Список глав Таджикистана
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинематограф Таджикистана — киноискусство и киноиндустрия Таджикистана .
С 1929 года в Таджикской ССР началось производство документальных и хроникальных короткометражных фильмов. Начал выходить периодический киножурнал «Советский Таджикистан». В 1930 году был создан трест « Таджиккино ». Основным направлением кинопублицистики в начале 30-х годов стал « агитпропфильм »: «Золотой червь», «От хлопка до ткани», «От омача к плугу», «Почётное право» и др. .
Первый таджикский художественный фильм « » (Л. Печёрина, 1932 ) был на тему классовой борьбы в деревне. Далее последовал фильм « » ( Камиль Ярматов , 1934 ). Первые звуковые художественные фильмы были посвящены строительству социализма в республике: « » ( Николай Досталь , 1939 ) и « Друзья встречаются вновь » (Камиль Ярматов, 1939) .
В годы Великой Отечественной войны в Сталинабаде (ныне Душанбе) работала московская студия « Союздетфильм ». В это время создавались художественные и документальные картины, боевые киносборники . Заметным фильмом стала картина « Сын Таджикистана » ( Василий Пронин , 1942 ). Среди послевоенных документальных фильмов выделяются: «Таджикистан» (1946), «Долина реки Вахш» (1947), «На земле предков» (1949), «Советский Таджикистан» (1951) и др. .
В 50-е — 60-е годы в таджикском кинематографе появляются новые темы и новые жанры, национальная кинодраматургия, режиссура, а также фильмы основанные на литературных произведениях. Заметная картина на тему революции — « Дохунда » ( Борис Кимягаров , 1956 ). Фильмы о современности: « Мой друг Наврузов » ( Николай Литус , 1957 ), « Высокая должность » (Борис Кимягаров, 1958 ), комедии « Я встретил девушку » ( Рафаил Перельштейн , 1957), « Сыну пора жениться » ( Тахир Сабиров , 1959 ). О трагедии великого поэта средневековья Рудаки рассказывает фильм « Судьба поэта » (Борис Кимягаров, 1959), о строительстве в 30-е годы — « Человек меняет кожу » (Рафаил Перельштейн, 1959), о нравственном раскрепощении женщины-таджички — « Зумрад » ( Абдусалом Рахимов , Александр Давидсон , 1961 ) .
Для кинематографии 60-х годов характерна историко-революционная тематика: « Дети Памира » ( Владимир Мотыль , 1962 ), « » (Борис Кимягаров, 1964 ), « » (Борис Кимягаров, 1965 ), « Смерть ростовщика » (Тахир Сабиров, 1966 ), « Измена » (Тахир Сабиров, 1967 ), « » (Тахир Сабиров, 1969 ) .
Другие заметные фильмы этого десятилетия: « » ( Марат Арипов , 1965), « » ( Маргарита Касымова , 1967), « » (Борис Кимягаров, 1968 ), « Встреча у старой мечети » ( Сухбат Хамидов , 1969), « » ( Маргарита Касымова , 1969) .
Значительны успехи и документального кино: «Здравствуй, Таджикистан» ( 1960 ), «Четыре песни о Таджикистане» (1964), «Колыбель моих стихов» ( 1971 ) и др. .
Появились первые мультипликационные фильмы: « » (1969), « » (1970), « » (1971) .
Заметные фильмы 70-х : « Легенда тюрьмы Павиак » ( Сухбат Хамидов , 1970 ), « Третья дочь » ( Анвар Тураев , 1970), « Тайна предков » ( Марат Арипов , 1972 ), « » ( Маргарита Касымова , 1972), « Тайна забытой переправы » (Сухбат Хамидов, 1973 ), « Одной жизни мало » ( Борис Кимягаров , 1974 ), « Женщина издалека » ( Тахир Сабиров , 1978 ) .
Борис Кимягаров в 1971 году создаёт экранизации поэмы Фирдоуси « Шахнаме » — « Сказание о Рустаме » и « Рустам и Сухраб », а в 1976 году выходит « Сказание о Сиявуше ». Абдусалом Рахимов и Игорь Усов воссоздают образ выдающегося таджикского мыслителя XIX века Ахмада Дониша в фильме « Звезда в ночи » (1972) .
На телевидении это время отмечено 5-серийным художественным фильмом « Человек меняет кожу » (Борис Кимягаров, 1978). По ЦТ фильм был показан в 1982 году .
80-е годы отмечены фильмами: « Бросок » (Анвар Тураев, 1981 ), « Сегодня и всегда » ( Маргарита Касымова , 1982), « В талом снеге звон ручья » ( Давлатназар Худоназаров , 1982), « Заложник » ( Юнус Юсупов , 1983 ), « Семейные тайны » ( Валерий Ахадов , 1983), « Приключения маленького Мука » ( Елизавета Кимягарова , 1983), «Серебристая нить» (Мукадас Махмудов, 1984), « Случай в аэропорту » (Юнус Юсупов, 1987 ), « » ( Бако Садыков , 1988 ), « » (Анвар Тураев, 1989 ).
Тахир Сабиров выпускает серию фильмов по мотивам « Тысячи и одной ночи »: « » ( 1984 ), « Новые сказки Шахерезады » ( 1986 ), « Последняя ночь Шахерезады » (1987). Два последних фильма вышли совместно с .
После распада СССР из-за недостатка финансирования кинопроизводство временно приостановилось. Неожиданно грянувшая гражданская война в Таджикистане усугубила и без того кризис таджикского кино. К 90-м годам техническая база киностудии «Таджикфильм» безнадёжно устарела и не соответствовала мировым стандартам. Начиная со второй половины 90-х годов, киностудия освоила производство видео фильмов на собственной базе. Первыми подобными фильмами были ленты «Река в свете луны», «Поиск пути» ( 1996 ), «Путь дехканина», «Бозгашт»(«Возвращение») ( 1997 ), " Бободжан Гафуров . Феномен «Таджиков» ( 1998 ), серия фильмов, посвященных истории таджикского кино . Однако по мере нахождения финансирования на производство фильмов таджикские кинематографисты возобновили свою деятельность.