Црвена стена (Подгорица)
- 1 year ago
- 0
- 0
Стена Искандара ( узб. Saddi Iskandariy ; سد اسكندرى ) — поэма Алишера Навои об Искандере ( Александре Македонском ), написанная на чагатайском языке в 1485 году . Вошла в сборник Хамса . Представляет собой осмысление образа Александра Македонского в восточной литературе на основании переработки персидских ( Шахнаме , Искандер-наме ) и арабских сказаний ( Коран ) . Состоит из 89 глав.
Поэма состоит из рифмованных двустиший:
Деди: «Марҳабо, эй шаҳи навжавон,
/
Жаҳон узра ҳам шоҳу ҳам паҳлавон
.
тадж.язык
Перевод В. Державина: «Добро пожаловать (
Марҳабо
), мой юный (
навжавон
) шах! / Мудрец и богатырь (
паҳлавон
), подлунной (
жаҳон узра
)
шах
!.
Бездетный правитель ( малик ) Рума и Руса Файлакус находит в руинах города младенца, усыновляет его и нарекает именем Искандер. Навои излагает версию, что младенец этот был сыном персидского шаха Дары ( Доро ) от румийской принцессы, которая пала в немилость . К Искандеру представлены лучшие учителя, в том числе Арасту сын Накумохиса. Арасту предрекает большое будущее Искандеру. После смерти Файлакуса Искандер воцарился над Румом. Водворив справедливость в своей стране, он захватил Занзибар ( Зангбор : XXIII) и смирил Франкский мир ( Фаранг ), утвердившись в Андалусии . Затем был завоеван Миср , где был заложен город Искандария . Искандер вторгается в Шам и овладевает городом Халеб , после чего совершает поклонение в Мекке . Затем путь его лежал в Фарс, Хорезм , кипчакские степи ( Дашти Қифчоқ ) и Саксин . После этого, заключив союз с русами и осами , Искандер покоряет черкас и гурджей . Далее он движется на восток через пустынную страну Фархар в Мавераннахр , Чигиль и Чин , где ему присягает хакан. Из Чина завоеватель идет в Хинд и в Синд . Через Керман ( Кирмон ) он попадает в Хорасан , где строит город Герат ( Ҳирот ). Завоевав мир, Искандер возвражщается в Рум, после чего начинает строить стену от яджуджей ( яъжуж ). Затем он плавает по морям, открывает острова и решается погрузиться в пучину Океана ( Муҳит ) в стеклянном шаре. Впоследствии он безуспешно пытался найти живую воду ( оби ҳаёт ).
Далее Навои нарушает хронологию повествования и возвращается к конфликту Искандера и Дары, поскольку Файлакус в свое время исправно платил харадж персидскому царю тысячами золотых яиц ( байзаи зар ). Вновь повторяется упоминание о воцарении Искандера и первом походе против зинджей ( занг аҳли ). Когда спустя три года от Дары прибывает гонец, то Искандер отказывается платить дань. В ответ Дара присылает румийскому царю символический дар в виде клюшки для човгана , намекая на молодость своего оппонента. Но и здесь Искандер не уступает. Тогда разъярённый Дара собирает под своими знамёнами Иран , Туран и Чин . Союзные армии приводят к персидскому царю из Карахан из Хинда , Темур-Таш из Степи ( Дашт ), Варка-Баши из Мисра , Фарангис из Хаврана, Давали из Ширвана . Также в войске Дары перечислены узбеки ( ўзбак ), моголы ( мўғул ), калмыки и 40 000 ( қирқ минг ) арабов ( XXVII ). Войско Искандера состояло из двух крыльев по 100 тыс. солдат в каждом: правое составляли франки ( фаранг ), а левое — русы . Сражению двух армий предшествовал поединок двух богатырей, Борика и Харрана. Затем Борик сражает еще нескольких персидских богатырей ( паҳлавон ). Его сражает лишь страшный воин в тигровом плаще из стран Магриба . На следующий день начинается кровопролитная битва, однако внезапно в ставке Дары происходит заговор и двое приближенных убивают своего повелителя. Победа достается Искандеру, однако он оказывает необычайное великодушие своим врагам: Дару погребают с царскими почестями, а его войску выплачивается двойное жалование. Женой Искандера становится дочь Дары Равшанак ( XXXI ).
После победы над Дарой Искандер посылает послов в Чин , Хинд , Миср , Багдад , Мекку ( Байтулҳарам ), Кашмир , Саксин и к сакалиба . Все цари признают власть Искандера кроме владык Кашмира , Хинда и Чина . Навои приписывает Искандеру основание двух крупнейших городов ( шаҳр ) империи Тимуридов : Самарканда и Герата ( XXXV ).
Для борьбы с колдовством ( фусунгар иши ) кашмирского мага Маллу Искандер обращается к совету мудрецов Аристотелю ( Арасту ), Платону ( Филотун ), Сократу ( Суқрот ), Фалесу ( Волис ), Гермесу ( Хурмус ), Архимеду ( Арашмидус ), Аполлонию ( Балинос ), Порфирию ( Фарфурнус ), Филимону ( Килинмун ) и Шаминосу . Они изготавливают «громовое оружие» ( раъд асбоби ), которое помогает сокрушить горную твердыню. В сокровищнице кашмирского правителя Искандер обнаруживает две чаши ( жом ) Джамшида : неиссякаемую ( Жоми Гетинамой ) и ту, в которой отражается мир ( Жоми Ишратфизой ).
Видя могущество Искандера, индийский раджа ( Рой ) покоряется без боя. В знак своей милости румийский правитель отказывается размещать свое войско в Дели ( Деҳли ), чтобы не обременять местное население. Войско Искандера размещается в прекрасном лесу Нигар, где растут сандаловые деревья и чинары ( XLIII ). Затем Искандер движется со своим войском ( ўрду ) через Гуджарат ( Гажрот ) и Оман ( Уммон ), через моря и степи в Магриб . Там он слышит известия о чудовищных муравьях ( мўрлар ), за землей которых находится долина ( води ) подобная Ираму ( LX ). Поверив слухам о гибельности перехода в том направлении, Искандер отказывается от дальнейшего завоевания.
Затем, переправившись через море в северную страну Фаранг , он слышит о бесчисленном демоническом народе яджуджей ( яъжуж ), которые начинают нападать на его владения в горном регионе Кирван . Осознав невозможность победы над новым врагом, Искандер силами областей Фаранга , Рума, Шама и Руса строит против них Стену ( Садд ) из меди и железа ( LXVIII ). Высота Стены была равна около 250 метров (500 локтей), а длина — 5 километров (10 тыс. локтей). После всего Искандер снаряжает морскую экспедицию из трех тысяч кораблей ( кема ) в Океан ( Муҳит ), где открывает множество островов ( LXXII ).
Навои подчеркивает, что, несмотря на всю великую славу и удачу, Искандера все же ждала болезнь и смерть. Почтить память великого царя собираются мудрецы, которые прежде входили в число его советников: Филотун , Сукрот , Балинос , Букрот , Хурмус , Фарфурнус и Арасту (LXXXI).
В конце произведения Навои воздает хвалу своим предшественникам, персидским поэтам X—XV вв.: Фирдоуси , Низами , Хосрову , Джами , Саади , Унсури , Санаи , Хагани и Анвари .