Interested Article - Уэльское пробуждение

Эван Робертс проповедует на собрании в Лланвайр-Пуллгвингилле , о. Англси (июль 1905 года)

Уэльское пробуждение (также Валлийское возрождение , англ. Welsh revival ) — религиозное движение в 1904—1905 годах на юго-западе Великобритании . Движение сопровождалось массовыми религиозными обращениями , богослужениями под открытым небом, спонтанными молитвами и широко освещалось в СМИ. Уэльское пробуждение оказало существенное влияние на зарождающееся пятидесятническое движение; ряд историков называют пробуждение «предшественником пятидесятничества» .

В течение последующего десятилетия под влиянием уэльского пробуждения религиозные возрождения проходили в Корее , Индии , Франции , на Мадагаскаре и в других странах , в общей сложности затронув 5 млн человек . По этой причине уэльское пробуждение иногда называют «самым обширным евангельским пробуждением всех времён» .

Пробуждение в Уэльсе

Предыстория

С середины XVII века и вплоть до 1862 года на юго-западе Великобритании состоялось более 15 крупных пробуждений, благодаря которым Уэльс приобрёл славу «земли пробуждений» . Однако к началу XX века религиозная жизнь края сталкивается с проблемами индустриализации, гуманизма и эволюционизма; идеи библейской критики (особенно немецкой) подорвали авторитет Библии, личная вера стала во многом культурной нормой. На волне секуляризации многие верующие методистских , конгрегационалистских и прочих нонконформистских церквей Уэльса живут в ожидании «духовного пробуждения». Ежегодные подогревают подобные ожидания; 5 тысяч участников конференции 1902 года с энтузиазмом принимают обязательство «молиться за пробуждение».

Начало пробуждения

Уэльское пробуждение обязано своим началом служению трёх валлийских религиозных деятелей — Дж. Дженкинса, С. Джошуа и Э. Робертса.

В январе 1904 года служитель и евангелист методистской церкви в Нью-Ки Джозеф Дженкинс провёл в своей церкви молитвенную конференцию, на которой многие пережили «личное возрождение» . Вдохновлённый успехом, Дженкинс посещает ряд окрестных городов и участвует в богослужениях поместных церквей. Число прихожан его церкви в Нью-Ки заметно увеличивается. Особый успех имели богослужения Дженкинса в церкви «Вифания» города в ноябре 1904 года. В декабре того же года Дженкинс посещает , , , , , , , и . На его богослужениях обращаются студенты Бангорского университета.

Кесвикская конференция 1904 года прошла в атмосфере всеобщего воодушевления и ожидания пробуждения. Среди спикеров конференции был преподобный Сет Джошуа из Кардиффа . Джошуа был представителем радикального внецерковного уэслиянского движения «Вперёд». После конференции он отправился в поездку по Уэльсу. В сентябре 1904 года Джошуа проводит ряд встреч в городе . Участником данных встреч был молодой Эван Робертс, член кальвинистской методистской церкви «Мориа» в , Суонси . Вскоре Робертс становится ключевой фигурой начавшегося пробуждения.

Служение Робертса

Эван Робертс — лидер Уэльского пробуждения

В сентябре 1904 года 26-летний Робертс поступил в подготовительную школу проповедников в Нькасле. В конце октября, по окончании школы, Робертс сформировал команду из своих друзей и возвратился в родной Лоугор. Практически сразу же здесь начинается пробуждение; число слушателей его проповедей в церкви «Мориа» растёт ежедневно.

Богослужения с участием Эвана Робертса заметно отличались от обычных церковных служб в Уэльсе. Молодой проповедник редко стоял за кафедрой — обычно он ходил взад и вперёд по проходам, проповедуя и задавая вопросы сидящим на скамейках . Проповеди Робертса часто прерывались плачем слушателей, молитвой или смехом. Подобные встречи могли продолжаться до десяти часов, часто заканчиваясь в предрассветные часы утра следующего дня . За несколько месяцев активного служения Робертс провёл более 200 религиозных собраний.

Социальные преобразования

Очень скоро уэльское пробуждение приковывает внимание национальных средств массовой информации. Репортёры различных изданий прибывают в Уэльс, некоторые из них вскоре свидетельствуют о собственном религиозном обращении . Внимание СМИ становится бесплатной рекламой пробуждения — в Уэльс отправляются множество людей со всей Великобритании и других стран.

Репортёры того времени описывают широкие социальные преобразования во всём Уэльсе, происходящие под влиянием пробуждения. Полиция Кардиффа сообщала, что уровень пьянства снизился на 60 % в течение одного месяца с момента начала возрождения . На Рождество 1904 года главный констебль Кардиффа надел белые перчатки, символизирующие отсутствие в городе тяжелых преступлений . Заметно снизился уровень уличной преступности; полицейские одного из участков закрыли его и образовали хор , выступавший на религиозных собраниях . Множество пивных баров, казино и публичных домов, лишившись клиентов, были вынуждены закрыться. Мосты и стены зданий были исписаны цитатами из Библии , а спрос на Библии заметно превышал предложение. Были отменены ряд спортивных и театральных мероприятий; некоторые регби -клубы были добровольно расформированы своими членами . Выплачивались старые долги, возвращались ранее украденные вещи; железнодорожная компания в Римни получила анонимный денежный перевод за совершённый некогда безбилетный проезд . Администрация больницы Честера сообщила, что была вынуждена отпустить 10 пациентов, страдающих от «религиозной мании» .

На улицах и в домах слышалось пение церковных гимнов; в магазинах, школах и фабриках проводились стихийные совместные молитвы. Одна из газет писала :

Каждое утро в 5 часов можно наблюдать одну и ту же картину. Огромное количество шахтёров проводит службу перед уходом домой с ночной смены. «А теперь, ребята, те, кто любят Христа, вверх ваши лампы!» — кричит молодой шахтёр. Тотчас множество огней вздымается вверх, и новая песня благодарности звучит в шахте.

Управляющий одной из шахт рассказывал, что лошади перестали понимать команды своих погонщиков, потому что последние перестали сквернословить .

Завершение пробуждения в Уэльсе

В феврале 1905 года Уэльское пробуждение встречается с критикой со стороны некоторых традиционных евангельских лидеров. Многие критики фокусируются на фигуре Робертса, который был «чрезмерно чувствительный, нервный и не особо хороший проповедник» . Непонимание встречают и некоторые духовные практики на богослужениях, и ряд богословских взглядов Робертса. Весной 1905 года Робертс переживает нервный срыв и прекращает публичные выступления. Несмотря на попытки других лидеров возобновить возрожденческие богослужения, к концу 1905 года уэльское пробуждение постепенно прекращается.

Последствия и дальнейшее влияние

Методистская часовня, на открытии которой в 1905 году проповедовал Э. Робертс

Менее чем за два года пробуждения религиозное обращение пережили около 100 тыс. жителей Уэльса . За это время были проведены тысячи богослужений и открыты множество новых церквей.

Пробуждение лично посетили пасторы из Норвегии , Японии , США , Индии , Южной Африки , Кореи . Участником пробуждения в Уэльсе был Дэвид Ллойд Джордж — будущий британский премьер-министр. Уэльское пробуждение посетил и Вильгельм Фетлер — молодой латышский студент, обучавшийся в то время в колледже Сперджена в Лондоне. В последующие годы своё успешное служение в баптистских церквах Санкт-Петербурга, Риги, Польши и других местах Фетлер связывал с опытом, полученным в Уэльсе .

Многие из тех, кто пережил уэльское пробуждение, впоследствии стали участниками пробуждения на Азуза-стрит . В декабре 1904 год Уэльс посетил Александр Бодди , будущий основатель пятидесятнического движения в Великобритании. Другие британские пятидесятнические лидеры также известны, как «дети уэльского пробуждения» . В самом начале пробуждения были обращены братья Стивен и Джордж Джеффрисы, ставшие у истоков церкви «Елим» . На рождество 1904 года на проповеди Эванса был обращён Даниель Пауэлл Уильямс, будущий лидер . В Лондоне в 1905 году на проповеди Сета Джошуа был обращён .

В течение последующего десятилетия под влиянием уэльского пробуждения религиозные возрождения проходили в Корее , Индии , Франции , на Мадагаскаре и в других странах .

Критика

Уэльское пробуждение было неоднозначно воспринято и критиковалось как некоторыми церковными лидерами, так и светскими публицистами.

Конгрегационалистский служитель Питер Прайс в январе 1905 года описывал пробуждение как «подделку… обман… издевательство, кощунственные пародии» . Лидера пробуждения Эвана Робертса называли «гипнотизёром» и «оккультистом» и критиковали его богослужения за чрезмерную эмоциональность. Даже среди сторонников пробуждения были те, кто полагал, что некоторые лидеры пробуждения впали в ересь и заблуждение.

Уэльское пробуждение в культуре

Сидней Курноу Воспер . Салем (вторая версия), 1909
  • Современные средства массовой информации связывают популярность акварели Курноу Воспера « Салем » с валлийским общенациональным религиозным возрождением. На ней изображены жители небольшого села на молебне в часовне. Считается, что можно разглядеть изображение дьявола в складках и рисунке на шали женщины на переднем плане акварели
  • События Уэльского пробуждения и образ Эвана Робертса использовал католический священник , в качестве прототипа для фигуры антихриста в антиутопии « » (1907).
  • Валлийский писатель был вдохновлён уэльским пробуждением на создание романа «Засохший корень» (1927)
  • В 2004 году один из выпусков программы «Хлеб с небес» BBC был посвящён уэльскому пробуждению
  • В 2005 году создал мюзикл об уэльском пробуждении.

Примечания

  1. , p. 1187.
  2. Roy Jenkins. (англ.) . BBC Wales - History of religion in Wales . BBC (16 июня 2009). Дата обращения: 28 апреля 2015. 28 июня 2013 года.
  3. Larry V. Brown. . Academia.edu (9 мая 2013). Дата обращения: 28 апреля 2015. 13 октября 2015 года.
  4. Elmer Towns, Douglas Porter. Chapter One. The 1904 Revival // . — Ann Arbor , Michigan : Servant Publications Ann Arbor, 2000. — P. 15-38. — 160 p. — ISBN 1-56955-217-7 .
  5. (англ.) . Wales History . The BBC . Дата обращения: 28 апреля 2015. 29 мая 2016 года.
  6. Робертс Лиардон. Эван Робертс: Проповедник Уэльского пробуждения // Божьи генералы = The Healing Evangelists. — М. : Экономика и информатика, 1998. — 432 с. — ISBN 5-89345-016-7 .
  7. (англ.) . 100 Welsh Heroes . . Дата обращения: 28 апреля 2015. 26 декабря 2007 года.
  8. Keith Malcomson. (англ.) . Pentecostal Pioneers Remembered . Pentecostal Pioneers (2008). Дата обращения: 28 апреля 2015. 25 февраля 2015 года.
  9. Shaw, Rev S. B. // The Great Revival in Wales. — Chicago , Ill , 1905.
  10. Robert I. Bradshaw. (англ.) (1995). Дата обращения: 28 апреля 2015. 30 октября 2015 года.
  11. , p. 717.
  12. Владимир Степанов. // гл. ред. Носач Роман Леонидович Мирт : газета. — 2011. — Вып. 1 (26) . 4 марта 2016 года.
  13. S.B.Shaw and Darrel D. King. // . — ReadHowYouWant.com, 2014. — 330 p. — ISBN 9781458798251 .
  14. , p. 1188.
  15. Michael J. McClymond. Theology of Revival // / Erwin Fahlbusch, Geoffrey William Bromiley. — Wm. B. Eerdmans Publishing, 2008. — Vol. 5 том. — P. 443. — 866 p. — ISBN 9780802824172 . 4 марта 2016 года.
  16. Randall Herbert Balmer. Welsh Revival // . — исправленное. — Baylor University Press, 2004. — P. 726-727. — 781 p. — ISBN 9781932792041 .
  17. Arkell R. (англ.) // (англ.) : Еженедельник. — 2019. — 23 September. 28 января 2021 года.

Ссылки

  • , посвящённая Уэльскому пробуждению (англ.)
  • , «место рождения» Уэльского пробуждения (англ.)

Литература

  • , Robert E. Bartholomew. Welsh Revival // . — иллюстрированное. — San Antonio , TX : Anomalist Books, LLC, 2009. — P. 716-721. — 765 p. — ISBN 9781933665252 .
  • Книга Рика Джойнера об истории Уэльского пробуждения « ». Издательство: Благовестник Год: 1997.
Источник —

Same as Уэльское пробуждение