Электросвязь
- 1 year ago
- 0
- 0
Вязь — тип древнего декоративного кириллического письма , в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Известен с XIII века в южнославянских памятниках, с конца XIV — начала XV века — в восточнославянских и валашских регионах, получила значительное развитие в Русском царстве в XVI веке, в царствование Ивана IV Грозного . В Средние века , а также во времена существования Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества , она не использовалась.
Вязь имеет двойную суть: графическую и декоративную. Прямой задачей вязи как письма является рациональное размещение текста в предназначенном для него пространстве с применением различных способов компактного расположения букв. Вязь же как средство художественного оформления текста должна быть оформлена в едином художественном стиле произведения.
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южнославянских народов , но особенно широкое применение они нашли в русской письменности . Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собрания. № 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок . Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Как орнамент вязь развивается с соблюдением геометрического или природного принципов в конструировании букв - определение их высоты, ширины, толщины начертаний, гибкости линий, а также использование для упоминавшихся декоративных усложнений ломаных петель и в замене косых линий вертикальными. Украшением текста могут служить узелки, усики и тому подобное.
Доминирование и отсутствие баланса между орнаментальным и графическим принципами может привести к уменьшению как коммуникативного, так и декоративного значения надписи.
Использование вязи характерно для надписей на произведениях средневековой сакральной живописи, а также для произведений книжной письменности. Как средство художественного оформления книжного текста сильно разнится и может соответствовать различным художественным вкусам людей, проживающих на отдельных территориях под влиянием различных культурно-исторических факторов.
Для произведений живописи, написанные вязью строки текста или отдельные буквы и буквосочетания, являются центральными художественными элементами.
Вязь на произведениях живописи почти не знала дополнительных украшений - веточек, листочков, усиков бабочек и тому подобных, но даже в условиях, когда количество и разнообразие надписей на таких произведениях постепенно увеличивались, графически обогащались строки и другие способы использования вязи (инициалы, отдельные гибкие буквы), она всё также представляла собой композиционную целостность.
Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века , изначально представляя собой легкочитаемое письмо, хоть и довольно широкое, но с несложными техническими приёмами, сильно напоминавшее обычную византийскую письменность , которая в итоге так и не снискала распространения, достигнув вершины своего развития в XII веке , а затем, постепенно падая, исчерпала себя в XV веке , но уже с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян .
На славянской почве вязь смогла развиваться лучше, учитывая большое количество в письме славян крупных мачтовых букв, характеризовавшихся одной общей «мачтой» (столбом, стволом, вертикальной линией), лежащей в основе написания буквы, что в три раза больше, чем в греческом , следовательно, и более широкие возможности применять различные комбинации стилистических лигатур . Перенятая у греков в XIII веке вязь южных славян уже в XIV веке становится богаче византийской. Во времена южно-славянского влияния на русскую письменность творчески сформировались устоявшиеся стили этого художественного письма — натуральный и геометрический. Первый характеризовался наличием букв, дополненных растительными и животными декоративными элементами, второй строго сохранял геометрические формы кириллического письма. Комбинация букв осуществлялась по-разному: путем слияния одинаковых частей соседних букв, подчинения одной буквы другой с помощью уменьшения размера и написания внутри большой буквы, не пересекая её элементов, а также сокращая обе буквы и записывая их одну под другой.
С удачного сочетания двух стилей и образовался, как считается, средний южнославянский тип вязи, который также, как и византийский, не был труден для чтения и не представлял большой сложности композиции, составляющих её частей, но с потерей государственности Сербией во время турецкого завоевания и Болгарии после битвы при Никополе прекратилось также и дальнейшее творческое развитие вязи на Балканах . Тогда на оккупированных турками славянских землях погибло значительное количество памятников литературы и эпиграфии порабощенных народов.
Существует также мнение, что в XV веке сформировался румынский тип вязи. Эта краткая информация заключает в основном взгляды палеографов на историческую судьбу вязи. Как предусматривал российский славист , лингвист , палеограф и историк древнерусского искусства Вячеслав Щепкин , некоторые палеографические определения пришлось пересмотреть в связи с углубленным исследованием произведений кириллического письма и изучением памятников, созданных на разных этнических территориях, также он дал краткую характеристику вязи румынского типа: «С XV века появляется румынская вязь. Она основана на южнославянской и представляет различные манеры натурального стиля; особенно распространена манера сочетания высоких букв с уменьшенными верхами и низами, которые достаточно редко стоят на строке».
Украшение орнаментальными элементами служило для заполнения пустот, характерных для кириллической письменности. Для письма чаще всего использовалась краска выделяющегося цвета, обычно красная, получаемая из киновари , которая применялась как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент уже в Древнем Египте и ранней Византии , откуда и перекочевала к славянским народам.
В Великом княжестве Литовском вязь начала получать распространение в XV - XVII веках, где ей украшали оглавления и названия книг, использовавшихся в основном в религиозной сфере , редко в официальной и светской письменности ( Статут Великого княжества Литовского 1566 года ), также печатная вязь известна в некоторых изданиях Франциска Скорины и Симона Будного , датированных XVI - XVII веками. ( Статут Великого княжества Литовского 1588 года ). Элементы растительного и животного орнамента, абсолютно преобладавшие в литовской вязи, на Руси практически не использовались, будучи полностью вытеснены геометрическими элементами.
На Руси вязь появилась в конце XIV века . К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Распространителями искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород , а в центре Руси — Троице-Сергиев монастырь . Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий , а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым .
В течение XV — XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала в русском обществе. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке .
Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях , на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI — XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке .