Узбеки в Казахстане
- 1 year ago
- 0
- 0
Мангы́ты ( узб. Mang'itlar ) — тюрко - монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XV века . В 1756—1920 годах узбекская династия Мангытов правила в Бухарском эмирате .
По мнению академика В. Бартольда, с монгольской эпохи наименование мангыт, упоминается как название тюркских или тюркизированных народов .
Согласно Г. Е. Грумм-Гржимайло , мангыты в составе узбеков имеют монгольское происхождение .
По одной из версий, мангуты из Восточной Монголии переселились в Дешт-и Кипчак, отюречились (некоторые утверждают, будто это произошло в улусе Ногая в конце XIII в.), затем сплотили вокруг себя кипчакские племена . Горстка мангутов восприняла язык и культуру кипчаков и растворилась в их массе. Те кипчакские кочевые общины, что расселились на территории, отведенной мангутам под юрт (пространство для кочевания), приняли по степному обычаю их этническое имя. Так, судя по всему, в течение первой половины XIV в. и появились тюрки-мангыты .
Узбекские мангытские историки XIX века писали, что пророк Йафет имел сына по имени Тюрк, который стал предком Узбек-хана — праотца 92-х узбекских племен, в том числе мангытов .
Первые сведения о мангытах на территории Мавераннахра относятся к эпохе Тамерлана , когда на его стороне с 1375 года сражался глава мангытского улуса — Едигей , известный в тимуридских источниках как Идику-узбек. Едигей сопровождал Тамерлана в походе на Золотую Орду в 1391 году. После 1395 года Едигей прибрал нити власти в Золотой Орде в свои руки, однако в его послании к Тамерлану 1398 года признавалось: «Мы все выкормлены милостью Его Величества, счастливого государя…» .
Узбекские амиры из племени мангыт создали свою династию правителей Бухары (1756—1920), сменившую династию Аштарханидов .
По данным российского востоковеда Н. В. Ханыкова, старшим родом узбеков в Бухарском Ханстве считался мангыт; из отделения которого тук происходила царствующая династия, кроме того род этот пользовался некоторыми особенными привилегиями .
Основателем этой династии был простой узбек из рода тук племени мангыт Мухаммад Рахим ( 1747 — 1758 ), который, убив Абулфейз-хана , стал править Бухарским ханством с титулом атылыка (буквально значит «дядька»), а потом в 1756 году принявший титул хана. По смерти его власть перешла к его дяде Даниял-бию , довольствовавшемуся титулом аталыка при хане Абуль-Гази.
Перед смертью Даниял объявил своим преемником старшего сына, Шахмурада , который посвятил себя религиозным занятиям, писал богословские трактаты и не хотел и слышать о светской власти. Между тем, дела управления пришли в страшное расстройство. Тогда весь народ, с ханом во главе, стал умолять Шахмурада спасти погибавшее от неурядиц ханство. Шахмурад согласился принять власть, с титулом наиба , то есть наместника хана ( 1785 — 1800 ). По смерти Абуль-Гази (около 1795 ) Шахмурад принял титул эмира (духовный титул халифов) и более не возводил подставных ханов. Результатом его усилий явилось восстановление имиджа Бухары в мусульманском мире, как опоры ислама. Во время похода в Мерв множество жителей оазиса было переселено в Самарканд . От Шахмурада приходило в Россию посольство, радушно принятое императрицей Екатериной II , которая пожертвовала 50 тысяч золотых рублей на строительство медресе в Бухаре.
После Шахмурада в 1800 году власть наследовал сын его Хайдар , принявший титул сейида (потомка пророка Мухаммеда ), потому что мать его происходила из этого привилегированного рода. Умер он в 1826 году , и власть перешла к старшему его сыну Мир Хусейну , против которого возмутился следующий брат его, Насрулла . Мир Хусейн ханствовал только 2,5 месяца и перед смертью передал ханство младшему брату Мир Умару , который властвовал только 5 месяцев, потому что не мог устоять против Насруллы, который весной 1827 года овладел Бухарой и объявил себя ханом. Насрулла переформировал войско и ввёл в нём дисциплину. Отношения его к России были вполне дружественны. Хан Насрулла правил до 1860 года .
При эмире Музаффаре ( 1860 — 1885 ) по Русско-бухарскому договору 1868 года (дополнен Шаарским договором 1873 года ) Бухарский эмират признал протекторат России. Формально династия Мангытов правила до 1920 года , когда была свергнута в результате революции, провозгласившей Бухарскую Народную Советскую Республику .
Бухарские Мангыты говорили на карлукском и местами на кипчакском диалектах узбекского языка. В результате слияния с населением, говорящим на карлукско-чигильском диалекте, в некоторых местах Мангыты стали говорить на смешанном наречии, о чём свидетельствуют специальные исследования .
При эмирах мангытской династии неуклонно росла доля персов в рядах высшего чиновничества. Это повелось со времени правления Мухаммад Рахим-хана, при котором на пост верховного кушбеги был назначен перс Мухаммед Давлат .
По некоторым данным, в начале XIX века численность узбекского рода мангытов, вошедших в состав узбекской нации составляла 120 тысяч семей. Узбекское племя мангытов делилось на следующие рода: тук-мангыты (их деления: султан, кузы-кучкар, кукалдор, карасар); тимур ходжа, баурдак-мангыт, уч-уруг мангыты (их деления: исабай, купак, бай деганди); кара-мангыт: (их деления: чауки, ун-икки, куса, бакирчи, кула-тамгали, парча, кара, таза, пиш-кул .
В начале XX века мангыты в составе узбекского народа являлись самым могущественным и многочисленным племенем в Бухарском оазисе. Общая их численность составляла 99 200 человек, а Бухарском и Гиждуванском уездах их было более 52 тысяч .
По данным Магидовича на 1924 год, на территории Узбекистана проживало более 130 тыс. узбеков-мангытов. Из них около 100 тыс. жили на территории Бухарского эмирата: в Бухарском оазисе и в округе Карши — 44 тыс., в низовьях Зарафшана — 8 тыс., в среднем течении Зарафшана — 10 тыс., в округе Джизака — 2600 и в Хорезме — 10 тыс. человек. Кроме того, в Чарджоуском районе Туркмении проживало 11 тыс. мангытов . Большинство мангытов, проживавших в Каршинской пустыне, Бухарском оазисе, в предгорных и горных районах Самаркандской области занимались овцеводством, причём в первых двух регионах разводили каракульских овец. Мангыты занимались также и земледелием. У них было немного развито и ручное ремесленничество (ковроделие, ткачество разноцветных тканей, бязи, алачи, калами и др.). Длинноворсовый ковёр мангитов — жулхирс — был очень знаменит.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Худаяр-бий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Мухаммад Хаким-бий |
|
|
|
|
|
Даниял-бий |
|
|
|
|
Абулфейз-хан |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бадалбек-бий |
|
Мухаммад Рахим-хан |
|
Барат-бий |
|
Шахмурад |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
Нарбута-бий |
|
<дочь; имя
неизвестно> |
|
|
|
|
|
Хусейн |
|
Хайдар |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Фазил-бий |
|
|
|
Хусейн |
|
Умар |
|
Насрулла |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музаффар |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
Абдумалик |
|
|
Нураддин |
|
|
Абдулмумин |
|
|
Абдулфаттах |
|
|
Нажмеддин |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
Абдулахад-хан |
|
Акрам |
|
Сиддик |
|
Мансур |
|
Насир |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
Алим-хан |
|
Касим-хан |
|
|
|
|
|
Н. М. Церетели |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||