Interested Article - Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины


История

Появление братских лютеранских церквей на Украине

Среди немцев , живших в Российской империи сложилось два основных течения церковные и братские лютеране .

Основу церковных лютеран составляли жители больших городов, таких как Санкт-Петербург , Москва , Одесса , Киев и др. В основном это представители средних и высших слоёв населения. В этой среде основную роль играла теологическая подготовка пастора , богатая литургическая жизнь и правильное обустройство церковной жизни.

В сельской местности существовало множество немецких колоний, не имевших собственного рукоположённого пастора. В условиях, когда пастор навещал общину лишь несколько раз в год для совершения таинств Крещения , Причастия , а также обряда конфирмации , колонисты самостоятельно обустраивали свою церковную жизнь. Такие общины получили название братских, так как управлялись непосредственно советами братьев прихода.

Большинство этих колонистов являлись потомками немецких поселенцев XVIII века , приглашённых Екатериной II для колонизации малонаселённых территорий юга Российской империи, а также более поздних переселенцев начала XIX века . Немецкие колонии располагались на Южной Украине , Поволжье , Северном Кавказе и других территориях. По религиозному составу это были лютеране и реформаты пиетистского направления , а также меннониты .

Эдуард Вюст

Пиетистские группы лютеран и реформатов формально входили в состав Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи , но вели фактически независимую церковную жизнь. Воскресные богослужения были лишены пышной литургии и состояли из пения гимнов , проповеди , которую читали взрослые мужчины («братья») и молитвы . Кроме этого община собиралась для «Библейского часа», на котором проводились изучения Священного писания . Эти собрания получили название «штунда» от немецкого слова «час».

Деятельность лютеранского пастора Эдуарда Вюста и реформатского пастора привела к духовному подъёму среди населения немецких колоний, результатом которых стало присоединение к «Библейским часам» нескольких украинских крестьян. Несмотря на то, что им было рекомендовано оставаться в лоне Православной церкви , эти крестьяне были крещены по вере и положили начало штундистскому движению на Украине, которое стало предтечей союза Евангельских христиан-баптистов .

Тем не менее значительная часть братских общин продолжала оставаться в лоне Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи и её преемнице Евангелическо-лютеранской церкви СССР до её ликвидации в 1930-х годах.

Братские лютеранские церкви в депортации

В 1926 году в СССР начались масштабные репрессии против лютеранской церкви. К 1937 году на территории СССР не осталось ни одного лютеранского пастора: они либо были вынуждены эмигрировать, либо были репрессированы . Единственная теологическая школа в Российской империи, Дерптский университет , оказалась на территории Эстонии . Все церковные здания были национализированы и отданы под другие нужды. В этих условиях «церковные» лютеранские общины фактически прекратили своё существование. Окончательно они были ликвидированы после депортации немцев 1941 года .

Братские общины также подвергались репрессиям до Второй мировой войны и понесли на себе всю тяжесть депортации. Но хранимый ими уклад церковной жизни позволил возродить церкви, так как не требовал обязательного присутствия квалифицированных пасторов и специальных церковных зданий . 1941—1955 года прошли в условиях отсутствия любой христианской литературы и даже Библий . В этот период многие братья были также репрессированы и в церквях остались только женщины и дети, которые продолжали тайно собираться по домам. В 1960-х годах положение новых братских общин улучшилось, хотя они не получили государственной регистрации. До 1989 г . существовали общины насчитывающие до 1000 человек.

В изгнании братские общины сохранили свой уклад. Богослужения так же проходили без формальной литургии. Лектор Евангелическо-лютеранской общины в Болниси , Грузия , Хайке Вальтер описывает церковные служения братских общин так:

Налицо порядок рассаживания. Согласно этому порядку, во время богослужения и на молитвенных часах мужчины и женщины сидят отдельно. Даже на кладбищах супруги похоронены отдельно друг от друга. Для молитвенного часа присуща его своеобразная форма. Открытая лишь на собрании в определённом месте Библия истолковывается тремя братьями без подготовки, «как Дух давал им провещевать» ( Деяния 2, 4). По возможности на проповедь приглашаются братья и из других общин или гости. Особенностью является способ молитвы. Во время церемонии вся община стоит на коленях и читает молитвы вполголоса. При этом каждый произносит свою собственную молитву. В завершении молитвенного часа обсуждаются важные для общины вопросы. Зачастую собрание длится от трёх до четырёх часов.

Вестник/Der Bote. № 3, 1997. С. 27

Ещё одной особенностью братских общин являлось бережное отношение к немецкому языку и культуре. Большая часть служения проходила не немецком языке. Закрытость общин, прозелитизм со стороны других конфессий и другие факторы привели к тому, что часть членов братских общин пополнила церкви баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня. В то же время братские лютеранские общины оставались этнически немецкими.

После начала перестройки лютеранам разрешили регистрировать общины. Но, в отличие от других протестантских конфессий, братские общины практически не росли. Это объясняется политикой культурной изоляции и ростом эмиграции в Германию.

Часть членов братских общин в конце 1980-х начале 1990-х годов переселилась на Украину и в другие регионы Европейской части СССР. Там они принимали активное участие в возрождении лютеранства, уничтоженного в результате репрессий. Но к началу 2000-х годов бывшие члены братских общин, в основном, эмигрировали в Германию.

Большинство братских общин стали частью региональных церквей Евангелическо-лютеранской церкви России и других государств ( ЕЛКРАС ). Часть предпочла остаться независимыми или присоединиться к консервативным Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии , Сибирской евангелическо-лютеранской церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания .

В Германии последователи братского лютеранства редко вливались в существующие общины, предпочитая основывать новые. Часть из них входит в состав Евангелической церкви Германии , часть нет. Братские лютеране недовольны богословским либерализмом в земельных церквях, ординацией женщин в пасторское служение и лояльным отношением к гомосексуализму . В Германии насчитывается более 350 братских общин с несколькими десятками тысяч членов. Эмигранты поддерживают церкви оставшихся в бывшем СССР братьев по вере.

Возрождение лютеранства на Украине и образование СЕЛЦУ

Виктор Грефенштейн

В 1992 году при поддержке Союза Мартина Лютера началось возрождение структуры лютеранской церкви на Украине. Лютеранские общины Киева, Одессы, Львова и Днепра приняли решение о создании Немецкой евангелическо-лютеранской церкви (НЕЛЦУ). Первым президентом синода стал Юрий Шеффер, а суперинтендентом Виктор Грефенштейн, выходец из братской лютеранской общины в г. Талдыкорган , Казахстан . НЕЛЦУ вошла в состав Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛКРАС) на правах автономной церкви . К 1995 году к НЕЛЦУ присоединились ещё 22 общины. В церквях проходили массовые крещения и конфирмации , но также активно проходил процесс эмиграции членов НЕЛЦУ в Германию.

Архиепископ ЕЛКРАС Георг Кречмар настаивал на введении женской ординации на Украине . Это стало причиной конфликта с суперинтендентом Виктором Грефенштейном. В 1996 году Грефенштейн заявил о выходе из состава ЕЛКРАС и сложил с себя полномочия суперинтендента. За ним последовала части общин Одессы, Николаева и Ялты, позже зарегистрированные как Братские евангелическо-лютеранские церкви. Совместно с другими общинами братской традиции они образовали Объединение братских евангелическо-лютеранских церквей Украины. К 2004 году в составе объединения насчитывалось 10 общин.

В 2006 году объединение было переименовано в Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины. Лидер церкви стал официально называться епископом , и им был снова избран Виктор Грефенштейн.

Несмотря на сильное влияние традиции братских общин СЕЛЦУ является конфессиональной лютеранской церковью. Синод принимает Книгу Согласия как доктринальный стандарт, что нетипично для пиетизма. Обучение в семинарии СЕЛЦУ «Согласие» проходит под руководством представителей Лютеранской церкви — Канада . Кроме того в СЕЛЦУ действует институт рукоположённых пасторов и проповедников . Существует рекомендованная литургия , но общины сохраняют свободу в литургической жизни. В СЕЛЦУ установлена конгрегационалистская система управления : епископ не имеет епископского рукоположения , все церкви Синода являются автономными.

Современное состояние

География

Общины СЕЛЦУ находятся в городах Одессе , Николаеве , Днепре , Новой Каховке , Ялте , Красноперекопске , Армянске , пгт. Первомайское и Саврань , а также сёлах Кагарлык , Островка Одесской области и с. Очеретня Николаевской области . Миссионерская работа ведётся в Симферополе , Гурзуфе и других населённых пунктах Украины.

Семинария

Подготовка пасторов для общин Синода проходит в семинарии «Согласие», которая находится в селе Усатово , Одесской области. Семинария создана в 1990-е годы при поддержке Лютеранской церкви — Канада . Ректор семинарии — доктор Норман Трайнен (ЛЦ-К).

Здание семинарии построено и освящено в 2010 году.

Партнёрские отношения

СЕЛЦУ не имеет формального единства алтаря и кафедры с другими церквями, но активно сотрудничает с Лютеранской церковью — Канада. ЛЦ-К организационно и финансово поддерживает семинарию «Согласие», молодёжную организацию «Альфа и Омега» в г. Днепр, а также другие проекты Синода. Некоторые общины СЕЛЦУ имеют партнёрские отношения с миссией Евангелическо-лютеранских братских общин «Силоах», базирующейся в Германии. Миссия оказывает церквям гуманитарную помощь, поддерживает миссионерские и социальные проекты.

Церковь в Одессе и миссия в Симферополе поддерживают партнёрские отношения с Содружеством студентов-христиан Украины .

Епископ

Виктор Грефенштейн (1996—2014)

Александр Юрченко (2014 — …)

Вице-епископ

Алексей Навроцкий (2006—2014)

Олег Шевченко (2014- — …)

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 августа 2013. 16 мая 2011 года.
  2. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 5 ноября 2013 года.
  3. . Дата обращения: 24 августа 2013. 3 января 2013 года.
  4. . Дата обращения: 24 августа 2013. 29 июля 2012 года.
  5. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 22 августа 2013 года.
  6. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 19 декабря 2013 года.
  7. . Дата обращения: 17 декабря 2011. 27 октября 2011 года.
  8. . Дата обращения: 24 августа 2013. 31 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 24 августа 2013. 31 января 2020 года.
  10. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 24 августа 2013. 2 апреля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  13. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 11 июня 2011 года.
  14. (недоступная ссылка)
  15. . Дата обращения: 24 января 2015. 28 января 2015 года.
Источник —

Same as Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины