Interested Article - Полунощница
- 2021-02-24
- 2
Полу́нощница ( греч. Μεσονύκτικον ) в византийском обряде — одна из служб суточного богослужебного круга , посвящённая грядущим Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду . Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра; в монастырях Русской православной церкви обычно бывает рано утром в соединении с , а в современной приходской практике почти не встречается.
В латинском обряде полунощнице соответствует утреня ( лат. Matutinum ), в древности называвшаяся «бдением» ( лат. Vigiliae ). Первоначально она начиналась около 2 часов ночи, но в эпоху зрелого Средневековья была перенесена на вечер накануне. В ходе богослужебных реформ II Ватиканского собора некоторые элементы латинской утрени и были объединены в одно богослужение — «Хвалы утренние» ( лат. Laudes Matutinae ), а другие элементы утрени трансформированы в особое богослужение суточного круга — «Час Чтений» ( лат. Officium lectionis ).
История, состав и виды
Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было самым безопасным для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову ).
По мнению толкователей, полунощница установлена, во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Иисуса Христа пред Его вольными страданиями ( моление о чаше — Мф. ; Мк. ; Лк. ); во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова , которое, по общему верованию церкви, основанному на притче Спасителя О десяти девах ( Мф. ), имеет быть в полночь; в-третьих, наконец, для призыва верующих и в полночь к подражанию ангелам , немолчно прославляющим Господа.
Полунощница, как и любое другое чинопоследование суточного круга богослужений , может совершаться только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает вседневная, субботняя, праздничная, воскресная и пасхальная . Современный часослов начинается с последования именно полунощниц .
Вседневная полунощница состоит из начальных молитв , покаянного 50-го псалма, 17-й кафизмы , изображающей блаженство людей непорочных, Символа веры , песни «Се Жених грядет в полунощи» с другими тропарями, молитвы часов «Иже на всякое время» , Молитвы Ефрема Сирина , молитв «Господи Вседержителю, Боже сил» и «Тя благословим Вышний Боже» (теперь в Утренних молитвах ), псалмов 120-го и 133-го , Трисвятого по Отче наш , заупоконых тропарей с молитвой, отпустом и заключительной ектениёй .
Субботняя полунощница отличается тропарями и молитвами; на ней вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма .
Праздничная полунощница должна служиться, когда по Уставу положено Всенощное бдение , которое по какой-либо причине не совершается, а также и в некоторые другие православные праздники . На них по первом Трисвятом тропарь праздника, по втором — кондак праздника; заупокойная молитва опускается.
Воскресная (и пасхальная) полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоими вместо тропарей, каноном вместо 17-й кафизмы, молитвой Троице — вместо Символа веры.
Пасхальная — единственная полунощница, которая совершается во всех православных храмах — перед пасхальным крестным ходом и следующей за ним утреней .
Архиепископ Фессалоникийский Симеон описывает полунощницу следующим образом :
В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе , и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.
— Симеон Солунский
В Греции и в некоторых других православных странах (в том числе у русских старообрядцев ) Полунощница до сих пор заменяет утренние молитвы. В период Пасхальной седмицы вместо полунощницы совершается Пасхальный час .
Примечания
- Дата обращения: 21 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
- Её текст см. в Великий понедельник
- Если есть аллилуйная служба в этот день (обычно в дни многодневных постов)
- Например в Понедельник Святого Духа
- Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр. 362. Изд-во Оранта. 2010.
Литература
- К. Никольский . Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. — СПб., 1888 .
- [Переиздание]. — М. : Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. — (Серия «Литургическая библиотека»). — ISBN 978-5-94625-295-9 . — Репринт 7-го изд. (СПб.: Синодальная типография, 1907)
- П. Лебедев. Наука о богослужении православной церкви. — М., 1890 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- (современный (РПЦ) церковнославянский перевод).
- 2021-02-24
- 2