Interested Article - Харизматический культ

Харизмати́ческий культ или харизматическая группа — одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД) или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.

Особенности понятия

Харизматический культ создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности ( вожака , вождя , лидера ) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве носителя особых божественных качеств ( харизмы ). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Признаки

Наиболее распространённое определение признаков харизматического культа:

  • Обожествление вождя ( культ личности ) (основатель и/или руководитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны).
  • Малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти)
  • Замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами)
  • Исключительность ( мания величия ) (притязания на конечную истинность своих установок и ценностей)
  • Фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру)
  • Мистицизм ( катастрофическо - апокалиптические взгляды)

Харизматический культ и харизматическое движение

Понятие харизматический культ применяется некоторыми исследователями для описания харизматов , а некоторые харизматические организации используют данное понятие в своём наименовании .

Экономический культ

Психолог Стивен Хассан разработал многоуровневый маркетинг (MLM, или MLM), представленный компаниями Amway и Tupperware. Считается культом. Они утверждают, что могут получать большую прибыль за короткий период времени, но часто требуют быстрых инвестиций, и большинство участников теряют свои активы. MLM вербует участников, используя тактику, используемую для вербовки культов. Тактика «бомбардировки любовью» состоит в том, чтобы попытаться привлечь людей, осыпая их любовью, например, к женщине, у которой нет опыта ведения бизнеса: «Вы рождены для ведения бизнеса».

Nxivm (произносится как «Nexium») — многоуровневая маркетинговая компания, которая превратилась в культовую организацию. Основанная Китом Раньером в 1998 году со штаб-квартирой в Олбани, штат Нью-Йорк, Nxivm представляла собой программу личного и профессионального развития. Тем не менее, его обвиняют как в финансовой пирамиде, так и в культе, который подвергал своих членов эмоциональному и сексуальному насилию.

См. также

Примечания

  1. Мартинович В. А. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Портал Богослов.Ру , 05.11.2009.
  2. Радугин А. А. от 24 июля 2013 на Wayback Machine . — М.: Центр, 2000.— 240с. ISBN 5-88860-053-9 ( от 7 апреля 2014 на Wayback Machine )
    (недоступная ссылка) — заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор и зав. кафедрой философии, социологии и истории социально-гуманитарного факультета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
  3. Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. 63 с.
  4. Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. 154 с.
  5. , от 23 октября 2011 на Wayback Machine // Пределы светскости : общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. – М., 2005. – С. 240–250. ( от 29 августа 2014 на Wayback Machine ).
    Авторы:
    • Михаил Жеребятьев — кандидат философских наук, доцент Воронежского филиала Современной гуманитарной академии, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований;
    • Всеволод Феррони — кандидат философских наук, ассистент, преподаватель кафедры онтологии и теории познания ФИПСИ ВГУ
  6. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.
  7. Нарижный Ю. А. от 2 ноября 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка) // «Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных и религиозных течений», 09/06/2009
    Автор — полковник милиции, кандидат философских наук, доцент и начальник кафедры философии Юридической академия МВД Украины (Днепропетровск)
  8. (недоступная ссылка) (глава из книги Тимоти Лири. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) — М.: Экслибрис, Janus Books - 125 с. ISBN 5-901620-35-6 )
  9. Каклюгин Н. от 20 декабря 2011 на Wayback Machine Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации // «Наркология» (журнал РАМН ), N4, 2009. стр. 79-92 ( от 4 марта 2016 на Wayback Machine )
    Автор — врач-психиатр, аспирант Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, член экспертно-консультативного Совета при Управлении Государственного антинаркотического комитета по Центральному Федеральному округу, руководитель проекта «Освобождение» Государственного центра социальной реабилитации психолого-педагогической коррекции наркозависимых лиц, сопредседатель Кимрского отделения общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»
  10. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (глава из книги Келлерман П.Ф. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) / Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-093-6 ISBN 1-85302-127-X ( от 7 мая 2010 на Wayback Machine )
    Автор — преподаватель Иерусалимского университета, директор Иерусалимского центра психодрамы групповой работы, Председатель сертификационного комитета Израильской ассоциации психодрамы.
  11. Гобозов И. А. от 21 июля 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка) // Лекция XII. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ (раздел из книги Социальная философия. Учебник. / Под редакцией И.А. Гобозова.— М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 517 с.)
    от 24 августа 2007 на Wayback Machine — доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова , главный редактор журнала «Философия и общество».
  12. Чамберс У., Лангоун М. , Малиноски П. (недоступная ссылка) (Сокращенное изложение доклада Уильяма В. Чамберса, Майкла Д. Лангоуна и Питера Малиноски, представленного на Ежегодном собрании Американской Психологической Ассоциации (Торонто, Канада, 12 августа 1996 г.) / William V. Chambers, Ph.D.; Michael D. Langone, Ph.D.; Peter Malinoski, M.A. The Group Psychological Abuse Scale. Presented to Division 36 (Psychology of Religion), American Psychological Association Annual Meeting, Toronto, Canada August, 12, 1996.) / Пер. и сокр. изложение Е.Волков // «Журнал практического психолога». № 6, 2004. с. 123-133.
  13. Безнюк Д. К. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // «Религия: Энциклопедия»/ Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с. (Мир энциклопедий).
    — белорусский социолог и религиовед, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета
  14. Например, дочерние церкви ХЦПЕ «Слово Веры» зарегистрированы в Молдове как харизматические культы, см. от 7 декабря 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка)
  15. Steven Hassan. (амер. англ.) . Freedom of Mind Resource Center (22 октября 2021). Дата обращения: 31 января 2023. 20 января 2023 года.
  16. scienceblog. [www.scienceblog.co.uk/ru/taktika-manipulirovaniya-v-sektakh/ Темная сторона влияния: Как культы используют манипуляцию для контроля над членами] (рус.) . scienceblog (30 января 2023). Дата обращения: 31 января 2023.

Литература

См. также

Источник —

Same as Харизматический культ