Вознесение Исайи
- 1 year ago
- 0
- 0
Вознесение — в религиях означает взятие человека — при жизни в теле — на небо (рассматриваемое как обитель Бога, богов и духов). Каждая из трёх важнейших религиозных эпох в Ветхозаветной и Новозаветной истории была ознаменована чудесным случаем переселения на небо :
Вознесение немногих избранных совершалось либо навсегда, вместо смерти , либо для получения Откровения и возвращения обратно на землю. Вознесение Еноха и Илии принадлежало к первой категории.
Среди вавилонян и народов античного мира была распространена вера, что Божество допускает, чтобы исключительно благочестивые люди, проведшие безупречную жизнь, покидали мир, не испытав смерти. Вавилонские легенды рассказывают ο (аналоге библейского Ноя у халдеев ), что он был взят на небо, потому что обрёл милость y Господа Бога , и об Этана-Гильгамеше , возносящемся на орле к небесам, « откуда земля кажется подобной холму, a море подобным чаше с водой » . Кроме двух названных, древнееврейские рассказы упоминают и других лиц, не вкусивших смерти. Апокрифическая, равно как агадическая литература причисляют к этой категории Варуха , наряду с Ездрой и Моисеем , несмотря на то, что смерть последнего определённо упоминается в Ветхом Завете.
В агадической литературе упоминаются следующие лица, взятые на небо: Енох, Илия, Элиезер , слуга Авраама (Элиезер из Дамаска); Авдемелех , эфиоп-раб Седекии, освободивший от смерти Иеремию ( Иер. ); Хирам из Тира , строитель Соломонова храма; Явис ( 1Пар. ), , дочь Ашера; Бифья , дочь фараона и приёмная мать Моисея ( 1Пар. ); а в позднейшее время — аморай Иошуа бен-Леви и внук Иегуды Ганаси , имя которого не упоминается .
По мнению агадистов, все эти лица переносились и находились в раю , который в позднейшее время предполагался на небе ; поэтому Ветхий Завет вполне правильно сообщает, что Илия вознёсся на небо. Однако не все талмудисты разделяли эту веру; например, таннай рабби Иосе заявлял, что никогда Божественное величие ( Шхина ) не спускалось на землю и никогда Моисей и Илия не возносились на небо.
Кроме указанных, были другие люди, которые временно восходили на небо и затем снова возвращались на землю. Библейский прототип последних — Моисей , который восходил к Богу, чтобы получить Тору ; позднейшие легенды также знают ряд благочестивых людей, подобно Моисею получивших на небе наставления и откровения, ο которых говорится в апокрифических книгах, « Апокалипсисе Авраама », « Авраамовом завете » и « Апокалипсисе Варуха ».
В библейские времена некоторые лица получали Откровения в раю. В Талмуде рассказывается ο четырёх мудрецах, находившихся в раю . Хотя большинство комментаторов, начиная с гаона (ум. 1034), толкуют слово др.-евр. פרדם (буквально «сад») аллегорически в смысле «сад премудрости», выражение «נכננסו לפרדס» (войти в рай), вполне соответствующее фразе «נכנסו לגן עדן» (вошли в сад Эдена), — означает скорее то, что четыре человека — Элиша бен-Абуя (I—II вв.), рабби Акива (ум. в 137 году), Шимон бен Аззай (первая треть II века) и (начало II века) — действительно были в небесном раю.
Позднейшие мидраши упоминают вознесение танная I и II веков (из 3-го таннаитского поколения) Исмаила бен-Элиша , бывшего одним из десяти мучеников в период Адриановых гонений. Он, рабби Акива и его учитель Нехунья бен-Гакана были известны среди мистиков гаонейского периода под именем «Триумвирата» (едущих на небесной колеснице).
говорит, что в ту эпоху некоторые мистики умели путем различных приемов впадать в состояние самогипноза , в котором они уверяли, что видели небо разверстым и созерцали его тайны. Верили, что только тот в состоянии предпринять путь Меркава , кто обладает знанием религии, точно исполняет все заповеди и предписания и вообще старается вести сверхчеловечески чистую жизнь . Это традиционно считалось предметом изучения, и, таким образом, менее совершенные люди старались постом и молитвой освободить свои чувства от впечатлений внешнего мира, и им удавалось впадать в состояние экстаза , в котором они рассказывали ο своих небесных видениях .
Более новой формой этого рода вознесений являлись «עלית נשמה» (вознесения души) хасидов . Основатель хасидизма, Израиль Баал Шем-Тов , говорил ο своём вознесении. Ещё более определённо это выражалось y позднейших представителей этого религиозного течения в иудаизме: в состоянии экстаза они верили, a по мнению других, притворялись верующими, что были вознесены на небеса.