Interested Article - Армянский обряд

Армянская церковь в Амстердаме , 1783 год

Армя́нский обря́д — один из восточных литургических обрядов . Используется Армянской апостольской церковью и Армянской католической церковью .

История

Армянский обряд развился в древности в Армении после принятия страной христианства. В своих основных чертах обряд сложился на протяжении IV и V веков . Первоначальной основой обряда были сирийские и греческие традиции, однако армянское богослужение быстро приобрело свою специфику, чему способствовал переход на национальный язык , который в V веке получил свою письменность , а также определённый изоляционизм Армянской церкви в первые века своего существования.

В V— VII веках на армянскую литургию ощутимо сильно повлияло греческое иерусалимское богослужение, что объясняется в том числе и присутствием армянской диаспоры в Иерусалиме . В период IX XIII веков армянский обряд испытал влияние византийского богослужения Константинопольского патриархата . В средневековый период , начиная с эпохи крестовых походов , в него проник ряд элементов латинского обряда .

После образования в Средневековье восточнокатолической армянской церкви она также использовала в богослужении армянский обряд, но подвергшийся определённой латинизации. В XIX веке в этой церкви возобладала противоположная тенденция на очищение армяно-католического богослужения от латинских заимствований. К концу XX века в богослужении Армянской апостольской и Армянской католической церквей практически исчезли расхождения . Армянский обряд выделяется среди прочих христианских литургических обрядов тем, что на протяжении всей истории своего существования использовался только в рамках одной национально-культурной традиции.

Литургия

Фрагмент армянской литургии

Литургия армянского обряда сильно менялась на протяжении истории. С V века основной литургией армянской церкви была литургия Григория Просветителя , видоизменённый вариант византийской литургии Василия Великого . Несмотря на это в церкви существовало определённое литургическое разнообразие, употреблялись в богослужении и другие анафоры . В X веке на армянский язык была переведена литургия Василия Великого в уже развитой константинопольской форме, в XIII веке литургия Иоанна Златоуста . В этот же период на армянский были переведены и две анафоры западно-сирийского типа . Однако, начиная с X века, главной (а начиная с XIII века практически единственной) литургией армянской церкви становится литургия Афанасия Великого , которая отличалась от древней литургии Григория Просветителя сильным византийским влиянием. Термин «литургия Григория Просветителя» по традиции продолжает иногда применяться по отношению к современной литургии армянского обряда, несмотря на то, что современная литургия сильно отличается от изначальной, созданной в IV веке . К заимствованиям из византийского обряда относятся тайные молитвы (особенно антифонные ) и такие элементы, как просительная ектения , гимн « Единородный Сыне », Великий вход и Херувимская песнь . Влияние латинского обряда сказалось в практике ветхозаветных чтений, местоположении Символа веры и включении латинской молитвы в конец Литургии оглашенных .

Богослужебный язык армянского обряда — грабар . Среди характерных особенностей армянского обряда — использование в таинстве Евхаристии неразбавленного вина (армянский — единственный из христианских обрядов, использующий неразбавленное вино) и опресноков в качестве литургического хлеба. Служение на опресноках является не латинским заимствованием, но изначальной традицией. В отличие от мелких латинских опресноков — гостий , в литургии Армянской церкви используется один крупный опреснок с отпечатанным изображением Распятия. Как и в других Древневосточных церквях, в литургии армянского обряда Трисвятое «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» поётся с прибавлением, относящимся к празднуемому событию. Так на воскресной литургии Трисвятое обычно поётся как «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых , помилуй нас».

Одеяния священников и литургические одежды очень близки к византийским. Священник на литургии обязательно надевает митру , подобную греческой, а епископ — аналогичную латинской. Особый предмет литургического облачения — сандалии, которые снимаются на период Евхаристического канона и причащения. Богослужение может сопровождаться звучанием органа и рипид с бубенцами.

При совершении крестного знамения в армянском обряде используется троеперстное сложение , а порядок совершения знамения такой — правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала ко лбу, произнося: «Во имя Отца», затем — чуть ниже груди со словами: «и Сына», далее — к левой стороне груди: «и Духа», и — к правой стороне груди, со словами: «Святого». После этого ладонь прикладывается к груди и произносится: «Аминь!».

Богослужебные книги

В армянском обряде используются следующие богослужебные книги :

Маштоц дзернадрут’ян ( арм. Մաշտոց ձեռնադրութեան ) — требник епископа, состоит из последований хиротоний, дополняя Маштоц.
  • Шаракан ( арм. Շարական ) — сборник гимнов (шараканов).
  • Айсмавурк ' ( арм. Յայսմավուրք ) — включает в себя краткие жития святых и поучения на праздники.
  • Тонацуйц ( арм. Տոնացույց ) — перечень праздников с чтениями и уставными указаниями (аналогичен типикону ).

Календарь

Церковь св. Гаяне. Эчмиадзин

В армянском обряде существует установленный Григорием Просветителем пятидневный Передовой пост, начинающийся за три недели до Великого поста .

Армянская апостольская церковь отмечает Рождество Христово и Крещение Господне 6 января в один день под общим названием Богоявление . Армянская католическая церковь , как и Римско-католическая церковь, 6 января празднует Богоявление , Рождество же празднует отдельно — 25 декабря .

Богослужение суточного круга состоит из 9 канонических часов (последований), но в современной практике обычно служатся далеко не все часы. Полунощница и утреня , как правило, соединяются.

Устройство храма

Армянские храмы обладают рядом особенностей. Пространство храма разделяется на три разновеликие части. В основной, нижней части храма располагаются верующие. Далее, на ступеньку выше основного пространства храма, идет солея . Далее, на высоком алтаре располагается Престол . Справа от Престола (слева со стороны верующих) в стене алтарной апсиды находится ниша для чаши с Дарами, которые выносятся на Престол во время литургии.

Алтарь с Престолом отделяется от остальной части храма занавесом, который открывается и закрывается соответственно чину богослужения . В отличие от византийского обряда, где алтарь закрыт иконостасом, армянская литургия проходит открыто. Только в Великий пост Литургия служится при закрытом занавесе.

Примечания

  1. Желтов М. С., Никитин С. И., Акопян Л. О. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 356-374. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  2. «Армянский обряд» // Католическая энциклопедия . Т.1. М.:2002. Ст. 358—359
  3. от 29 января 2019 на Wayback Machine // Библиотека Якова Кротова

Литература

Источник —

Same as Армянский обряд