В 1961 году
мастерские (кроме цеха икон) переехали в помещение плодоовощной базы, размещавшейся в
подклете
(цокольном этаже)
храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском
. В это время создан участок ювелирных изделий, образована новая группа
иконописцев
. Сотрудников около 164
, к 1980 году их стало 350
.
После неоднократных обращений патриарха
Пимена
в
Совет по делам религий
,
Совет министров СССР
в лице председателя
Алексея Косыгина
выделил мастерским 3 гектара земли в
Софрине
для постройки завода церковной утвари. Руководителем строительства, начатого в 1975 году, был назначен Павел Булычёв, который стал и первым директором «Софрино». Возведены два производственных корпуса и корпус системы отопления. 15 сентября 1980 года состоялось торжественное открытие обновлённого предприятия. Ювелирный участок продолжил свою работу на прежнем месте до 1998
—1999 года
. В 1980-х годах насчитывалось около 700 сотрудников
.
С 1987 до 2018 года предприятием руководил
Евгений Пархаев
. К 1988 году (празднованию
1000-летия Крещения Руси
) значительно увеличены объёмы производства и площадь предприятия. В 1991-м построен двухэтажный корпус столярного участка для иконного цеха. В 1992-м — ещё один производственный шестиэтажный корпус, в котором разместился швейный и инструментальный цех, участки иконного, литейного и иконописного цеха, фотолаборатория и дизайнерское бюро. Стало доступно выполнение индивидуальных заказов. Построен трёхэтажный корпус типографии и семь ангаров под склады и гараж
. К 2000 году занимаемая площадь земли достигла 18 гектар
. Количество сотрудников в 2000—2008 годах увеличилось с двух с половиной
до трёх тысяч человек
.
Предприятию долгое время удавалось успешно вести свою деятельность благодаря статусу
монополиста
на рынке церковных товаров, однако примерно с 2014 года оно начало испытывать нарастающие финансовые трудности из-за насыщения рынка, возрастающей конкуренции
и внутреннего противостояния между руководством «Софрино» и
финансово-хозяйственным управлением Московской патриархии
за влияние на рынок сбыта и финансовые потоки предприятия
.
Снятие с должности директора Пархаева в конце июля 2018 года сопровождалось присутствием на фабрике сотрудников МВД, инициированным архиепископом
Сергием (Чашиным)
с целью «сохранности имущества и структурных подразделений»
. В августе 2020-го
Священный синод Русской православной церкви
утвердил нового генерального директора — митрополита
Меркурия (Иванова)
, который находился в этой должности как исполняющий обязанности с октября 2019 года
. С 17 апреля по 8 ноября 2021 года исполняющий обязанности генерального директора архимандрит Илия (Руднев). С 8 ноября 2021 года исполняющий обязанности генерального директора — Андрей Потёмкин
.
Храм
В 1980 году для работников «Софрино» построен
домовый храм
,
освящённый
во имя преподобного
Серафима Саровского
. В 1989—1991 годах его настоятелем был епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии
Алексий (Фролов)
. К началу 1990-х небольшой храм перестал вмещать всех желающих по причине увеличения штата предприятия, поэтому было принято решение о строительстве нового домового храма, освящение которого состоялось 5 мая 1997 года
.
Художница «Софрино»
М. А.
Рожкова (Масленникова) в 1997 году создала
миниатюрный образ
«Святого
Сергия Радонежского
Чудотворца
, с житием», выполненный в технике ростовской
финифти
. В этой же технике другой художник предприятия
С. В.
Минько в 1998 году создал ещё одну миниатюру «Святой
Сергий Радонежский
»
, образцом которой послужил вышитый покров Сергия 1420-х годов
.
Сама икона написана по типу житийных, где в самом в центре, на тёплом фоне охры, расположено поясное изображение святого, облачённого в изумрудно-зелёный
куколь
и сиреневато-коричневую монашескую
мантию
. Правая рука преподобного сложена в благословляющем жесте, а в левой руке он держит свёрнутый
свиток
. На клеймах слева направо читаем следующие события в жизни Сергия Радонежского: 1) видение отроку Варфоломею; 2) пластина с надписью «Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец»; 3) Сергий кормит дикого медведя; 4) явление
Богородицы
Преподобному; 5) образ Сергия Радонежского; 6) благословение князя
Дмитрия Донского
на
Куликовскую битву
; 7) постройка келий; 8) воскресение отрока преподобным Сергием; 9) видение птиц преподобному Сергию
.
Образ преподобного изображён погрудно. В лике присутствует лёгкая характерная
асимметрия
. В то же время борода и волосы святого прописаны тонкими пластичными и почти симметричными линиями. Правая рука преподобного прижата к груди в раскрытом, а в левой держит свёрнутый свиток. Колористически-тональное и композиционное решение миниатюры классически закончено и гармонично. С целью выявить и подчеркнуть фигуру святого, художник украсил края пластины каймой зеленовато-оливкового цвета, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Очень самобытным и выразительным является авторская находка по обозначению складок на кукуле и мантии в виде заиндевелых веточек, выделенных тёмной краской, а на концах — белой, поскольку подобный художественный приём создаёт ощущение припорошености
инеем
Литература
Груздев В.
Посещение Святейшим Патриархом Пименом мастерских Московской Патриархии //
Журнал Московской Патриархии
. 1987. — № 9. — C. 6-7.
Создать работоспособные предприятия [интервью] / интервью — ответы: Виктор, епископ Подольский, интервью — вопросы: Комаров Е. // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 2. — C. 27-29.
Художественно-производственное предприятие «Софрино» // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 11-12. обложка (3-я полоса).
Пархаев Е. А.
Художественно-производственому предприятию «Софрино» — пятнадцать лет // Журнал Московской Патриархии. 1995. — № 9-10. — C. 26-31.
Желевская Т.
// Журнал Московской Патриархии. 2005. — № 7. — C. 46-55.
Караваева А. С.
Литейное производство на предприятии «Софрино» // Литейщик России. 2006. — № 12. — С. 16-17.
Церковное искусство: традиции и современность : (на примере художественно-производственное предприятие «Софрино») // Пятнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: укрепление духовного единства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 18-19 мая 2017 г. / Челябинский государственный институт культуры. — Челябинск: ЧГИК, 2017. — C. 381—386.