Всеволод Анатольевич Чаплин родился 31 марта 1968 года в Москве в семье профессора-
агностика
Анатолия Фёдоровича Чаплина
. Мать из технической интеллигенции, «человек полуверующий, но не участвующий активно в церковной жизни», ныне здравствующая
. Приёмный дед по линии матери — Всеволод Вениаминович Костин, внук
К. Э. Циолковского
. Обучался в средней школе № 836 в московском районе
Гольяново
. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришёл сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему всё равно поставят
. Согласно своему утверждению, начал слушать «
Голос Америки
» в возрасте восьми лет
.
С октября 1990 по март 2009 года — в штате
Отдела внешних церковных сношений
(ОВЦС) Московского патриархата (под началом митрополита
Кирилла (Гундяева)
) как рядовой сотрудник (1990—1991), затем заведующий сектором общественных связей (1991—1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества (1997—2001) и заместитель председателя (2001—2009)
.
В свободное от работы время проходил обучение в
Московской духовной академии
, ещё до окончания которой (1994) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) был рукоположён сначала в сан
диакона
(21 апреля 1991), а затем и
священника
(7 января 1992). Кандидат богословия
. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».
21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества
.
В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК
Всемирного совета церквей
и
Конференции европейских церквей
, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество»
КЕЦ
. Являлся членом экспертного совета при Комитете
Государственной думы
по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета
ОБСЕ
по вопросам свободы религии и убеждений
.
Являлся секретарём Синодальной рабочей группы по выработке проекта «Концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом»
. Итогом работы группы стали «
Основы социальной концепции Русской православной церкви
», принятые в 2000 году. 16 июля 2005 года решением
Священного синода
включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений»
.
27 декабря 2001 года решением
Священного синода
назначен заместителем председателя ОВЦС Московской Патриархии
.
В июле 2009 года назначен председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси — преемника одноимённого Экспертного совета при ОВЦС МП.
27 июля того же года вошёл в состав членов и президиума
Межсоборного присутствия
Русской православной церкви
.
11 февраля 2016 года освобождён от обязанностей настоятеля и председателя приходского совета храма святителя Николая Мирликийского на Трёх горах и назначен настоятелем
храма преподобного Феодора Студита
(Смоленской иконы Божией Матери) у
Никитских Ворот
города Москвы
.
16 апреля 2016 года был исключён из состава Межсоборного присутствия
.
С 2016 года поддерживал ремесленные фестивали и телепрограмму «Живые ремесла»
, открывал Фестиваль «Кузнечный талисман» в Измайловском Кремле под эгидой Союза кузнецов, Международного союза ремесленников, Фонда ремесел. Лично перерубал молотом раскаленную кованную цепь символизирующую тёмные силы
.
Целибат
, ещё до принятия священного сана навсегда отказался от вступления в брак
. Детей не было.
Будучи сотрудником ОВЦС и ОВЦО часто давал комментарии различным СМИ по различным вопросам. Вёл авторские программы «Земля и люди» (
телеканал «Мир»
, совместно с
Андреем Быстрицким
)
, «Вечность и время» (телеканал «Спас»)
, «Комментарий недели» (
телеканал «Союз»
)
, на радио «Русская служба новостей», затем на «
» передачу «Время доверия»
. Постоянно публиковался в газете «
Русь Державная
»
.
Известен рядом высказываний по различным вопросам, включая общественно-политические, нередко вызвавших неоднозначную реакцию. Как отмечалось в 2015 году на сайте
meduza.io
: «по большому счёту, практически вся критика РПЦ чаще всего была ответом на те или иные высказывания Чаплина»
.
Высказывался за создание «православных народных дружин»
.
Подверг критике принятую
Парламентской ассамблеей
резолюцию
об опасности преподавания в школах креационизма
и выразил мнение, что было бы неплохо рассказать школьникам о 5-10 других теориях происхождения человека, а
теория
эволюции
Дарвина
не должна считаться «непререкаемой истиной», так как она, по мнению Чаплина, не получила достаточного количества
доказательств в науке
, при этом он отметил: «Нет единой теории эволюции; дарвиновское учение о происхождении видов — одна из многих, и было бы логично рассказать школьникам о 5-10 разных теориях происхождения человека», «сейчас в моде теория „интеллиджент дизайн“, согласно которой все живое развивается по механизму, запущенному Богом, но Он вмешивается в этот процесс, например, при создании человека», «существуют и другие теории. Выделить одну как безальтернативную — это устаревший взгляд на вещи», «в свое время ради сохранения дарвинистической идеи о том, что труд создал человека из обезьяны, отвергались генетика и кибернетика», «и дальнейшие попытки игнорировать свободу и возможность дискуссии ради сохранения норм дарвинизма, окажутся бесплодными»
.
Сказал, что «от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться»
.
[
неавторитетный источник
]
В конце 2010 года Чаплин высказал мнение, что женщины своим вызывающим видом и манерами могут спровоцировать мужчин на изнасилование
.
Заявил, что у интеллигенции есть грех русофобии, и что не надо бояться говорить об этом
.
В марте 2010 года в газете «
Коммерсантъ
» сообщалось о письме
Виктору Зубкову
от Всеволода Чаплина, где высказывалась просьба предоставить возможность предприятиям химической промышленности Украины закупать газ напрямую у «Газпрома» и других российских добывающих компаний или снизить стоимость газа для украинских предприятий, поставляя его по «ценам, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию»
.
В феврале 2012 года на встрече со студентами Высшей школы телевидения
МГУ
заявил
:
Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков.
—
, 21.03.2012
В сентябре 2011 после съезда
Единой России
, на котором Дмитрий Медведев, упомянув о заранее запланированной «рокировке», выдвинул кандидатом в президенты Владимира Путина, Чаплин заявил, что это «настоящий пример доброты и нравственности в политике». Это заявление вызвало негативный отклик среди оппозиционных пользователей интернета
.
27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе заявил, что «если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно»
.
В январе 2013 года предложил запрещать спектакли, оскорбляющие религию и веру
.
В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование
США
в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет
.
20 декабря 2014 года в интервью Казанской газете «БИЗНЕС Online» Чаплин заявил, что от «оранжевой революции» в России никто не выиграет
.
В августе 2016 года поддержал женское обрезание на Кавказе
.
В марте 2017 года заявил в эфире радио «
Эхо Москвы
» о необходимости убийств ракетными ударами с воздуха политических эмигрантов на территории государств, куда те уехали, и созданию спецподразделений, что будут исполнять казни на территории других государств. Пояснил, что подобные политические убийства — в рамках истинного христианства и похвалил
Меркадера
, убийцу
Троцкого
; ранее призывал к политическим репрессиям, заявив, что государство, народ и святыни важнее человека, и заявил, что
гуманизм
— сатанинская идеология, заповедь «не убий» применима лишь к узкому кругу праведных, а также оправдывал применение
ОМП
тем, что массовые убийства санкционированы Богом в
Библии
.
Два дня после
президентских выборов в марте 2018 года
в России выразил надежду: «что во время молебна перед
инаугурацией
[президента РФ] будет произнесено именно критическое напутствие — о том, как вернуть в работу власти настоящую нравственность и как разрешить многие кричащие проблемы, до сих пор остающиеся без реального ответа. Будет ли это сделано? Не уверен»
. Также написал: «Проект „Патриарх Кирилл“, по сути, закрыт — по крайней мере, как проект общественно значимый, способный собрать команду соработников, а не челяди и не вечных „соглашателей“. Закрытие проекта произошло не в последнюю очередь усилиями „титульного“ лица. Оно как бы достигло всего, чего хотело — но радости ему это не добавило. Наоборот, скорее умножило скорби — и дальше скорбей, увы, будет больше»
.
Летом 2018 года заявил о недопустимости
повышения пенсионного возраста в России
при существующей продолжительности жизни и ситуации на рынке труда
, выступив за наполнение пенсионного фонда сверхдоходами олигархов
.
Медаль «За укрепление мира и согласия между народами» (Федерации мира и согласия, 2007 год) —
за активное участие в миротворческой, благотворительной деятельности, укрепление мира и взаимопонимания, сотрудничества между народами, за укрепление связей и плодотворное взаимодействие между региональными епархиальными и светскими общественными организациями
;
Орден Российского императорского дома святой Анны II степени
.
Публикации
Статьи
Светильник веры и любви (преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере) //
Журнал Московской Патриархии
. — 1988. — № 1. — С. 48-52.
Святитель, миссионер, мученик (к прославлению в лике святых епископа Моравского и Силезского Горазда) // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 8. — С. 63-65.
Издательское дело в Румынской Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 11. — С. 56-57.
Духовные и парламентские лидеры: диалог во имя будущего // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 2. — С. 47-48.
Кировская епархия // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 2. — С. 32.
Буддисты и христиане — за общий мирный дом // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 3. — С. 50-52.
Церковь и благотворительность (размышления в начале пути) // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 6. — С. 42-44.
В поисках взаимопонимания // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 7. — С. 57-58. (в соавторстве с М. Воскресенским)
Новые формы общения — в действие // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 8. — С. 49-50.
Воспитать добро // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 11. — С. 41-42.
Встречи на выставке // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 4. — С. 52-54.
Молитва и богословский диалог // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 4. — С. 61-62.
Торжества в обители аввы Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 10. — С. 12-14 (в соавторстве с А. Булековым).
Экуменическая молитва в Москве // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 12. — С. 65.
Катехизация через богослужение: неиспользованные возможности. Гл. в сокращении из рукописи: Под сенью Креста //
Церковь и время
. — 1991. — № 1. — С. 77-79.
За здоровый образ жизни // Журнал Московской Патриархии. — 1991. — № 3. — С. 60-61.
«Я не против других конфессий…» // Совесть и свобода : журнал Международной ассоциации религиозной свободы. — М. : Международная ассоциация религиозной свободы, 1992. — 126 с. — С. 65-75
Церковь и мир в решениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1995. — № 5. — С. 9-12.
Ради мира в Церкви и обществе // Журнал Московской Патриархии. — 1997. — № 12. — С. 58-61.
Русская Церковь и новая Европа. РПЦ и совр. общеевропейские процессы — политические, религиозные, культурные // Церковь и время. — 1999. — № 2 (09). — С. 89-102.
Нравственность в Церкви и вне её: Православный взгляд в условиях меняющегося общества // Церковь и время. — 2000. — № 3 (12). — С. 87-100.
Церковь, государство и политический процесс в современной России (1988 — весна 2000 г.) // Исторический вестник. — 2000. — № 7 (11). — С. 23-43.
К вопросу о законодательстве относительно признания имущественных прав религиозных объединений // Приход в Православной церкви : материалы международной богословской конференции. Москва, октябрь 1994 г. — М. : Изд-во Свято-Филаретовской МВПХШ, 2000. — 251 с. — С. 174—180
Закон и церковно-государственные отношения в России // Церковь и время. — 2001. — № 4 (17). — С. 70-80
Человеческое творчество: нравственный и экологический аспект // Церковь и время. — 2002. — № 2 (19). — С. 31-42.
Нравственность в Церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества // Церковь и время. — 2002. — № 1 (18) — С. 42-54
Действовать в сознании ответственности перед Богом, историей и человечеством // Церковь и время. — 2002. — № 3 (20). — С. 39-51
Равенство прав не отменяет права народа выбирать, кого поддерживать, а кого нет (ответы на вопросы) // Можно ли отделить Церковь от жизни? — М. : Даниловский благовестник, 2002. — 64 с. — С. 4-44
Православие и общественный идеал сегодня // Право и безопасность. — 2004. — № 2. — С. 13-17.
Социальное учение Православия в современном обществе // ГражданинЪ. — 2004. — Май/июнь — С. 68-78 (соавторы: еп. Иларион (Алфеев), К. Н. Костюк)
Нравственность в Церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества // Православное учение о человеке: избранные статьи. — М. : Синодальная Богословская Комиссия ; Клин : Христианская жизнь, 2004. — 432 с. — (Богословская наука сегодня). — С. 402—414
Православие и этические вопросы на повестке дня Всемирного совета церквей // Церковь и время. — 2005. — № 3 (32). — С. 71-75
Русская церковь: общественная миссия в непростом контексте // Церковь и время. — 2006. — № 2 (35). — С. 132—136
Пять постулатов православной цивилизации: восточное христианство предлагает свою модель государства и общества // Православная беседа. — 2007. — № 3. — С. 38-45.
Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений // Церковь и время. — 2008. — № 3 (44). — С. 121—144.
Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений // Вестник Российской нации. — 2009. — № 4 (6). — С. 63-81.
Комментарий председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Вс. Чаплина // Вестник Российской нации. — 2009. — № 4 (6). — С. 31-33.
Из выступления протоиерея Всеволода (Чаплина), Председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и обществам // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2010. — № 1. — С. 36-37.
Комментарий к закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Рязанский Церковный Вестник. 2011. — № 1. — С. 40-41
Выступление председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века — COUNTER-TERRORISM. — 2014. — № 1. — С. 15-17.
Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер
. В 1998 году написал повесть «Первая схватка»
. Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net»
. На конвенте писателей-фантастов «
» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике»
(вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»)
. Чаплин откровенно ответил на вопросы журналиста
о своем литературном увлечении и в частности о выборе псевдонима:
— А почему такой псевдоним — Арон Шемайер?
– Как вы знаете, я большой юдофил. Ну вот так вот я его и придумал еще примерно 20 лет назад.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 августа 2010.
18 августа 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 августа 2010.
2 декабря 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 августа 2010.
23 октября 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 20 января 2011.
31 августа 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 мая 2011.
21 января 2018 года.
Александр Воронов, Павел Коробов, Ольга Мордюшенко
от 15 февраля 2011 на
Wayback Machine
// Газета «Коммерсантъ» № 48 (4348) от 20.03.2010, 20 марта 2010.
(неопр.)
Дата обращения: 21 марта 2012.
23 января 2018 года.
(неопр.)
Дата обращения: 6 июля 2012.
23 октября 2011 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 апреля 2015.
1 апреля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 апреля 2015.
9 декабря 2016 года.
Ссылки
(неопр.)
(Карточка персоны).
Деятели Русской Православной Церкви
. Официальный сайт
Московского патриархата
. — Биографическая справка. Дата обращения: 12 января 2014.