Майкопская и Адыгейская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
Е́йская епа́рхия — епархия Русской православной церкви , объединяющая приходы и монастыри в северо-западной части Краснодарского края (в границах Брюховецкого , Ейского , Калининского , Каневского , Кущёвского , Ленинградского , Приморско-Ахтарского , Староминского , Тимашёвского и Щербиновского районов) . Входит в состав Кубанской митрополии .
Кафедральный собор — в Ейске.
25 декабря 1907 года указом Святейшего синода в Ставропольской епархии была открыта викарная Ейская кафедра с пребыванием епископа в городе Екатеринодаре и подчинением ему всех храмов и духовенства Кубанской области . С 1907 по 1916 годы Ейское викариатство было титулярным и фактически не соответствовало своему географическому наименованию.
В 1916 году епископу Ейскому были присвоены определённые права самостоятельности, а кафедра переименована в Кубанскую и Екатеринодарскую . Ейское викариатство в 1920 году восстановлено и позже действовало как викариатство Кубанской (1920—1925) и Ростовской-на-Дону (1925—1926) епархий.
Первым самостоятельным епископом Ейского викариатства в 1920 году стал Филипп (Гумилевский) , назначенный патриархом Тихоном 13 ноября 1920 года. После внезапного ареста епископа Кубанского Сергия (Лаврова) епископ Филипп вступил во временное управление епархией. В декабре 1920 года арестован вместе с группой членов Кубанского епархиального совета, попечительства о бедных духовного звания, союза приходов и других епархиальных учреждений (более 20 человек) .
В конце 1921 года епископом Ейским, викарием Кубано-Черноморской епархии, назначен Евсевий (Рождественский) , прибывший на юг для «поправления здоровья» и лечения от туберкулёза .
В январе 1922 года епископ Евсевий прибыл из Краснодара в Ейск. Несмотря на позднее ночное время, долгожданного архиерея на вокзале торжественно встречало духовенство и многочисленные прихожане с крестами и хоругвями . О настроениях городских верующих этого времени участники тех событий вспоминали: «Его [архиерея] в Ейске ждали в продолжении 15 лет, хотелось особенно посмотреть, как ходит епископ по орлецам и как держит трикирии и дикирии » .
Прибытие епископа Евсевия придало импульс развитию церковной жизни Ейска и викариатства. По инициативе архиерея произошли перемены в городском Михаило-Архангельском соборе: в алтаре перестроили горнее место , богослужения стали более торжественными, увеличен соборный хор.
21 июня 1922 года самочинное Высшее церковное управление закрыло Ейскую кафедру «по неимению средств на содержание» её, а епископу Евсевию приказало отправиться на покой в Макарьевскую пустынь Нижегородской губернии. Получив документ о закрытии Ейской кафедры, епископ Евсевий объявил, что в нём нарушаются церковные каноны, и отказался подчиниться. Члены приходских советов Ейска негативно оценили закрытие кафедры: «Народ ждал епископа долго, и его не спросили, может ли он его содержать» .
Когда в конце мая 1922 года архиепископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий) и епархиальное собрание признали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) и его права на церковную власть, епископ Евсевий отказался подчиняться его решению и объявил о признании власти патриарха Тихона. Силой своего авторитета епископ Евсевий удерживал многие кубанские приходы от подчинения ВЦУ и поддержки раскола. Особым актом от 9 октября 1922 года епископ Евсевий объявил архиепископа Иоанна впавшим в раскол и прекратил поминать его имя за богослужением, приняв временное управление Кубано-Черноморской епархией. В документе сообщалось, что власть в Русской церкви на время пребывания в тюрьме патриарха Тихона перешла к митрополиту Агафангелу , а не к обновленцам. Документ был оглашен в ейском Михаило-Архангельском соборе на собрании городских приходских советов и получил широкое распространение среди приходов епархии .
Вскоре после открытого выступления епископа Евсевия обновленческие священники при содействии гражданской власти захватили Ейский кафедральный собор, вынудив архиерея совершать богослужения вначале в Покровском храме, а затем на дому.
Окончательно завершить противостояние Ейского епископа с обновленческим епархиальным управлением могло только насильственное смещение его с кафедры и выдворение за пределы Кубани, что вскоре и произошло. 4 января 1923 года епископ Евсевий вместе с некоторыми священниками и мирянами был арестован по обвинению «в противодействии изъятию церковных ценностей » .
С 27 марта по 23 апреля 1923 года проходил открытый судебный процесс в городском театре Краснодара, в ходе которого епископа и подчинённых ему обвиняли «в противодействии изъятию церковных ценностей в Ейске и подчинению патриарху Тихону». 23 апреля по решению Кубано-Черноморского областного суда епископ Евсевий был приговорён к семи годам заключения со строгой изоляцией, священник Трофим Сосько — к пяти годам, миряне Александр Гангесов и Арсений Зайцев — к трём годам тюрьмы, а Пётр Валяницкий, Павел Назаренко и Сергей Лиманский — к одному году заключения. После вынесения приговора епископ Евсевий более двух месяцев находился в доме предварительного заключения ГПУ, где его часто посещали священники и верующие. Только в июне 1923 года его выслали в Иркутск .
В июле 1924 года территория Ейского, Староминского и Кущевского районов вошла в состав Донского округа Юго-Восточного края (с центром в Ростове-на-Дону), позже переименованного в Северо-Кавказский. Утратив административную связь с Краснодаром, территория Ейского викариатства вошла в состав Ростовской епархии с центром в Ростове-на-Дону.
«Тихоновцы», изгнанные обновленцами из храмов, сохраняли свои общины и посещали богослужения на дому. Верующие неоднократно обращались в органы власти с требованием равномерно распределить городские храмы между ними и обновленцами, причём приход Рождественской общины был самым большим в Ейске и насчитывал 3 тысячи человек. Настойчивость верующих-«тихоновцев» привела к тому, что в октябре 1925 года Рождественской общине был передан Вознесенский домовый храм что при городской богадельне. Не признавая обновленческих епископов Ростовской епархии, верующие подчинялись епископу Ставропольскому и Кавказскому Иннокентию (Летяеву) .
Согласно некоторым сведениям, в 1925—1926 годах епископом Ейским был священномученик Кирилл (Соколов) . Однако из анкет, хранящихся в материалах его уголовных дел, следует, что в этот период он был епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии .
В октябре 1925 года вслед за Ростовским епархиальным съездом духовенства и мирян собрание духовенства и верующих городских храмов города Ейска отказалось от подчинения обновленческому Священному Синоду и признало законность церковной власти патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) . В протоколе собрания отмечалось, что приход давно стремился выйти из подчинения раскольникам, но духовенство уклонялось от подобного решения. В связи с тем, что «Собор [Поместный] и Свящ. Синод стали на путь нарушения церковных канонов» духовенство собора во главе с настоятелем протоиереем В. Т. Ивановым вслед за епархиальным собранием объявило о присоединении к «тихоновскому течению» .
24 декабря 2004 года викариатство было возрождено решением Священного синода Русской православной церкви как викарная кафедра Екатеринодарской епархии .
12 марта 2013 года на заседании Священного синода Русской православной церкви образована самостоятельная Ейская епархия с включением её в состав новообразованной Кубанской митрополии .
Епархия разделена на 10 церковных округов (по состоянию на октябрь 2022 года) :