране действует еврейский культурный центр «Менора» под руководством музыканта , который объединяет более 50 человек. В Ереване расположен еврейский религиозный центр Армении «Мордехай Нави», возглавляемый раввином Гершем-Меиром Бурштейном . Также при еврейской общине действует благотворительный общинный центр «Орот Хесед», продолжает работать детская воскресная школа «Тора Ор», действует общинная газета «Коэлет» .
В 1999 году в Ереване возле мемориала, посвященного геноциду армян, Еврейская община Армении посадила 12 деревьев, отождествляющих 12 колен Израиля , а также был установлен камень в память жертв Холокоста . 27 сентября 2006 года в центре Еревана был открыт памятник, посвященный геноциду и Холокосту. Инициатором его создания в центре армянской столицы стала еврейская община Армении.
Как отмечает председатель еврейской общины Армении Римма Варжапетян, «по единодушному мнению наблюдателей армяне не грешат антисемитизмом , но 2004 г. принёс еврейской общине Армении немало проблем» .
После того как в Иерусалиме студент иешивы плюнул в армянского епископа, руководитель Управления по вопросам национальных меньшинств и религий аппарата правительства Армении Грануш Харатян, в эфире 23 октября 2004 года заявила:
Почему мы не реагируем на то, что на своих пятничных собраниях иудаисты продолжают проповедовать крайнее неприятие всех не иудаистов, вплоть до приравнивания их к скоту и пропаганды плевков?»
Мемориал жертвам Холокоста в Ереване, построенный еврейской общиной Армении и армянскими диаспорами из разных стран , с момента установления в 1999 году неоднократно подвергался осквернению. В 2007 году, комментируя акт вандализма, главный раввин еврейской общины Армении Рабби Гершон-Меир Бурштейн отметил, что происшедшее ужасно, поскольку между армянами и евреями существуют прекрасные отношения. В последний раз памятник был осквернён в 2010-м году.
Армянские цыгане составляют особую подгруппу цыган и известны под названием «боша». По официальным данным их в Армении 50 человек, . Цыганское происхождение подвержено в Армении стигматизации и потому редко афишируется. Цыгане говорят на армянском языке , но в быту иногда используют тайный цыганский язык — ломаврен .
Согласно заявлению главы Миграционной службы Армении в январе 2019 года в республике временно проживали около 3000 индийцев .
По данным посольства Филиппин в России, в настоящее время в Армении насчитывается около 300 филиппинцев .
In december 1947, Stalin accepted Arutynov’s proposal to resettle Azeri peasents outside of Armenia