Interested Article - Михаил (наречённый митрополит Киевский)

Архимандри́т Михаи́л (в миру Дми́трий , однако наиболее известен под прозвищем Митя́й ; предп. 1330-е , Тешилов 1379 , Константинополь ) — архимандрит московского Спасского монастыря ; наречённый митрополит «Великой Руси» (наместник), составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия», духовник великого князя Дмитрия Донского и старейших бояр . Был близок с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским и его боярами, однако духовенством воспринимался враждебно.

Биография

Дата его рождения достоверно неизвестна. По предположению Макария (Веретенникова) он родился в 1330-е годы. Имя Митяй, с которым он вошёл в историю, являлось уменьшительным от его мирского имени Димитрий . Согласно Никоновской летописи был сыном попа Ивана из Тешилова на Оке, а затем служил священником в Коломне . По-видимому, князь заметил его и приблизил к себе в 1366 году, когда в Коломне праздновал свою свадьбу.

Источники описывают его как выдающуюся по своим физическим и интеллектуальным качествам личность . В течение нескольких лет он был духовником великого князя и старейших бояр, а также печатником (хранителем печати) великого князя, что являлось привилегией не только и не столько церковной, сколько государственной. После смерти святителя Алексия (Бяконта) преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия . Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Михаила и для этого принудил его постричься в монашество и занять архимандрию в придворном Спасском монастыре в 1375—1377 годы.

Михаил становится митрополитом после смерти митрополита Алексия

По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию . Для утверждения сана митрополита Митяй вынужден был совершить поездку в Константинополь , во время которой скончался. По смерти Митяя Никоновская летопись отмечает:

Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше .

Один из его спутников — Пимен , был произведён вместо него в митрополиты, что вызвало недовольство князя — параллельно митрополитом стал Киприан [ источник не указан 2763 дня ] . Архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн , который был в составе делегации, грозился раскрыть обман, но его заковали в оковы и не допустили до патриарха .

В литературе

  • История Митяя легла в основу исторической повести Михаила Казовского «Страшнее смерти» (2004), а также как эпизод вошла в его же исторический роман «Страсти по Феофану» (2005).
  • Существует также произведение Г. М. Прохорова «Повесть о Митяе» (М.,1978).
  • История Митяя описана в исторической трилогии Дмитрия Балашова «Святая Русь». В числе прочего в ней рассматривается версия, что Митяй умер не своей смертью, а был убит в результате заговора.
  • Один из персонажей романа М. Рапова «Зори над Русью».
  • Также Митяй упомянут в историческом романе Сергея Бородина «Дмитрий Донской».
  • О Митяе рассказывается также и в романах В. Кожевникова «Забытый».

Примечания

  1. Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь книжников и книжности Древней Руси > М (Макарий… — Мученичество Арефы) > . Дата обращения: 23 ноября 2008. Архивировано из 25 мая 2011 года.
  2. , с. 420.
  3. , с. 375.
  4. (недоступная ссылка)
  5. Спасо-Преображенский монастырь на бору // . — М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5 .
  6. runivers.ru . Дата обращения: 7 февраля 2022. 28 сентября 2021 года.
  7. Ульянов О. Г. от 5 марта 2010 на Wayback Machine // Право в средневековом мире. 2009: Сборник статей. — М.: ИВИ РАН, 2009. — С. 188—209
  8. перевод: «иные говорили о Митяе, что задушили его, иные же говорили, что морскою водой уморили его, потому что епископы все и архимандриты и игумены и священники и иноки и все бояре и люди не хотели Митяя видеть в митрополитах; но один князь великий хотел» Никоновская летопись. IV. 76
  9. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 285.

Литература

  • Прохоров Г. М. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976 . — Т. XXX. — С. 238—254.
  • Прохоров Г. М. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2: Л-Я / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, 1989. — 528 с.
  • Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы : Повесть о Митяе. — 2. изд., испр. и доп. — СПб. : Алетейя, 2000. — 477 с. — (Византийская библиотека : Серия. Исследования). — ISBN 5-89329-244-8
  • Макарий (Веретенников) , архим. Архимандрит Михаил (+ 1379) — кандидат на Русскую митрополию // Митрополиты Древней Руси (X-XVI века). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — С. 419—427. — 1256 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-7533-1099-6 .
  • Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 609-613. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-052-3 .
  • Петрушко В. И. Очерки по истории Русской церкви с древнейших времён до середины XV в. — М. : Издательство ПСТГУ, 2019. — С. 368, 374—384. — 512 с. — ISBN 978-5-7429-1173-9 .
  • Красноперов Д. В., иерей // Церковный историк. 2023. — № 2 (12). — С. 25-34.
Источник —

Same as Михаил (наречённый митрополит Киевский)