Обряд (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
За́падный обря́д в правосла́вии ; Правосла́вие за́падного обря́да — литургический обряд, практикуемый каноническими православными общинами и группами, несущий в себе модифицированные формы исторических западных литургических обрядов . Существует в данных общинах с середины XX века в Русской зарубежной церкви , в Североамериканской архиепископии Антиохийской церкви и Франции .
До Великого раскола (1054) единая кафолическая Церковь объединяла в себе многообразие литургических форм . После раскола употребление западных обрядов в Восточной греческой Церкви пресеклось.
Современное возрождение западной литургической практики восходит к деятельности немецкого католического священника Юлиуса Йозефа Овербека , перешедшего в православие в 1865 году при содействии российского посольского священника Евгения Попова , который принял его как мирянина . Овербек направил прошение в Святейший Синод о дозволении основать в Англии православную Церковь западного обряда. Митрополит Филарет не принял определённого решения, но не исключал такого замысла. В 1869 году он подал прошение, подписанное 122 просителями, в основном трактарианцами . В 1870 году он был приглашён в Санкт-Петербург , дабы лично представить своё дело, для оценки которого Синод создал комиссию. Комиссия одобрила представленную Овербеком редакцию западной литургии .
В августе 1879 года Овербек имел аудиенцию у Константинопольского патриарха Иоакима III и также заручился его принципиальной поддержкой проекта. Но замыслы Овербека не воплотились в действительность.
В 1870-е — 1890-е годы активным поборником присоединения « старокатоликов » к православию при сохранении их обряда был генерал А. А. Киреев (1838—1910).
Первой общиной западного обряда стал бывший епископальный приход во главе с Жозефом Вилаттом ( фр. Joseph René Vilatte ) в Грин-Бее ( Висконсин ), принятый в православие в 1890 году российским епископом в Северной Америке Владимиром (Соколовским-Автономовым) ; но существовал недолго, так как Виллат вскоре был рукоположён в сиро-яковитского епископа.
16 июня 1936 года в ответ на просьбу группы Луи-Шарля Винара заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издал указ, поручавший желающих присоединиться к православию с сохранением западного богослужения попечению митрополита Виленского Елевферия (Богоявленского) , управляющего Западно-Европейскими приходами Русской Церкви. Группа была принята под названием l’Église Orthodoxe Occidentale («Западная Православная Церковь») и вскоре оказалась в окормлении Евграфа Ковалевского (впоследствии епископ Сен-Денийский Иоанн-Нектарий) под названием (с 1948 года) Французская православная церковь (l’Église Orthodoxe de France) или «Кафолическая православная церковь Франции» ( l’Église Catholique Orthodoxe de France или ECOF ). Ковалевский в 1946 году начал развивать в ней Галликанский обряд . В 1948 году, после значительных исследований, архимандритом Алексием (ван дер Менсбрюгге) (с 1 ноября 1960 года викарный епископ Медонский) была издана реставрированная под названием La Liturgie Orthodoxe de Rit Occidental .
С 1959 по 1966 год Ковалевский и его община были в каноническом подчинении РПЦЗ, в которой он получил епископскую хиротонию в 1964 году. В тот период Церковь Франции пользовалась активной поддержкой со стороны Иоанна (Максимовича) . Его кончина в 1966 году стала серьёзным ударом по движению западного обряда. Преемник Ковалевского Жиль Бертран-Арди ( Gilles Bertrand-Hardy ) в 1972 году был принят в Румынский Патриархат в румынском посольстве в Париже и был рукоположён во епископа с именем Герман ( Germain de Saint-Denis ). Из-за канонических разногласий в 1993 году ECOF большей частью покинула Румынский патриархат, уйдя таким образом в раскол. Для тех приходов, которые пожелали остаться в Румынском патриархате (несколько во Франции и один в Швейцарии), был создан особый деканат галликанского обряда, во главе которого был поставлен священник Григорий Бертран-Харди. 3 апреля 1997 года Ассамблея православных епископов во Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF .
В 2001 году после скандала, вызванного открытием факта брачного статуса епископа Германа в 1995 году, 10 приходов откололись от ECOF и образовали «Союз Культовый Православных Ассоциаций Западного Обряда» ( Union des Associations Cultuelles Orthodoxes de Rite Occidental , сокр. UACORO ). В скором времени Союз UACORO начал искать соединения с Православной Церковью. Один из приходов в Страсбурге присоединился к Корсунской епархии Московского Патриархата. В 2004 году UACORO начал переговоры с Сербским Патриархатом . 20 марта 2005 года епископ Афанасий (Евтич) , председатель комиссии при Священном Синоде Сербской Церкви по переговорам с UACORO , призвал всех верующих Союза к незамедлительному обращению в Православную Церковь (любой юрисдикции) . 15 июня Синод Сербской Церкви постановил, что члены UACORO могут быть приняты в общение только в индивидуальном порядке, но не как каноническая общность, а также при условии полного признания богослужебной традиции Православной Церкви, в частности Божественной литургии . В 2006 году многие члены UACORO в индивидуальном порядке (как духовенство, так и миряне) были приняты в Западноевропейскую епархию Сербского Патриархата . Остальные члены UACORO в декабре того же года учредили неканоническую «Православную церковь галлов» ( l’Église Orthodoxe des Gaules ).
Приходы ECOF используют литургию Св. Германа, представляющую собой переработку Галликанского обряда с элементами византийского , кельтского и мозарабского обрядов. Согласно исследованию епископа Афанасия (Евтича) обряд, практикуемый ECOF , нельзя назвать западным в полном смысле этого слова .
В мае 1958 года Антиохийский Патриарх Александр III дозволил митрополиту Антонию (Баширу) учредить приходы западного обряда, что он исполнил в августе 1958 года. В отличие от Указа митрополита Сергия 1936 года, указ митрополита Антония не допускал свободного биритуализма для мирян и духовенства.
В 1961 году на основании указа митрополита Антония в Антиохийскую Архиепископию было принято Общество ( the Society of Clerks Secular of St Basil ) во главе с Александром Тёрнером ( Alexander Turner ), который по переходе в православие стал священником.
В 1977 году в Антиохийское викариатство западного обряда был принят епископальный приход в Детройте , который первым начинает использовать обряд на основе англиканского, одобренный в 1904 году Тихоном во время его пребывания в Америке, и поэтому частно называемый Литургией св. Тихона. Литургия св. Тихона практикуется большинством приходов викариатства. Другие приходы используют литургию св. Григория (адаптированная Тридентская месса).
К 2004 насчитывалось 20 приходов. В 1995 викариатство было разделено на 3 деканата.
На конец 2009 — начало 2010 года число приходов викариатства западного обряда Антиохийского патриархата в США достигало уже 33, также под управлением викариатства находилось ещё 3 прихода в Австралии и Новой Зеландии .
13 ноября 2008 года было принято решение, что все общины западного обряда в РПЦЗ находятся в прямом подчинении митрополита Илариона (Капрала) .
На середину 2010 года в составе Русской Православной Церкви за рубежом было 9 общин, служащих по восстановленному Сарумскому обряду .
В середине 2010 года из «Православной церкви Франции» (ECOF) был принят священник и публицист (Allyne Smith), и его приход св. Иоанна Чудотворца ( Де-Мойн , штат Айова), в приходе продолжает использоваться галликанская литургия .
В ноябре 2010 года стало известно, что в РПЦЗ принята целая неканоническая юрисдикция, насчитывающая десять приходов, . В братстве используют обряд, принятый в Крайстминстерском монастыре . И, таким образом, к 1 января 2011 года в составе РПЦЗ насчитывалось уже 20 приходов, использующих западный обряд.
17 мая 2011 года приходы западного обряда были выделены в отдельный викариат, епископ Иероним (Шо) был назначен помощником первоиерарха РПЦЗ по управлению этими общинами .
10 июля 2013 года епископ Иероним (Шо) отправлен на покой с вынесением порицания и наложением ряда ограничений; в отношении приходов, придерживающихся западного обряда, указано на необходимость принятия ими богослужебного Устава Православной Восточно-Кафолической Церкви при сохранении, в случае необходимости, некоторых особенностей западного обряда .
Ежегодно в РПЦЗ проходят конференции западного обряда, на которых рукополагают новых западнообрядных клириков.
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
В течение всего времени существования восстановленного западного обряда в православии существует и его критика: от возражений литургического или исторического характера до утверждений о том, что западнообрядные клирики и миряне обряда на самом деле не православны в своей практике .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
В 1978 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял поставновление: «Западный обряд в ее нынешнем виде был введен после отступничества запада от Православной Церкви, который находится не в соответствии с литургической жизнью Православной Церкви, и с которой она была единой на протяжении многих веков. Он не отражает литургической традиции Православной Церкви. Таким образом, он не удовлетворяет обращённых в православие, когда они ознакомились с ней в большей степени, и нигде (западный обряд) не пользовался успехом. Вследствие этого, Архиерейский Собор не признает возможным использование традиций западного обряда в Русской Церкви» .
Многие комментаторы утверждают, что, хотя Западный обряд в своё время был православным, его православие прекратилось после Великой схизмы. Этот аргумент, по сути, гласит, что, поскольку Западный обряд вымер в восточных церквях и потому что непрерывная традиция является необходимым элементом литургической практики, от западного обряда следует отказаться и использовать только Византийский обряд.
Вызвали вопросы и степень аутентичности реконструированных западных чинопоследований имевшим место в древности обрядам. Протопресвитер Александр Шмеман , епископ Каллист (Уэр) , и другие указывали на то, что древние западные обряды, сложившиеся в Западной Церкви до разделения Церквей, претерпели существенные изменения в ходе их дальнейшего развития, в связи с чем простое удаление filioque или добавление эпиклезы в евхаристический канон ещё не делают западные обряды полностью соответствующими православному вероучению. Протоиерей Игорь Шитиков отмечал: «Западный обряд, принятый в Зарубежной церкви нельзя назвать западным в чистом виде. <…> Там в литургические чины, если нет проскомидии и евхаристического канона добавляются вставки из литургии Иоанна Златоустого . А это уже не западный, а извращенный западный обряд» .
Положение православных приходов западного обряда сравнивалось со статусом восточнокатолических церквей , находящихся в общении с римско-католической церковью , именуемых в православии униатскими.
В анонимной статье на сайте pravoslavie.ru , где указывается, что этот довод «возможно, наиболее частое возражение против западного обряда в Православии», и говорится «утверждение, что западнообрядные Православные Церкви — всего лишь „православные униаты“, не просто не соответствует действительности. Оно показывает весьма проблематичное непонимание самой сущности Унии как явления. Начнём с того, что униатские церкви — это именно бывшие православные общины, переход которых под власть Рима был вызван в главной степени политическими причинами, а не религиозными. Союз униатов и Рима на протяжении большей части времени поддерживали именно политические лидеры. Более того, униатские церкви (то есть Украинская, Мелькитская, Русинская и др. греко-католические общины) по многим вопросам не держатся тех же взглядов, что Римская церковь. <…> Западный же обряд никаким образом не может подпадать обвинению в „униатстве наоборот“. Если бы это соответствовало истине, западнообрядные общины должны были бы перейти под окормление православных епископов, сохранив при этом верность не только обрядам, но и собственной богословской гетеродоксии, и утверждая при этом, что для принадлежности к Церкви достаточно быть всего лишь верным православному епископу» .
Западный обряд также критикуется за то, что его введения приводит к разногласиям в православной среде и ведёт к разобщению православия на Западе. Следуя иным литургическим традициям, чем соседние с ними православные христиане византийского обряда, те, кто использует Западный обряд, не разделяют литургическое единство с ними и представляют незнакомое лицо большинству православных христиан. Это мнение наиболее ярко выражено митрополитом Каллистом (Уэром), который был особенно обеспокоен дальнейшей фрагментацией православия в неправославных странах, в данном случае в Великобритании .
Сторонники западного обряда в ответ на это обычно отмечают, что в ранней Церкви параллельно сосуществовали множество местных обрядов, что не мешало церковному единству: «Считается, что византийское литургическое единообразие в Православной Церкви — относительно позднее и неестественное явление, результат несчастного случая в истории. Естественное состояние Церкви — догматического единство, выраженное в богатстве литургического разнообразия. Протопресвитер Александр Шмеман писал: „Единство обряда в Православной Церкви — это сравнительно поздний феномен, и Церковь никогда не считала литургическое единообразие условием Ее единства“. Конечно, византийская Литургия сыграла ключевую роль в сохранении сущности Православия в течение веков. Однако такое развитие может иметь неблагоприятный эффект, который скрывает истинную кафоличность Православной Церкви и создает препятствия для неправославных культур, которых в противном случае Православие привлекло бы» .
Другая критика, часто выдвигаемая против западного обряда, сводится к тому, что люди, переходя из католичества в православие западного обряда, не понимают разницы между ними, и по сути не происходит их вхождения в православие. Примечательно, что архимандрит Дионисий (Шамбо) , служивший в Русской православной церкви по западному обряду, охарактеризовал в 1952 году замену римо-католических догматов на православные при сохранении латинского обряда нежизнеспособной, указывая, что такой путь ведёт к тому, что люди, принимающие православие, на самом деле его совершенно не понимают. Как отмечал историк Андрей Кострюков , анализируя судьбу общин галликанского обряда во Франции, «непониманием православной экклесиологии можно объяснить спокойное отношение православных западного обряда к смене юрисдикций и склонность к расколам» .
Игумен Андрей (Уэйд) упоминает о принятии в Русскую православную церковь католического прихода в деревне Монтальто-Дора с сохранением западного обряда, однако затем приход ушёл из православия так, что в деревне о православии не осталось никакой памяти .