Interested Article - Протестантский хорал

Протеста́нтский хора́л ( нем. das protestantische Kirchenlied , буквально — протестантская церковная песня), часто сокращённо хорал ( нем. Choral ) — 1) одноголосная церковная песня в протестантском богослужении; в России, как правило, подразумевается церковная песня лютеран , на немецком языке ; 2) многоголосная (в типичном случае четырёхголосная) обработка (одноголосной) церковной песни в моноритмической фактуре .

Термин

В Германии (а оттуда и в России) словосочетание «протестантский хорал» часто заменяют одним словом «хорал», если из контекста ясно, что речь идет о церковной музыке протестантов . Именно в таком смысле понимается «хорал» в музыкальных терминах «хоральная обработка» ( нем. Choralbearbeitung ) и «хоральная прелюдия» ( нем. Choralvorspiel ) — подразумевается многоголосная обработка одноголосной церковной песни протестантов для органа и других клавишных инструментов — импровизационного характера, часто полифонического склада.

Словом «хорал» ( нем. Choral , итал. Corale ) немецкие композиторы эпохи барокко (более всех известны хоралы в кантатах и ораториях И.С.Баха ) обозначали гармонизации церковных песен в моноритмической (т.е. нота-против-ноты) фактуре . Отсюда саму моноритмическую фактуру гомофонного склада часто называют «хоральной». Гармонизация заданной мелодии в хоральной фактуре (на жаргоне — «столбами») — обязательное упражнение в профессиональном образовании музыкантов вплоть до наших дней.

Словосочетание «протестантский хорал» в России зачастую используют как синоним лютеранского хорала .

Лютеранский хорал

Строфическая форма хорала называется бар ( нем. Bar ). Каждая строфа состоит из двух столл (Stollen) и «припева» (Abgesang).

Лютеранская церковная мелодия написана, как и плавный распев (cantus planus) католиков, в строгом стиле, то есть в её состав входят лишь интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутоны, движение на увеличенные и уменьшённые интервалы, скачки на большую сексту , септимы и октаву . В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые интервалы.

Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Заданная мелодия ( cantus firmus ) изначально помещалась в теноре, позднее перенесена в верхний голос. Модулируют в сопровождении хорала в тональности как правило первой степени родства. Гармонизация хорала должна иметь консонирующий диатонический характер. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты , но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз.

Хорал пишется четырёхголосно. Во время богослужения четырёхголосный хорал исполняется на органе , а прихожане распевают основную мелодию в унисон (октаву). Хорал, в котором сопровождение изобилует проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитационно по всем сопровождающим голосам, называется фигурированным хоралом . В таком хорале допускается перед хоралом прелюдия, между строфами — интермедии, а по окончании хоральной мелодии — постлюдия в аккомпанементе.

См. также Лютер и музыка , а также (Kirchenlieder) в немецкой Википедии.

Примечания

  1. В отношении англоязычных протестантов в таком же смысле чаще употребляется слово «гимн».
  2. Если слово «хорал» используется в контексте церковной музыки католиков, имеется в виду григорианский хорал , монодический «простой распев» ( лат. cantus planus ).

Литература

  • Тюлин Ю.Н. Введение в гармонический анализ на основе хоралов Баха. Ленинград: Издание государственной консерватории, 1927.

Ссылки

  • (немецкая Википедия)
Источник —

Same as Протестантский хорал