Interested Article - Сарматизм

Гетман Ян Замойский в малиновой делии и голубом шелковом жупане
Доспех гусара Речи Посполитой в сарматском стиле из Карацены , стилизованный под доспех сарматского катафрактия

Сармати́зм ( польск. Sarmatyzm ) — шляхетская идеология , доминировавшая в Речи Посполитой в XVI - XIX веках . Сарматизм возводил предков польской шляхты к древнему кавказскому народу, единственному на Кавказе, сохранившемуся со времён Александра Македонского — сарматам, они же аланы, народ ныне известный как осетины , которые по воззрениям того времени считались кочевым арийским народом, из которых позже произошли все германские народы ; тем самым шляхтичи отделяли себя от массы простолюдинов в самой Польше – славян и различных представителей литовских племён , в том числе и самих князей Великого Княжества Литовского. Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии : условно «восточный» стиль парадной одежды ( жупан , контуш , слуцкий пояс , сабля ), чуб , особые манеры, особый тип захоронений в склепах, особую ментальность и так далее. Более поздним проявлением сарматизма в одежде стала даже конфедератка , заимствованная от улан . Наиболее важным признаком сарматизма считался так называемый сарматский портрет — живописное изображение умершего в его полный рост, закладываемое в погребальный склеп, которое соответствовало исторической культуре сарматов Кавказа (т.е. традициям племени аланов, нынешних осетин). В осетинских могильниках умершего хоронили в специальных каменных надземных сооружениях-склепах, где мумифицированные тела умерших долго сохранялись в приданной им сидячей позе и могли быть видимыми внешним наблюдателем через специальное маленькое окошко в виде нетленных тел в течение нескольких последующих столетий.

Использование термина

Впервые отождествлять славян с сарматами начал хронист каролингского времени Флодоард (X в.). Зачатки сарматизма можно увидеть в произведениях историка Кадлубека (XII—XIII вв.) . В дальнейшем о сарматизме писал польский историк Ян Длугош (1415—1480). В эпоху Возрождения вместе с интересом к античности распространилось самоотождествление формирующихся наций с древними народами, упоминаемыми в трудах античных классиков. Согласно Географии Птолемея Восточная Европа к востоку от Германии (между Вислой и Волгой) называлась Сарматией ( польск. Sarmacja ). Сарматским морем называлось Балтийское море , а Сарматскими горами Карпаты . Если обитавшие там ранее скифы славились своей дикостью и пьянством, то сарматы считались прародителями европейского рыцарства . Шляхтичи считали своими предками сарматов — народ кочевой и вольнолюбивый .

Древними же писателями и историками [эта страна] называется Европейской Сарматией , и как русские , так и поляки именуются сараматами ( Длугош Ян )

Сам термин сарматизм используется ретроспективно, шляхта для своего образа жизни, культуры не имела собственного названия. Термин сарматизм (в форме bałwany sarmatyzmu ) впервые был использован только в 1765 году, в варшавской газете «Монитор» . В эпоху просвещения понятие сарматизм приобрело негативный смысл: сторонники реформ Польши, сторонники четырёхлетнего сейма своих оппонентов, которые придерживались старого порядка в Речи Посполитой, называли сарматами. Францишек Заблоцкий в 1785 году в комедии «Сарматизм» высмеял идеологию как устаревшую и варварскую. В изданном в 1807—1814 г.г. словаре польского языка Самуилом Богумилом Линде sarmatyzm описан как отсутствие хороших манер, грубость.

Шляхетская культура

Политический идеал сарматизма — консервативная и аристократическая шляхетская республика. Демократизм распространялся только на «избранных», на шляхту, тогда как простое, славянское население воспринималось как холопы и быдло ( польск. bydło — «крупный рогатый скот»).

Аристократизм . Шляхта была открытым сословием воюющих господ, противопоставлявших себя простолюдинам. Истинный шляхтич готов был умереть с голоду, но не опозорить себя физическим трудом. Представители шляхты отличались так называемым «гонором» (честью и чувством собственного достоинства, от лат. honor «честь») и храбростью.

Республиканство . В среде шляхты сохранялось представление о всеобщем равенстве внутри сословия («паны-браты»), причём даже король воспринимался как равный. Этот период вошёл в историю как « золотая вольность ». Шляхту отличало уважение к чужому мнению, выраженное в том, что каждый из заседающих обладал правом вето , то есть решения должны были приниматься при всеобщем согласии. В дальнейшем этот момент повлиял на идеал польского бунтаря-повстанца. Шляхта оставляла себе право на мятеж ( рокош ).

Патриотизм . Сарматисты себя противопоставляли как раболепной деспотичной Азии, так и буржуазной Европе. Категория «Отечество» — центральная в идеологии сарматизма .

Этический идеал

Сармату приличествует быть рыцарем и воином, хорошим сельским хозяином- магнатом (с некоторыми неостоическими чертами), человеком с образованием и с интересом к миру. Основными занятиями блюстителей «сарматских традиций» были: война, охота , полонез . Протестантская трудовая этика была чужда сарматскому идеалу. Развит был также галантный обычай целования женской руки, поскольку статус женщины был высок, что указывало на миф о сарматских амазонках .

Сарматский католицизм

В эпоху господства сарматского мифа в Польше продолжал сохраняться и даже усилился на почве Контрреформации католицизм . Однако вселенская религия преломлялась в сарматском обличье. Соборы апостолов напоминали шляхетские сеймы, идеалом набожного католика становился богатырь-сармат . Католицизм в основном сводился к этнической идентификации. Тем не менее, в эпоху господства сарматского умонастроения в Польше царила относительная религиозная свобода, которая была закреплена Варшавской конфедерацией и Сандомирским договором .

Сарматизм в искусстве

Герб «сарматского князя» Юрия Хмельницкого

Идеология сарматизма отразилась в искусстве: соответствующий стиль изображения шляхтича получил название сарматский портрет . Для сарматской архитектуры характерны нарочито упрощённые, примитивные формы, ассоциирующиеся с памятниками средневековой старины.

Сарматизм был воспет многими писателями: степные мотивы фигурируют в произведениях Вацлава Потоцкого, Яна Хризостома Пасека, Андрея Збылитовского и Иеронима Морштина. В XIX веке сарматическая культура нашла отражение в исторической трилогии Генрика Сенкевича « Огнём и мечом » (1884), «Потоп» и «Пан Володыёвский» , а также в поэме Адама Мицкевича « Пан Тадеуш » .

Влияния

В дальнейшем сарматизм повлиял на польский мессианизм . В современной Польше слово «сарматский» ( sarmacki ) является формой иронической самоидентификации, иногда чтобы подчеркнуть уникальность польского характера .

В XVII веке идеями сарматизма прониклась и украинская казачья верхушка — гетман Юрий Хмельницкий в Немирове именовал себя сарматским князем .

Отголоски сарматизма присутствуют в историософии Михаила Ломоносова , который в противовес норманской теории возводил древних русов к роксаланам . На основе этой гипотезы родился миф о Русколани (докиевской «южной» Руси), изложенный в Велесовой книге .

На постсоветском пространстве появилось неоконсервативное полонофильское движение неосарматизм , которое противопоставляет себя как массовой культуре, так и евразийству .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 ноября 2007. Архивировано из 16 апреля 2017 года.
  2. . Дата обращения: 21 декабря 2013. Архивировано из 28 марта 2014 года.
  3. . Дата обращения: 10 августа 2016. 5 октября 2016 года.
  4. . Дата обращения: 21 декабря 2013. 24 декабря 2013 года.
  5. (недоступная ссылка)
  6. Andrzej Wasko, от 20 июня 2009 на Wayback Machine : The Dilemma of Polish Culture, XVII.2.
  7. . Дата обращения: 22 декабря 2013. Архивировано из 24 декабря 2013 года.
  8. от 14 июля 2019 на Wayback Machine — 9 сентября 2012

Литература

  • Белецкий П. А. Украинская портретная живопись XVII—XVIII вв. / Платон Белецкий; Художник серии А. М. Ясинский. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1981. — 258 с. — ( Из истории мирового искусства ). — 25 000 экз. (в пер., суперобл.) (Посвящение: Памяти — друга, инициатора этого издания )
  • Гуржиева И. П. , Соколенко М. Е. Донской портрет XVIII века: Из собрания Новочеркасского и Старочеркасского музеев Ростовской области // Музей-9: Художественные собрания СССР. М., 1988
  • Лескинен М. В. . — М.: Институт славяноведения РАН , 2002. — С. 165.
  • Ломоносов А. Р. // Мировая культура XVII—XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия «Symposium», выпуск 26. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 61-63.
  • Тананаева Л. И. Сарматский портрет: Из истории польского портрета эпохи барокко / Отв. ред. д-р искусствовед. В. Н. Прокофьев ; АН СССР; ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. — М. : Наука , 1979. — 304 с. — 16 800 экз. (в пер.)
  • Шыдлоўскі, С. А. Культура прывілеяванага саслоўя Беларусі : 1795—1864 гг.. — Мінск: Беларуская навука, 2011. — 168 с. — 200 экз. ISBN 978-985-08-1241-4 .
  • Stanisław Cynarski , Sarmatyzm-ideologia i styl życia, [w:] Polska XVII wieku, oprac. J. Tazbir, Warszawa 1974
  • Tadeusz Mańkowski , Genealogia sarmatyzmu, Warszawa 1946.

Ссылки

  • .
  • (Основные идеи польского сарматизма) (pl)
  • (pl)
Источник —

Same as Сарматизм