Глеб, Вячеслав Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Глеб Па́влович Яку́нин ( 4 марта 1934 , Москва — 25 декабря 2014 , там же) — советский и российский религиозный, общественный и политический деятель , диссидент , член московской Хельсинкской группы , политический деятель, народный депутат России , член Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР (1990—1993), Государственной думы I созыва (1993 по 1995).
После лишения сана в Русской православной церкви , которое он не признал, содействовал созданию в России независимой церковной структуры , зарегистрированной Министерством юстиции под названием «Объединение православных общин апостольской традиции» (более известна как « Апостольская православная церковь ») и был избран секретарём её Священного синода.
Родился в семье скрипача Павла Ивановича Якунина (ум. 1944) и Клавдии Иосифовны Здановской. Изучал биологию в Московском пушно-меховом институте , после его закрытия — в 1957 году окончил Иркутский сельскохозяйственный институт по специальности «биолог-охотовед». Работал в подмосковном охотничьем хозяйстве. Был джазовым саксофонистом.
В конце 1950-х годов под влиянием Александра Меня обратился к христианству . По воспоминаниям Александра Меня: «Он в юности увлекался оккультизмом, теософией и так далее, и как-то незаметно при мне христианизировался. Но это человек темпераментный и страстный, которого всегда в основном интересовала борьба. Больше ничего — борьба, и борьба, и борьба! И если когда-то можно было противника сокрушить — для него не было большей радости» .
Обучался в Московской духовной семинарии , но был исключён, работал псаломщиком .
В августе 1962 года рукоположён во священника Русской православной церкви и направлен в Зарайск , а позднее в Дмитров .
25 ноября 1965 года вместе с Николаем Эшлиманом направил патриарху Алексию I открытое письмо , которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны. Варианты письма были предложены отцом Александром Менем и затем Анатолием Красновым-Левитиным , но не были приняты Эшлиманом и Якуниным, которые привлекли к сотрудничеству Феликса Карелина . Им и была проделана бо́льшая часть литературной работы, хотя каждая формулировка обсуждалась и принималась втроём. В письме Никите Струве 15 ноября 1971 года Глеб Якунин открыто назвал Карелина «третьим автором письма» . Однако было решено не ставить его подпись, поскольку Карелин имел судимость, и это могло дать церковной власти формальный канонический повод для отказа в рассмотрении обращения. Первоначально предполагалось, что это будет совместное письмо нескольких епископов и священников, в частности, архиепископа Гермогена . Но архиепископ Гермоген затем отказался от участия в проекте, а без него отказались участвовать и все остальные. Через два года Гермоген направил патриарху собственное послание, посвящённое в основном вопросу канонической нелегитимности Поместных соборов , состоящих из епископов, не избранных народом на свои кафедры , но назначенными церковной властью . Результатом для архиепископа была последовавшая опала: высылка в Жировицкий монастырь , где он впоследствии и скончался. Письмо поддержали также архиепископы Вениамин (Новицкий) , Михаил (Воскресенский) , Павел (Голышев) и Гавриил (Огородников) .
В письме, подписанном Эшлиманом и Якуниным, в частности, говорилось:
С каждым днём обостряется сознание нетерпимости дальнейшего подчинения беззаконию; с каждым днём в Русской Церкви нарастает спасительная жажда очищения от той скверны, которая накопилась в ней по вине церковной власти; с каждым днём углубляется в Церкви жажда подлинного соборного общения; наконец, с каждым днём в нашей Церкви нарастает чувство ответственности за те души, которые по вине пастырей Церкви, не просвещены Евангельским словом и несмотря на свою пробудившуюся религиозную жажду пребывают вне Церковной ограды.
В заключение письма священноначалию патриархии предлагалось:
… начать немедленную подготовку к созыву очередного Всероссийского Церковно-Поместного Собора с самым широким представительством.
Созыв Поместного Собора в ближайшее время диктуется необходимостью общецерковного суждения о деятельности церковного управления и насущной потребностью скорейшего решения исторически назревших вопросов Церковной жизни и Церковного учительства.
Для того, чтобы новый Поместный Собор не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил, необходимо, чтобы в подготовке к этому Собору могла принять деятельное участие вся Русская Церковь.
Для этого Собору должны предшествовать приходские собрания и епархиальные съезды.
Только в этом случае на Собор смогут попасть клирики и миряне, действительно представляющие собой, вместе с лучшими Епископами Русской Церкви, полноту церковного сознания. Новому Поместному Собору несомненно предстоит великое поприще — возрождением русской Церковной жизни, активно послужить новому Вселенскому Возрождению Христианства.
Письмо было размножено в 100 экземплярах и разослано в середине декабря всем правящим архиереям Московского патриархата. Митрополит Сурожский Антоний прислал одобрительную телеграмму.
15 декабря копии письма были направлены Председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Подгорному , председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину и Генеральному прокурору СССР Роману Руденко .
В письме священники выступали против гонений на Церковь со стороны советской власти. До этого в феврале 1964 года были письменные протесты баптистов против гонений на христианство. В письме перечислялись запреты, установленные властью: запрет на регистрацию крестин , запрет треб на дому и кладбищах, контроль над назначением духовенства и т. д.
Глеб Якунин приводил информацию о гонениях на церковь: «1 января 1958 года было 13 414 храмов, а в 1966-м осталось 7523, из 56 монастырей к 1966 году осталось только 19» .
Историк Русской церкви Лев Регельсон писал:
Отрезвляющее впечатление, произведённое «Открытым письмом», было связано <…> не столько с разоблачением очередной попытки насильственного уничтожения Церкви, сколько с разоблачением той дряблости церковного духа, той вовлечённости в мирскую стихию, той заражённости страхом и ложью, которая обнаружилась при этом в самой Русской Церкви, в особенности в Её высшей иерархии .
Письмо, датированное 21 ноября 1965 года, вызвало отклик не только в СССР , но и за границей. Так, о письме отозвался в те годы ещё находившийся в СССР Александр Солженицын :
Ещё весной 66-го года я с восхищением прочёл протест двух священников — Эшлимана и Якунина, смелый чистый честный голос в защиту церкви, искони не умевшей, не умеющей и не хотящей саму себя защитить. Прочёл — и позавидовал, что сам так не сделал, не найдусь.
— А. И. Солженицын. « Бодался телёнок с дубом »
Патриарх поручил митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену провести увещевательные беседы с Якуниным и Эшлиманом. 13 мая 1966 года патриарх начертал на докладе Пимена:
<…> считаю необходимым освободить их от занимаемых должностей, с наложением запрещения в священнослужении до полного их раскаяния, причём с предупреждением, что, в случае продолжения ими их порочной деятельности, возникает необходимость прибегнуть в отношении их к более суровым мерам, согласно с требованием Правил Церковных.
23 мая Якунин и Эшлиман обратились с апелляцией в Священный синод по поводу запрещения им в священнослужении . В июле 1966 года патриарх призвал епархиальных архиереев высказать мнение об этой апелляции . Архиепископ Пензенский Феодосий (Погорский) обратился «с почтительнейшим прошением о помиловании запрещённых священников», так как, несмотря на их вину в «несправедливых упрёках, в недопустимо дерзком обличительном тоне их письменных обращений, оскорбительной и бестактной форме выражения своих мнений и в некотором самомнении в деле отстаивания правды Церковной», ими двигали благие побуждения .
8 октября Священный синод постановил:
Имея в виду Апостольские правила 39 и 55 и IV Вселенского Собора правило 18, — запрещение Святейшим Патриархом священников Московской епархии Н. Эшлимана и Г. Якунина, до их раскаяния, наложено справедливо; апелляцию их, грубую и вызывающую в отношении Святейшего Патриарха, о снятии с них запрещения,— оставить без удовлетворения.
Глеб Якунин опубликовал сотни материалов и документов, свидетельствовавших о нарушениях прав верующих в СССР и имевших широкий резонанс за рубежом. В 1976 году он стал одним из соучредителей общественного « » .
В ноябре 1979 года был арестован , а 20 августа 1980 года осуждён по обвинению в антисоветской агитации , наказание отбывал в Перми-36 (станция Всесвятская, посёлок Центральный) до 1985 года, затем был сослан на два с половиной года в Якутию . В 1987 году был амнистирован и восстановлен Московской патриархией в священническом служении , после чего служил в Никольской церкви села Жегалова (город Щёлково Московской области) — по 1992 год. 18 октября 1991 года реабилитирован постановлением Верховного совета Российской Федерации.
В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР по Щёлковскому округу № 11 Московской области, членом Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР , заместителем председателя Комитета Верховного Совета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности , членом Комитета Верховного Совета по правам человека. Входил в состав фракции «Демократическая Россия», группы «Российский союз» и депутатского блока федерации независимых профсоюзов России. Принимал активное участие в работе над законом «О свободе вероисповеданий». При его содействии возобновили работу множество закрытых храмов и монастырей.
Летом 1990 года побывал в Нью-Йорке , где встречался с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым) . По воспоминаниям Виктора Аксючица , «Глеб Якунин яростно убеждал владыку Виталия активно открывать приходы Зарубежной церкви в СССР : Московская патриархия — давно уже не Церковь, ибо всё её руководство — агенты КГБ» .
С 1990 года — сопредседатель координационного совета движения « Демократическая Россия », а с февраля 1992 года — сопредседатель Совета представителей движения «Демократическая Россия».
В 1991—1992 годах участвовал в работе парламентской . Комиссия опубликовала архивные материалы КГБ о предполагаемом сотрудничестве отдельных иерархов Московской патриархии с КГБ. 14 октября 1991 года был введён в состав Комиссии по организации передачи-приёма архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение и их использованию.
18 октября 1991 года сессия Верховного Совета РСФСР приняла постановление «признать Г. П. Якунина, осуждённого 29.08.1980 Московским городским судом по ст.70, ч.2 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы и к 5 годам ссылки, реабилитированным» .
12 декабря 1991 года, являясь членом Верховного Совета РСФСР , проголосовал за ратификацию Беловежского соглашения о прекращении существования СССР . Лишён депутатского мандата за неявку на .
8 октября 1993 года лишён священнического сана Священным синодом Русской православной церкви «за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах». Историк Дмитрий Поспеловский отмечал, что через несколько дней после этого, находясь на конференции (в которой участвовал и Поспеловский), посвящённой «вопросам Церкви и государства» в Вашингтоне Якунин «изобразил это снятие сана как некое политическое гонение Синода лично на него за его демократические взгляды и критику синодальной политики», эту новость тут же взяли на вооружение представители Русской православной церкви заграницей «и прочие круги на Западе, априорно настроенные против Московской патриархии , например, так называемый Кестонский исследовательский институт ». Поспеловский указывал, что «лишение сана было представлено как преследование реакционным „полубольшевистским“ Синодом старого диссидента и узника брежневско-андроповских лагерей, борца за права человека». По мнению Поспеловского, «почву подобным кривотолкам дал сам Синод, нарушивший канонические правила и не прибегший к подлинному судопроизводству» . Впоследствии Якунин подавал прошения о восстановлении его в сане священника, так как, по его мнению, он прежде всего защищал интересы верующих и рядового духовенства, которые были жертвами широкомасштабного шпионажа в Православной церкви, но Московская патриархия отклонила его просьбы. В 1997 году Якунин был отлучён от церкви за самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд , а также общение с самозванным патриархом Киевским Филаретом .
В 1993—1995 годах — депутат Государственной думы Государственной Думы ФС РФ первого созыва .
В 1995 году организовал .
9 сентября 1995 года стал участником драки в Думе. Николай Лысенко обвинил Якунина в том, что тот не имеет права носить рясу церковнослужителя, так как был лишён сана , после чего сорвал с него наперсный крест . В конфликт вмешались депутаты Владимир Жириновский , Евгений Логинов и Евгения Тишковская . Согласно газете « Коммерсантъ », Жириновский «громко подсказывал: „Коля, бей его, души, рви рясу“!». Председатель Государственной думы Иван Рыбкин направил письмо и. о. генерального прокурора Алексею Ильюшенко , в котором попросил «дать указания расследовать действия депутатов Николая Лысенко и Владимира Жириновского по отношению к депутатам Якунину и Тишковской на заседании палаты 9 сентября» .
В 1997 году от лица « » вместе со и подал в Хорошёвский межмуниципальный суд СЗАО Москвы иск к Александру Дворкину и отделу религиозного образования и катехизации Московского патриархата об опровержении, утверждая, что сведения, излагаемые в брошюре «Десять вопросов навязчивому незнакомцу…», не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию описываемых в ней организаций — « Общества сознания Кришны », « Церкви Объединения », « Саентологии », « Богородичного центра » и других, но дело проиграл .
19 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви отлучён через анафематствование от Церкви .
Ещё до того был принят в юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата в священническом сане, а затем перешёл в Русскую истинно-православную (катакомбную) церковь . В 2000 году на её основе были созданы « », а затем и Апостольская православная церковь , где Якунин получил сан протопресвитера .
В ноябре 2005 года вместе с другими участниками московской Хельсинкской группы написал лидерам Запада письмо, в котором высказывалась озабоченность преследованием российских граждан по политическим мотивам. Среди жертв преследования государства фигурировали учёные Игорь Сутягин и Валентин Данилов , адвокат Михаил Трепашкин , студентка Зара Муртазалиева , предприниматели Михаил Ходорковский и Платон Лебедев .
Ранее он, а также ряд других правозащитников выразили озабоченность по поводу разгоревшейся в России «шпиономании» и преследования российских учёных ФСБ . Якунин выступил за перенесение дела профессора Оскара Кайбышева из Башкирии в любой другой регион, так как, по мнению правозащитников, «дело Кайбышева» — ещё одно сфальсифицированное ФСБ дело против российских учёных .
8 июля 2008 года по поводу прещений , наложенных руководством патриархии на епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) , сказал:
Для патриархии главная вина епископа Диомида в том, что он публично высказал свою позицию. По-видимому, для Московской патриархии это видится величайшим грехом. Это показывает, что она уже превратилась в авторитарно-тоталитарную структуру, которая органически не терпит публичной критики.
— Интервью для Портала-Credo.Ru
В начале ноября 2014 года, вернувшись из поездки по США , ощутил проблемы со здоровьем, периодически терял сознание . 9 ноября совершил последнюю "литургию". 18 ноября был госпитализирован в связи с затруднённым дыханием. 9 декабря состояние больного ухудшилось , 10 декабря был переведён в реанимацию и подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких .
Скончался 25 декабря 2014 года . 27 декабря в помещении Сахаровского центра на Земляном валу состоялись гражданская панихида и отпевание , которое совершили митрополит Виталий (Кужеватов) со священниками Апостольской православной церкви и священник Яков Кротов , настоятель московской общины Украинской автокефальной православной церкви . Похоронен рядом со своими родителями на Пятницком кладбище Москвы (участок № 19) .
Протодиакон Андрей Кураев
Отец Глеб решил, что церковное служение — это тот способ, которым он может служить своему народу и своей совести. Близкие ему люди говорили мне, что позже он считал принятие священства по нерелигиозным мотивам главной ошибкой своей жизни. И все же он совершил очень важную для жизни и истории вещь: насколько я понимаю, тюремный срок он получил за то, что смог выкрасть из кабинета Совета по делам религии секретную книгу — «Законодательство о культах». <…> Позже началось его странствие по сектам, попытки с нуля создать свою церковь. Эта страница его жизни мне не понятна и чужда. У Христа нет запасной Церкви, как и у нас с вами нет запасных родителей
Протоиерей Всеволод Чаплин
Он был личностно ярким человеком, с ним хотелось и общаться, и шутить, и спорить. Его вклад в жизнь церкви сложно охарактеризовать однозначно. Он отстаивал права верующих во время гонений при советской власти. Пострадал за это, но в какой-то момент его деятельность, по-моему, стала слишком управляться извне. И когда дело, которому служил Якунин, победило — верующие, наконец, получили все права и возможности, за которые он боролся- гонения на церковь завершились, он не нашел себя в новых условиях. Продолжал выступать с позиций западных критиков всего нашего. Был слишком политизированным человеком, чтобы подчиниться решению синода о том, что духовенство не должно идти в парламент, и покинул Церковь. Это была большая потеря. В первую очередь — для него самого
Лидер движения «За права человека» Лев Пономарёв
Я восхищался его заслугами в борьбе с тоталитарной системой до перестройки. Он хотел, чтобы люди могли свободно молиться, чтобы в православной церкви не было чекистских соглядатаев. Он разоблачал священников в погонах и за это был отлучён от церкви, получил 5 лет тюрьмы и 7 лет ссылки. Ссылку сократила перестройка, его реабилитировали, снова приняли в церковь. Когда я стал председателем парламентской комиссии, которая расследовала деятельность КГБ, он попросился в неё войти, получил доступ к документам и вскоре создал своё направление — расследование деятельности спецслужб в церкви. Но церкви это не понравилось, и его вновь отлучили, уже во второй раз.