Церковь Норвегии
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Норве́гии ( букмол Den norske kirke , нюнорск Den norske kyrkja ) — одна из лютеранских церквей, официальная церковь Норвегии . До 1969 года называлась «государственной церковью» ( норв. statskirken ). До реформы 2012 года главой церкви официально являлся король Норвегии , а управление ею осуществляло Министерство культуры ( букмол Kulturdepartementet ; до 2010 года носило другие названия: в частности, в 1991—1992 годах — Министерство церкви и культуры, букмол Kirke- og kulturdepartementet ).
С 21 мая 2012 года отделена от государства , получив автономию в догматических вопросах, управлении имуществом и поставлении клира. При этом клир церкви сохранил статус государственных служащих, а стортинг — право контроля бюджетных вопросов церкви. Кроме того, высшим управляющим органом осталось Министерство по вопросам правительственного управления, реформ и церковным делам. С 1 января 2017 года в результате ещё одной реформы Церковь Норвегии стала независимым и никак не связанным с государством учреждением. В соответствии с Конституцией Норвегии , имеет статус «национальной церкви» ( folkekirke ) .
Церковь Норвегии принадлежит к числу лютеранских церквей, и основой своей веры считает исключительно Библию . Кроме того, Церковь Норвегии признаёт основополагающими следующие писания:
Церковь Норвегии придерживается лютеранского учения, согласно которому Библия рассказывает о требованиях и дарах Бога, или о Законе и Евангелии. На практике это означает, что Ветхий Завет представляет собой рассказ о Божьем законе, нарушение которого человек искупает жертвоприношением , в то время как в Новом Завете говорится об искуплении человеческих грехов крестной смертью Иисуса Христа .
Как и другие ветви христианства, лютеранская церковь признает, что приход Иисуса стал исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии .
Основой лютеранского богословия, и тем самым богословия Церкви Норвегии, является тезис о том, что спасение осуществляется исключительно верой . Этот вопрос стал одной из причин разрыва лютеранства с Римско-католической церковью . Согласно учению Церкви Норвегии, человек не может быть спасён своими действиями или своей праведностью, но только верой в Иисуса как Спасителя.
К числу таинств в Церкви Норвегии относятся крещение и причастие . При этом практикуются и другие обряды, которые считаются таинствами в других церквях, как, к примеру, рукоположение . Церковь Норвегии принимает доктрину (сосуществления).
Крещение считается очищением от всех грехов, и крещаемый входит в церковь, становясь Божьим сыном. Обряд крещения включает поливание водой. В Церкви Норвегии практикуется крещение детей, а также некрещёных взрослых.
Согласно лютеранскому учению, в таинстве причастия Иисус Христос присутствует в хлебе и вине, но при этом хлеб и вино с точки зрения субстанции не перестают быть таковыми ( , или сосуществление), в отличие от католичества, где принята доктрина транссубстанциации (пресуществления), согласно которой хлеб и вино с точки зрения субстанции становятся телом и кровью Христа. Причастие является отпущением грехов и даёт силы для продолжения христианской жизни. Церковь Норвегии допускает причащение людей, входящих в другие религиозные общины.
Богослужение ( норв. gudstjeneste , или høymesse ) является центральным событием в жизни прихода. В Норвегии оно обыкновенно происходит в 11:00 по воскресеньям, но в ряде случаев проводятся дополнительные богослужения и/или богослужения в иное время. Если один приходской священник обслуживает несколько церквей, в некоторых церквях богослужение в воскресенье может не проводиться. Крещение, причастие и конфирмация (миропомазание) проводятся в рамках обычной службы, но для других обрядов (например, отпевание или венчание ) существуют специальные процедуры. В большинстве приходов руководствуются «Литургической книгой Церкви Норвегии» ( норв. Gudstjenestebok for den norske kirke ), однако в некоторых приходах проводятся эксперименты с другими типами богослужений или более свободной формы. На 2010 год запланирован пересмотр порядка богослужения.
Порядок литургии основан на католической мессе и тем самым в своей основе мало отличается от порядка богослужения в других церквях.
Стандартное богослужение устроено следующим образом :
Если в ходе литургии необходимо совершить крещение, оно обычно происходит после Gloria или евхаристических молитв, но возможны и другие варианты.
В ходе обряда конфирмации церковь молится за человека, принимающего миропомазание . Его смысл заключается в подтверждении ( лат. confirmatio ) крещения — Бог подтверждает обещание, данное человеку в таинстве крещения. Протестанты отрицают католическое и православное понимание конфирмации как таинства, но сохраняют его как необходимую ступень подготовки к причастию, хотя сейчас верные могут приступать к причастию, даже если они не проходили конфирмации. В 1736 году конфирмация стала обязательной для всех граждан Норвегии, и такой порядок сохранялся долгое время. Конфирмация играет также важную роль в процессе катехизации : поскольку Церковь Норвегии практикует крещение младенцев, обучение основам веры происходит уже после крещения, обычно как раз перед конфирмацией. С 1978 года период катехизации перед конфирмацией длится обычно восемь месяцев.
В отличие от католичества и православия, в лютеранстве принимать исповедь отпускать грехи кающемуся может не только священник, но любой верный. Сам Мартин Лютер считал, что исповедь важна как способ осознания своих грехов и в то же время осуществления пастырских обязанностей. В Церкви Норвегии существует обряд исповеди, который в последние годы набирает популярность. Обычно исповедь происходит в кабинете священника или в доме исповедующегося, а в ряде приходов возможна установка конфессионалов . Особенно важную роль играет исповедь в лестадианстве , распространённом на севере Норвегии (в Тромсе и Финнмарке ). Лестадиане обычно исповедуются тому из верных, кому они более всего доверяют, необязательно священнику.
Согласно лютеранскому учению, брак является вопросом в первую очередь гражданским, однако он подтверждается в рамках специальной церковной церемонии. Существует также специальный обряд молитвы за супругов, ранее вступивших в брак с помощью гражданской церемонии.
Ранее Церковь Норвегии считала брак нерасторжимым, но в течение XX века эта позиция сменилась, и сейчас большинство священников признают право на развод. Согласно норвежскому закону о браке, если священник не признает права разведённых на брак, он может отказаться проводить такую церемонию.
Церковь Норвегии может проводить обряд венчания, даже если лишь один из супругов входит в её состав, однако священник может отказать в проведении такого венчания.
С 1992 года велись значительные споры о роли гомосексуалов в церкви, в частности о возможности церковного признания однополых браков . В 2007 году Церковный совет оставил этот вопрос на усмотрение епископов , а 11 апреля 2016 года синод церкви Норвегии принял решение о возможности церковного сочетания однополых пар (решение принято большинством голосов — 88 из 115 человек). «The Local» сообщила, что «уже 4200 человек покинули лоно церкви с начала 2016 года… Большинство верующих покинули церковь в апреле» .
Ординация, или рукоположение священников, происходит в рамках процедуры благословения, подтверждающей, что человек достоин получения этого сана и владеет необходимыми знаниями и навыками. Посвящение в сан епископа происходит в рамках специальной церемонии. Посвящение в диаконы , катехеты и канторы называется по-норвежски иным словом ( норв. vigsel ), но разница между таким посвящением и ординацией является традиционной и в рамках Норвежской церкви не имеет богословского значения. Иными словами, в рамках прихода важнейшей является разница между служениями, для которых необходима ординация или посвящение (священник, катехет, диакон, кантор), и такими, для которых ничего подобного не требуется ( министранты и т. п.).
В Церкви Норвегии допускается ординация женщин (с 1961 года ), в том числе в епископы.
Церковь Норвегии является епикопально-синодальной церковью и разделена на 11 епископств ( Bispedømm ) (ранее епархий, Stift ), епископства — на приходы ( sokn ).
Диоцез | Кафедра | Фюльке | Примечания |
---|---|---|---|
Осло | Осло | Осло, коммуны Аскер и Берум ( фюльке Акерсхус ) | Епископ Осло отвечает также за приходы для глухих и армейские приходы (корпус капелланов) |
Борг | Фредрикстад | Акерсхус (за исключением Аскера и Бэрума), Эстфолл | |
Хамар | Хамар | Оппланн , Хедмарк | |
Тунсберг | Тёнсберг | Бускеруд , Вестфолл | |
Агдер и Телемарк | Кристиансанн | Вест-Агдер , Телемарк , Эуст-Агдер | |
Ставангер | Ставангер | Ругаланн | |
Бьёргвин | Берген | Согн-ог-Фьюране , Хордаланн | Епископ Бьёргвина также отвечает за работу Церкви Норвегии за границей («Церкви моряков») |
Мёре | Молде | Мёре-ог-Ромсдал | |
Нидарос | Тронхейм | Нур-Трёнделаг , Сёр-Трёнделаг | |
Сёр-Холугаланн | Будё | Нурланн | |
Нур-Холугаланн | Тромсё | Тромс , Финнмарк , Шпицберген |
Церковь Норвегии является автономной лютеранской церковью, однако участвует в работе следующих организаций:
Церковь Норвегии отделена от государства с 21 мая 2012, согласно конституционной поправке принятой Парламентом Норвегии. В последние годы широко обсуждается вопрос о различии церкви и государства, и было подготовлено несколько докладов на эту тему. Последним был доклад комиссии под руководством политика Коре Йённеса, представленный в январе 2006 года. Большинство авторов доклада рекомендует изменить существующее положение дел. В 2006 году доклад комиссии Йённеса был рассмотрен несколькими тысячами ведомств в рамках подготовки правительственного доклада Стортингу . Первоначально правительство должно было представить новую политику в декабре 2007 года, но в реальности это случилось лишь в апреле 2008 года.
Доклад правительства был принят всеми семью партиями, представленными в Стортинге. Доклад предполагает предоставление церкви большей внутренней автономии, в частности права назначения епископов. Это требует, в частности, укрепления внутренней демократии и увеличения явки на выборах на церковные должности. Предполагается, что церковь может быть окончательно отделена от государства только в 2020 году . План переходного периода 2012—2020 годов опубликован на официальном веб-сайте церкви Норвегии .
Передача полномочий от государства к самой церкви началась уже в 1920-х годах. Создавалось все больше комиссий и советов, отвечавших за различные аспекты церковной деятельности. В ряде важных сфер, таких как литургия и вероучение, церковь уже достигла полной самостоятельности. В то же время за назначение епископов и священников формально отвечает король, а за церковное законодательство — Стортинг.
Ответственность за поддержание церковных зданий в надлежащем состоянии и оплату труда священников лежит на государстве и на местных властях , на 2/3 церковь финансируется напрямую из местных бюджетов (уровня коммун) , но многие приходы сами выплачивают зарплату сотрудникам, нанятым сверх штата, часто за счёт пожертвований прихожан.
Реформация в Дании и Норвегии произошла в 1536—1537 годах, когда лютеранство принял король Кристиан III . В 1537 году он сделал его государственной религией в своём королевстве.
Католических епископов сменили лютеранские суперинтенденты , и довольно скоро официальная церковь стала лютеранской. Среди населения новая религия прививалась не так быстро. «Народной верой» лютеранство стало лишь к концу XVI века.
Ко времени Реформации более половины всех норвежских земель принадлежало церкви. Она вся отошла государству, а позже большая её часть была продана богатым гражданам. Церковь в Дании и Норвегии порвала с Римом и стала национальной церковью во главе с королём. Первый закон, так называемый «Церковный ордонанс» был принят в 1537 году. Он предусматривает разделение полномочий церкви и короля: церковь свидетельствует о слове Божием и отправляет таинства, а король определяет рамки, в которых это происходит. Принятие законов, регулирующих церковную деятельность, относится к сфере компетенции короля: это положение дел сохранилось в норвежском законодательстве до сих пор.
После Реформации власть над церковью постепенно переходила в руки короля. В 1660 году в датско-норвежском государстве была установлена абсолютная монархия , и в течение двух сотен лет после этого руководство церковью осуществлялось государственными органами, а за назначение священников и епископов отвечал непосредственно король. Согласно конституции 1814 года евангелическо-лютеранское вероисповедание стало государственной религией Норвегии, которой оно остаётся по сей день.
Шведско-норвежская уния не оказала значительного влияния на развитие Церкви Норвегии. В XIX веке набрали силу реформаторские движения. Было также создано министерство по церковным делам, в то же время выросло влияние епископа Осло.
Важную роль в реформе церкви играл вопрос об участии мирян в церковной жизни. В частности, в 1873 году были разрешены приходские собрания, тогда же прошли первые неофициальные встречи с участием представителей всех епархий.
Во время Второй мировой войны церковь была временно отделена от государства. Законное правительство Норвегии находилось в изгнании в Великобритании. Церковь выступала против нацизма . В 1942 году, когда от неё потребовали провести торжественное богослужение в Нидаросском соборе по случаю вступления Видкуна Квислинга в должность министра-президента , епископы во главе с главой епархии Осло выступили с посланием «Основа церкви», в котором отказались от своих государственных должностей. В результате все епископы и часть священников Церкви Норвегии были интернированы до конца войны. Около 90 % всех священников последовали примеру епископов и порвали с государственной властью, однако продолжали совершать таинства и церковные обряды. В результате посещаемость церквей значительно выросла, кроме тех приходов, где священники выступили на стороне коллаборационистов.
Важную роль в церковном сопротивлении ( норв. ) сыграл епископ Осло Эйвинд Бергграв. В так называемый «церковный фронт» ( норв. Kirkefronten ) входили представители мирян и « свободных церквей » ( норв. Frikirker ; протестантских деноминаций, не входящих в Церковь Норвегии). Важную роль в этом движении сыграли профессор богословия и миссионер и проповедник .