Interested Article - Кришна

Кри́шна ( санскр. कृष्ण , IAST : kṛṣṇa ) — божество в индуизме , восьмая аватара Вишну в вишнуизме , одно из наиболее популярных индуистских божеств . В кришнаизме почитается как верховное и изначальное проявление Бога , источник всех аватар.

Согласно индуистским священным текстам , в конце IV тысячелетия до н. э. Кришна снизошёл на землю из духовного мира , родившись в городе Матхура . Его миссией было восстановление религиозных принципов и явление Своих духовных игр . Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях индуизма, как пураны Бхагавата-пурана », « Брахмавайварта-пурана » и « Вишну-пурана »), « Харивамша » и « Махабхарата ». В этих текстах Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка , весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров , идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества . В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте в компании своей возлюбленной пасту́шки Радхи и других гопи , или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне в « Бхагавадгите » .

Самые ранние свидетельства существования культа Кришны относятся к V IV веку до н. э. К IX веку кришнаизм широко распространился в Южной Индии . В Северной Индии к XII веку сформировались различные традиции кришнаизма и появились региональные культы таких форм Кришны, как Джаганнатха Ориссе ), Витхоба Махараштре ) и Шринатхджи Раджастхане ) . Начиная с 1960-х годов кришнаизм также распространился на Западе и на территории бывшего СССР, в основном благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977) и основанной им в 1966 году религиозной организации « Международное общество сознания Кришны », которая представляет традицию гаудия-вайшнавизма .

Этимология и имена

Шринатхджи мурти Кришны, поднимающего холм Говардхану .

В буквальном переводе с санскрита слово кришна ( IAST : kṛṣṇa ) означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий» . Согласно устаревшей [ источник не указан 3041 день ] гипотезе, темнокожесть Кришны свидетельствует об автохтонном, неарийском происхождении образа божества . Слово родственно прусск. kirsnan , рус. чёрный , праслав. *čьrnъ , «чёрный», лит. keršas «пёстрый» . В мурти Кришна чаще всего представлен чёрным (редко — белым или синим), а в живописи преимущественно изображается с кожей голубого или тёмно-синего цвета. В « Брахма-самхите » цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков» . Сравнение облака и Кришны по признаку цвета является традиционным для индийской поэзии.

Кришна также известен под другими именами и титулами , которые отражают различные его качества и атрибуты. Говинда и Гопала являются одними из наиболее распространённых имён, указывающих на образ Кришны как пастуха коров. Некоторые имена Кришны имеют особое значения в определённых регионах Индии . Примером может служить имя Джаганнатха , которое пользуется особой популярностью в Ориссе .

Различные традиции в индуизме по-разному толкуют значение имён Кришны. Например, комментаторы « Вишну-сахасранамы » дают детальное объяснение каждого из 1000 имён Вишну , которые также являются именами Кришны. В Удйогапарве « Махабхараты » 5.71.4 имя «Кришна» разделяется на две части криш IAST : kṛṣ и на IAST : ṇa , где значение глагольного корня криш толкуется как бху IAST : bhū «существо», «земля», а на IAST : ṇa интерпретируется как нирврити IAST : nirvṛti «блаженство». В гаудия-вайшнавской традиции, основатель Движения сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада дал похожее основное значение имени Кришны как «всепривлекающий» . Вышеупомянутый текст 5.71.4 из «Махабхараты» также цитируется в одном из основных священных писаний гаудия-вайшнавов — « Чайтанья-чаритамрите ». Бхактиведанта Свами Прабхупада в своём комментарии объяснил значение бху IAST : bhū как «привлекательное существо», откуда и происходит значение «всепривлекающий» . Комментаторы «Вишну-сахасранамы» также дают похожее толкование. Например, согласно Шанкаре , Кришна — это 57-е имя Вишну которое означает «естество знания и блаженства». В «Брахмасамбандха-мантре» традиции пуштимарга утверждается, что имя Кришны способно разрушить все грехи .

Иконография

Божества Кришны и Рукмини в храме Международного общества сознания Кришны в Лос-Анджелесе .

Кришну обычно изображают как чёрного или темнокожего юношу, в особенности это характерно для мурти Кришны в индуистских храмах . В изобразительном искусстве Кришна часто предстаёт как мальчик или юноша во Вриндаване с кожей голубого или тёмно-голубого цвета. Одет он в дхоти жёлтого цвета и, играя на флейте, стоит в характерной ему расслабленной позе со скрещенными ногами; на шее у него гирлянда из цветов, в волосах павлинье перо. Практически всегда Кришна изображается в окружении коров, телят и девушек-пастушек гопи .

Кришна часто также изображается в момент, когда он даёт наставления Арджуне в « Бхагавадгите » на поле битвы Курукшетра . В этих случаях Кришна предстаёт как юноша с типичными божественными чертами, характерными для индийского религиозного искусства. Кришну можно увидеть с чакрой — одним из атрибутов Вишну — или с множеством голов и рук, являющим свою вселенскую форму Арджуне.

В храмовых мурти Кришна изображается стоящим в расслабленной позе в окружении своих спутников — своего брата Баларамы (также известном как Балабхадра ), сестры Субхадры или с основными своими жёнами-царицами Рукмини и Сатьябхамой . Часто Кришна изображается вместе со своей возлюбленной гопи Радхой как Радха-Кришна — образ, характерный для ряда традиций в индуизме. Например, никогда не поклоняются одному Кришне, а всегда только Радха-Кришне . Эта форма поклонения также является отличительной чертой гаудия-вайшнавизма , рудра-сампрадаи и традиции пуштимарга .

Жизнеописание

Древнеиндийский эпос « Махабхарата » является самым ранним источником о жизни Кришны. « Бхагавадгита », представляющая собой восемнадцать глав из шестой книги («Бхишма-парвы») «Махабхараты», содержит наставления Кришны своему другу и ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра . «Махабхарата» в основном описывает поздний период жизни Кришны. Подробное описание детства и юности Кришны содержится в « Бхагавата-пуране » и « Харивамше », являющейся, по мнению учёных, более поздним дополнением к «Махабхарате». Жизнеописание Кришны или какие-то детали из него можно встретить практически в каждой из канонических Пуран .

Кришна в окружении гопи

Воплощение

Нижеследующий текст из «Бхагавата-пураны» объясняет причину прихода Кришны:

Господь Брахма сообщил полубогам: Прежде чем мы подали Господу наше прошение, Он уже знал о бедствиях, происходящих на Земле . Поэтому все вы, полубоги, должны воплотиться, родившись сыновьями и внуками Ядавов , и оставаться на Земле, пока Господь будет находиться на ней, чтобы с помощью Своей энергии — вечного времени — облегчить её бремя .

В « Махабхарате » даётся похожее описание, с незначительными различиями в деталях.

Рождение

Традиционно в индуизме , основываясь на деталях, упоминаемых в писаниях и астрологических расчётах , датой рождения Кришны ( Кришна-джанмаштами ) принято считать 19 июля 3228 года до н. э.

Кришна родился в царской семье в Матхуре , и был восьмым сыном принцессы Деваки , и её мужа Васудевы . В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришни , Андхака , и , которые были известны под общим именем Ядавов и носили это имя в честь своего эпонимного предка Яду . Васудева и Деваки принадлежали к этим кланам. Брат Деваки, царь Камса , для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из-за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки, он бросил супружескую чету в тюрьму, намереваясь убивать всех новорожденных детей Деваки.

После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудесным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула . Двое других младенцев Деваки также выжили, — Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини , первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини , которая родилась уже после Баларамы и Кришны).

Место рождения Кришны в Матхуре является местом паломничества для индусов и называется Кришна-джанма-бхуми . Там расположен храмовый комплекс, воздвигнутый в честь этого события.

Кришна поднимает холм Говардхана

Детство и юность

Нанда был главой общины пастухов коров, проживавших в районе Вриндавана . В историях о детстве и юности Кришны описывается его жизнь под защитой этих пастухов. Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов (таких как ), с заданием уничтожить Кришну. Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы . Многие самые популярные истории Кришны связаны с этим периодом его жизни, такие как поднятие холма Говардханы и его игры с Радхой и другими деревенскими пастушками гопи . Истории любовных игр Кришны с гопи , известные как раса-лила , позднее были описаны в поэме « Гита-Говинда » авторства Джаядевы .

Кришна как принц

Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру , убил своего демонического дядю Камсу и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру , которые были его двоюродными братьями. Позднее, Кришна переселился с династией Яду и своими подданными в город Двараку (в современном Гуджарате ) и женился на Рукмини , дочери царя Бхишмаки из Видарбхи .

Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини , Сатьябхама и . Остальные 16 100 девушек были прежде в плену у демонического царя Наракасуры , пока Кришна не убил его и не освободил их всех. В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами. В вайшнавских традициях индуизма , все жёны Кришны в Двараке считаются воплощениями Лакшми .

Битва на Курукшетре и «Бхагавадгита»

Кришна приходился двоюродным братом одной из конфликтующих сторон — Пандавам (будучи племянником их матери Кунти , сестры Васудевы). Кроме того, Кришна был двоюродным братом самого могучего и доблестного кшатрия, сражавшегося на стороне Кауравов Карны . Кришна предложил предводителям каждой из сторон выбрать или свою армию, или самого себя, но с условием, что он не возьмёт в руки оружия. Кауравы выбрали для себя армию Кришны, а сам Кришна встал на сторону Пандавов и в предстоящей великой битве согласился быть возницей колесницы своего друга принца Арджуны . « Бхагавадгита » представляет собой философский диалог между Кришной и Арджуной перед началом битвы на Курукшетре, в котором Кришна даёт наставления Арджуне, который не мог решиться поднять оружие против родичей (включая своего деда Бхишму и наставников, сражавшихся на стороне Кауравов). Старший брат Кришны Баларама осудил Кришну за вмешательство в конфликт, и сам, чтобы не принимать ничью сторону, на время битвы удалился в паломничество.

Кришна играет важнейшую роль в исходе битвы на Курукшетре, подбивая Пандавов расправиться с сильнейшими витязями Кауравов нечестными способами. Следуя советам Кришны, Пандавы обманом избавились от своего непобедимого наставника в военном деле брахмана-воина Дроны; по настоянию своего возницы Кришны Арджуна убил непобедимого Карну , когда его колесница увязла в земле и поединок должен был быть приостановлен; по подсказке Кришны самый могучий из Пандавов Бхима в поединке на палицах убил предводителя Кауравов Дурьодхану запрещённым ударом ниже пояса.

Поздний период жизни

После битвы на Курукшетре в течение 36 лет Кришна жил в Двараке . Затем, в ходе одного празднества, между Ядавами развязалась битва, в которой они полностью уничтожили друг друга. После этого старший брат Кришны, Баларама , оставил своё тело в йогическом трансе. Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник с говорящим именем «Джара» (старость), увидев сквозь листву часть стопы Кришны, принял его за оленя и смертельно ранил его стрелой .

В согласии с « Махабхаратой » Кришна погиб из-за проклятия матери Кауравов Гандхари . Она очень сильно огорчилась и разгневалась после смерти своих сыновей на поле битвы Курукшетра и прокляла Кришну за то, что тот не приложил достаточно усилий для того, чтобы остановить войну. После того как Кришна узнал об этом проклятии, он просто улыбнулся и принял его, заявив, что его долгом было сражаться на праведной стороне, а не предотвращать войну.

В согласии с описаниями « Бхагавата-пураны » и « Бхагавадгиты » и основанными на них астрономическими расчётами датой смерти Кришны в индуизме считают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата основывается на описании в «Махабхарате» того, что Кришна правил в Двараке в течение 36 лет после битвы на Курукшетре. В « Матсья-пуране » также говорится, что во время битвы на Курукшетре Кришне было 89 лет, после чего Пандавы правили в течение 36 лет.

Ранние исторические свидетельства

Кришна поднимает гору Говардхана

Первым текстом с системой кришнаитского богословия и, соответственно, культом Кришны можно считать знаменитую « Бхагавад-гиту » , датируемую последними столетиями до н. э. и содержащую философски насыщенную беседу Кришны и Арджуны . При этом, как считает (англ.) , её следует читать и анализировать как она есть сама по себе, а не в свете вишнуитского богословия обрамляющей её « Махабхараты ». В самой же Гите Кришна везде говорит о себе как всевышнем Боге, снисходящим в физический мир для восстановления дхармы (см., например, часть IV.7). Полностью отсутствует концепция Кришны как одной из аватар Вишну, — учение об аватарах будет сформулировано позднее, только в IV или V веке н. э.

Простое же упоминание имени «Кришна» в ещё более древней санскритской ведийской литературе встречается много раз . Так, в древнейшем памятнике индуистской литературы « Риг-веде », Кришна, которого также называют Кришнасура , — это могучий предводитель племени, с которым сражается и которого убивает Индра . Однако из-за криптической природы Вед, это место «Риг-веды» допускает несколько толкований, и многие учёные склонны переводить слово «кришна» в контексте «Риг-веды» просто как «чёрный» . Некоторые исследователи полагают, что ригведийский Кришна тождественен фигуре Кришны, описанной в более поздних произведениях санскритской литературы, или олицетворяет фигуру «протокришны» . Одним из сторонников такой интерпретации был Рамакришна Гопал Бхандаркар , который считал, что кришна-драпса в «Риг-веде» (VIII.96.13) является упоминанием о Кришне . Сарвепалли Радхакришнан также признавал возможным отождествление ригведийского Кришны с Кришной пураническим. В своём труде «Индийская философия» он писал: «В поздних Пуранах говорится о вражде Кришны с Индрой. Возможно, что Кришна — это бог пастушеского племени, которое было покорено Индрой в эпоху „Риг-веды“, хотя в период „ Бхагавадгиты “ он значительно восстановил и усилил утраченные позиции, отождествившись с Васудевой из бхагаваты и Вишну вайшнавизма » .

Вайшнавские комментаторы Вед указывают на некоторые места в «Риг-веде», которые говорят о существовании в ведийский период культа Вишну как «божественного пастуха»: «Я видел пастуха. Он никогда не утратит Своего положения. Иногда Он близок, иногда — далёк. Он бродит разными путями. Он друг, украшенный разнообразными одеждами. Он снова и снова приходит в этот мир» (1.164.31). «Я желаю пойти в Ваши прекрасные дома, где блуждают коровы с огромными рогами . Так являет себя высшая обитель Вишну, Того, кого прославляют повсюду» (1.154.6). [ источник не указан 2683 дня ]

Одно из наиболее ранних и менее спорных упоминаний о Кришне можно обнаружить в примыкающей к « Сама-веде » « Чхандогья-упанишаде » (3.17.6), которая, по мнению учёных, была написана в VIII веке до н. э. Кришна упоминается там как «сын Деваки » (Девакипутра) учителем которого был «Гхора, сын Ангирасы» . Именем Ангирасы была названа « Атхарва-веда », также известная как «Ангираса-самхита» . Многие исследователи указывают на то, что по своему содержанию эта Упанишада очень близка к « Бхагавадгите » .

В « Нирукте » ( VI V век до н. э. ), древнеиндийском трактате по санскритской этимологии авторства Яски , упоминается сокровище шьямантака, находившееся во владении Акруры — мотив известной пуранической истории из жизни Кришны . Санскритский грамматик Панини , предположительно живший в V—IV веках до н. э., в своём классическом труде « Аштадхьяи » (4.3.98) объясняет значение слова васудевака как «последователь ( бхакта ) Васудевы» . Там же он упоминает Арджуну , из чего был сделан вывод о том, что говорит он именно о Кришне-Васудеве . В «Баудаяна-дхарма-сутре», датируемой IV веком до н. э., содержатся молитвы Вишну, в которых используются 12 имён, в том числе такие как Кешава , Говинда и Дамодара , традиционно ассоциируемые с Кришной или Вишну в форме Кришны . Упоминание этих имён свидетельствует о том, что в период составления текста Кришне поклонялись как одной из форм Бога, а его авторы были знакомы с историями о Кришне из более поздних памятников санскритской литературы, таких как Пураны . О том же свидетельствуют упоминания о Кришне-Васудеве в « Артха-шастре » — политическом трактате авторства Каутильи , составленном примерно в то же период (IV век до н. э.) В гаятри-мантре из «Маханараяна-упанишады» (являющейся частью « Тайттирия-араньяки » 10.1.6 и записанной не позднее III века до н. э. ) Васудева отождествляется с Нараяной и Вишну . Кришна также ассоциируется с Вишну в « Шатапатха-брахмане » . В период создания поздней редакции « Махабхараты », дошедшей до наших дней, Кришна-Васудева рассматривался как аватара Вишну или как Верховный Бог . О Кришне говорится как о Боге и он ассоциируется с Вишну также и в таких более поздних Упанишадах , как «Нараянатхарваширша-упанишада» и «Атмабодха-упанишада» .

Другим важным древним источником, в котором упоминается Кришна, является « Махабхашья » Патанджали , предположительно написанная во II веке до н. э. и представляющая собой комментарий к этимологическому словарю « Нирукта » . В своём комментарии (3.1.26) Патанджали упоминает драматические спектакли «Кришна-камсопачарам», в которых разыгрывалась история убийства Кришной демонического царя Камсы ( камсавадха ), — один из наиболее значительных эпизодов из жизни Кришны . Патанджали утверждает, что история эта случилась «очень давно» . В комментарии Патанджали содержится целый ряд других упоминаний Кришны и связанных с ним фигур, известных из более поздних пуранических источников . Например, в одном из стихов говорится: «Пусть же сила Кришны, находящегося в обществе Санкаршаны , возрастает!» , а в другом: «Джанардана с собой как четвёртый» . Возможно, здесь имеется в виду Кришна-Васудева и три его основные экспансии: Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха . Самого Кришну-Васудеву Патанджали называет «Богом богов» . В одном из текстов Патанджали говорит о музыкальных инструментах, на которых играют во время богослужений в храмах Рамы и Кешавы . Рама, в данном контексте, — это старший брат Кришны Баларама , которого в найденных археологами надписях, а также в литературных источниках этого периода упоминают под именем Санкаршана ; Кешава — это другое имя Кришны .

В конце IV века до н. э. Мегасфен , служивший древнегреческим послом при дворе Чандрагупты Маурьи , написал книгу «Индика», которая не сохранилась, но обширно цитируется древними классическими авторами. Согласно Арриану , Диодору Сицилийскому и Страбону , Мегасфен говорит в ней о племени Соурасеноев (Шурасенов, одной из ветвей племени Ядавов, в котором родился Кришна), проживавшем в регионе Матхуры и поклонявшемся пастушескому богу Гераклу . Принято считать, что именем «Геракл» Мегасфен называл Кришну . Подобное отождествление в основном базируется на упоминаемых Мегасфеном географических местах (таких как Матхура, Вриндавана и Ямуна ) и большом сходстве между героическими деяниями Кришны и Геракла . В частности, Мегасфен говорит, что Геракл странствовал и убивал различных демонов и у него было много жён . К тому же для древнегреческих авторов было характерно называть богов иноземных традиций именами божеств греческого пантеона . Древнеримский историк Квинт Курций Руф , живший в I веке н. э. , также описывает, что во время сражения Александра Македонского с пенджабским раджей Пором войска последнего шли в атаку со знаменем, на котором был изображён «Геракл» .

О существовании культа Кришны за несколько веков до н. э. также свидетельствуют ранние буддийские источники. В «Ниддесе», одной из книг Палийского канона датируемой IV веком до н. э., говорится в несколько уничижительной форме о тех, кто поклоняется Васудеве и Баладеве (брату Кришны) . Кришна и различные персонажи из историй о нём в несколько искажённой форме присутствуют в « Джатаках », — одном из важнейших памятников повествовательной литературы буддизма .

Индийская серебряная драхма греко-бактрийского царя Агафокла ( 190 180 год до н. э. )
Лиц: (справа) Кришна-Васудева в разукрашенном шлеме, с серьгами и мечом, держит вазу и диск чакру . Надпись брахми : Раджане Агатхуклаяса «Царь Агафокл» .
Обр: (слева) Баларама , в узорном шлеме, с серьгами, мечом, держит булаву в своей правой руке и плуг в левой. Греческая надпись: Басилиос Агатоклеос «Царя Агафокла» .

В период 180—165 годов до н. э., греко-бактрийский царь , правивший империей, занимавшей значительную часть полуострова Индостан , отчеканил монеты с изображением Кришны и его брата Баларамы . Монеты Агафокла считаются самым древним сохранившимся изображением Кришны .

Самым ранним археологическим свидетельством существования культа Кришны является надпись на колонне Гелиодора в Беснагаре, на северо-западе индийского штата Мадхья-Прадеш . Эта колонна, посвящённая божественной птице Гаруде , носителю Вишну и Кришны, была воздвигнута в конце II века до н. э. греком Гелиодором — послом Индо-греческого царства . Надпись состоит из двух частей, вторая её часть сохранилась только частично. Первая часть надписи гласит:

Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы , бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы , прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления…

Надпись свидетельствует о том, что иностранец, грек Гелиодор, обратился в кришнаизм ещё во II веке до н. э. Гелиодор называет себя бхагаватой последователем Кришны-Васудевы . То, что в кришнаизм обратился такой высокопоставленный и могущественный деятель, как посол Индо-греческого царства, свидетельствует о том, что в этот период в данном регионе индийского субконтинента кришнаизм успел пустить глубокие корни . А. Л. Бэшем и Т. Хопкинс полагают, что Гелиодор был не единственным иностранцем, принявшим кришнаизм. Хопкинс утверждает: «Можно предположить, что Гелиодор был не единственным чужеземцем, обратившимся в вайшнавизм, хотя он, возможно, был единственным, воздвигшим колонну, по крайней мере колонну, сохранившуюся до наших дней. Вне всяких сомнений, было много и других» .

Кроме колонны Гелиодора, на территории полуострова Индостан был найден ряд других надписей с упоминанием Кришны-Васудевы, относящихся к периоду до н. э. и сделанных индийскими последователями традиции кришнаизма . В двух надписях II I века до н. э. , найденных в Раджастхане , упоминается храм Санкаршаны и Васудевы. Одна из них, сделанная на каменной плите, обнаруженной в местечке Гхасунди в 6 км к северо-востоку от Нагари в округе Удайпур , также как и колонна Гелиодора датируется II веком до н. э. В ней говорится, что бхагавата по имени Гаджаяна, сын Парашари, приказал возвести в Нараяна-врате (парке Нараяны ) каменный храм для поклонения «Господу Санкаршане и Господу Васудеве» . В данном случае, поклонение Васудеве и Санкаршане ассоциируется с культом Нараяны .

В надписи на другой колонне из Беснагара, датируемой 100 годом до н. э., говорится, что «бхагавата Гаутама-путра» возвёл колонну Гаруды у храма «в двенадцатый год правления царя Бхагаваты» . Этот царь, возможно, является той же самой личностью, которая упоминается в геологических списках как предпоследний из правителей династии Шунга . В центральной Индии, в пещере Нанагхат, была найдена надпись I века до н. э., сделанная царицей Наганикой . В надписи не только упоминаются Санкаршана и Васудева, но также говорится о их принадлежности к Лунной династии. В местечке Мора, в одиннадцати километрах от Матхуры, в колодце была найдена надпись, в которой говорится о установке божеств «пяти героев Вришни» в каменном храме . В другой надписи, также обнаруженной в Матхуре, говорится о возведении ограды и ворот к храму «Господа Васудевы» . Обе надписи датируются периодом с 10 по 25 год н. э.

На заре индологической науки учёные считали Кришну мифическим персонажем . Однако позднее некоторые востоковеды пришли к заключению о том, что Кришна был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой . Согласно Клостермайеру , с большой долей уверенности можно утверждать, что основой для мифического Кришны-Васудевы послужил «исторический Кришна, герой клана вришни из племени ядавов, живший в Матхуре и округе» .

Поклонение Кришне внутри индуизма

Ранние традиции

Культ Кришны-Васудевы , называемый бхагаватизмом , исторически был одной из наиболее древних форм поклонения Кришне . По мнению учёных, на более позднем этапе своего развития бхагаватизм слился с другими традициями поклонения Кришне, такими как культ Гопалы и Бала-Кришны , которые, в свою очередь, выступили основой для современного монотеистического кришнаизма . Учёные полагают, что основателем религиозной традиции бхагаватизма был сам Кришна, также известный как Васудева («сын Васудевы») . Он принадлежал к племени Ядавов и его последователи называли себя бхагаватами . Самые ранние археологические и литературные свидетельства существования этой традиции относятся к периоду V II веков до н. э. Васудева и поклонение ему упоминаются в трудах санскритского грамматика Панини (около V века до н. э.), греческого посла при дворе Чандрагупты Маурьи Мегасфена (320 год до н. э.), а также в « Артха-шастре » Чанакьи . По мнению ряда исследователей, бхагаватизм был монотеистической религией, где Кришне-Васудеве поклонялись как «совершенному, вечному и блаженному Богу богов» . В « Харивамше » описывается сложная природа взаимоотношений между различными ипостасями Кришны: Кришной-Васудевой, Санкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой. Позже, на этой основе возникла вайшнавская богословская концепция чатур-вьюхи — Кришны и его четырёх основных экспансий .

Вайшнавизм

В современном индуизме поклонение Кришне является частью монотеистической традиции вайшнавизма , последователи которой почитают Вишну как Верховного Бога , поклоняясь ему непосредственно или в форме его аватар . В вайшнавизме Кришна рассматривается как наиболее полная аватара или форма Вишну, неотличная от самого Вишну . Однако природа взаимоотношений между Кришной и Вишну в различных течениях вайшнавизма является сложной и разнообразной . Так, в некоторых вайшнавских традициях, Кришна почитается независимо от Вишну как Верховный Бог и изначальная форма Бога в индуизме . Для обозначения тех течений внутри вайшнавизма, в которых основным объектом поклонения является Кришна, используется термин « кришнаизм », тогда как термин «вайшнавизм» применяется преимущественно по отношению к течениям, сосредоточенным на поклонении Вишну как Верховному Богу и Кришне как его основной аватаре . Кришна почитается как сваям-бхагаван («изначальная форма Бога, Сам Бог») в таких вайшнавских сампрадаях , как Нимбарка-сампрадая (наиболее ранняя в эпоху бхакти) , гаудия-вайшнавизм , варкари , пуштимарга и вайшнавская сахаджия . По мнению отдельных авторов, Сахаджананда Свами , основатель Сваминараян-сампрадаи , также поклонялся Кришне как сваям-бхагавану.

В шри-вайшнавизме (одном из основных направлений вайшнавизма) Кришна рассматривается как аватара Вишну, низошедшая из Вайкунтхи с целью освободить землю от грешника Камсы и показать свою природу блаженства и радости.

Движение Кришна-бхакти

Статуя Кришны в храме Международного общества сознания Кришны в Маяпуре , Индия

Кришна является одной из основных форм Бога в поклонении традиций бхакти индуизма, в особенности в вайшнавизме.

Движения бхакти, основанные на поклонении Кришне, широко распространились в Южной Индии с VI по IX век Авторами самых ранних письменных трудов, посвящённых Кришна-бхакти, были святые альвары из южно-индийской провинции Тамил-Наду . Основная коллекция их работ называется « Дивья-прабандха ». В популярном сборнике песен « » авторства единственной женщины-альвара Андал , она выдаёт себя за одну из возлюбленных гопи Кришны. Другим важным литературным произведением этой стадии развития Кришна-бхакти в Индии была « Мукундамала », написанная Кулашекхарой .

Движение Кришна-бхакти быстро распространилось из Южной Индии в Северную , где поэма « Гитаговинда », написанная Джаядевой в XII веке , положила основу кришнаитской литературе. «Гитаговинда» подробно разбирает историю любовных игр Кришны с его самой любимой гопи Радхой , которая также упоминается в поздней « Брахмавайварта-пуране ». Эта написанная на санскрите поэма позднее стала широко известна по всей Индии. Начиная с этого времени, поклонение Радхе стало неотъемлемой частью поклонения Кришне как Радхе-Кришне .

В то время как более учёная часть населения, обладавшая знаниями санскрита , могла наслаждаться такими произведениями как «Гитаговинда» и « Кришнакарнамрита », автором которой был Билвамангала , основная масса населения воспевала религиозные песни других поэтов, составленных на местных языках Индии. Подобные песни, выражающие экстатическую любовь и преданность Кришне, писались поэтами, происходившими из самых различных слоёв индийского общества того времени. Произведения таких поэтов как Чандидас , Мирабай и Сурдас воплотили в себе Кришна-бхакти Северной Индии.

Эти преданные-поэты, также как и альвары перед ними, имели очень отдалённое отношение к каким-бы то ни было философским школам. Но в XI веке , в Индии появились школы вайшнава-бхакти, которые выработали богословскую основу поклонения Кришне. Основателями наиболее влиятельных из этих школ были Нимбарка в XII или XIII веке , Валлабха в XV веке и Чайтанья Махапрабху в XVI веке . Традиции этих трёх ачарий, получившие соответственно названия Нимбарка-сампрадая , пуштимарга и гаудия-вайшнавизм , считают Кришну Верховным Богом, а не аватарой Вишну. Последователи Чайтаньи и Валлабхи утверждают, что основатели их традиций были аватарами Кришны.

В районах Махараштры и Деккана , с начала XIII и до конца XVIII века , поклонение Кришне распространяли такие святые-поэты, как Джнянешвар , Намдев , , Экнатх и Тукарам . В Южной Индии и из Карнатаки сочинили песни, посвящённые статуе божества Кришны в Удупи .

Кришна-бхакти на Западе

Кришна (слева) с Радхой .
Бхактиведанта-мэнор , Уотфорд , Англия

Начиная с 1966 года , поклонение Кришне вышло за пределы Индии и распространилось по всему миру, включая Европу , США , Канаду , Африку , Россию и Латинскую Америку . Это произошло в основном благодаря Международному обществу сознания Кришны и его основателю Бхактиведанте Свами Прабхупаде , который, следуя наставлениям своего гуру Бхактисиддханты Сарасвати , представил философию гаудия-вайшнавизма на английском языке .

Кришна как Джаганнатха , крайний справа, с Субхадрой в центре и Баларамой слева. Божества в храме Международного общества сознания Кришны в Берлине , Германия .

К 1965 году движение кришна-бхакти распространилось за пределы Индии после того, как Бхактиведанта Свами Прабхупада (по наставлению своего гуру Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура ) отправился со своей родины в Западной Бенгалии в Нью-Йорк . Год спустя, в 1966 году, получив множество последователей, он смог сформировать Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), широко известное как движение Харе Кришна. Целью этого движения было распостранять предания о Кришне на английском языке и делиться философией Гаудия-вайшнавов с людьми в западном мире , распространяя учение святого Чайтаньи Махапрабху . В биографиях Чайтаньи Махапрабху мантрой, которую он получил, когда ему была дана дикша или посвящение в Гае , был стих из шести слов Калисантарана-упанишады , а именно: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе; Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе». В традиции Гаудия это маха-мантра, или великая мантра, обращённая к Кришне. Её воспевание было известно как харинама-санкиртана .

Маха-мантра привлекла внимание Джорджа Харрисона и Джона Леннона из The Beatles , а в 1969 году Харрисон выпустил запись мантры, сделанную преданными из лондонского храма Радхи-Кришны. Песня под названием «Харе Кришна Мантра» вошла в двадцатку лучших в музыкальных чартах Великобритании , а также имела успех в Западной Германии и Чехословакии . Таким образом, мантра из Упанишад смогла распространить на запад идеи Бхактиведанты и ИСККОН о Кришне. ИСККОН построило много храмов Кришны на Западе, а также в других местах, например, Южной Африке .

Кришна в других религиях

Кришна в шактизме

В группе шактийских школ Кришна почитается как сын Деви ( Парвати ), которую Вишну , перед своим воплощением в Кришну, попросил воплотится как Деваки , мотивируя это тем, что ни одна женщина, кроме неё, не способна выносить и родить его.

Кришна в джайнизме

Основными учителями в джайнизме являются 24 Тиртханкары . Когда Кришна был введён в список героических фигур джайнизма, то он представил проблему из-за своих деяний, которые часто шли вразрез с концепцией ненасилия в философии джайнизма. Для разрешения этой проблемы, были использованы Баладева и Васудева . Список 63-х или замечательных личностей, включает в себя, помимо 24-х Тиртхакар, ещё и девять различных троиц. В одну из этих троиц входит Кришна как Васудева , Баларама как Баладева и Джарасандха как . Истории этих троиц можно найти в «Харивамше» и в « » Хемачандры .

В каждой эпохе космического цикла джайнизма , рождается Васудева и его старший брат Баладева. Роль злодея играет Прати-Васудева. Баладева выступает как хранитель принципа ненасилия в джайнизме. Васудева однако, должен временно отказаться от ненасилия, для того чтобы убить Прати-Васудеву и спасти мир. В наказание за совершённое насилие, Васудева попадает в ад, и затем, в своём следующем воплощении, рождается как Тиртханкара .

Кришна в буддизме

История Кришны упоминается в Джатаках буддизма . В «Гхатапандита-джатаке» Кришна описывается как принц, легендарный завоеватель и царь Индии.

В буддизме Кришну называют Васудева , Канха и Кешава , а Баларама является его старшим братом, Баладевой. Эти детали соответствуют истории Кришны, описанной в « Бхагавата-пуране ». Васудева, вместе со своими девятью братьями-воинами и старшей сестрой Анджаной, завоёвывает всю территорию Джамбудвипы (многие считают, что это Индия) и убивает своего демонического дядю, царя Камсу , и позднее всех других царей Джамбудвипы, с помощью своего орудия Сударшана-чакры . Большая часть истории соответствует описаниям «Бхагавата-пураны».

Согласно « Махабхарате », все братья в конце концов погибают из-за проклятия мудреца Канхадипаяны ( Вьясы ), в то время как сам Кришна погибает от стрелы охотника. В живых из всей семьи остаётся одна Анджанадеви, которая больше не упоминается.

В Джатаках , где описываются прошлые жизни Будды и его последователей, Кришна выступает как прошлое воплощение одного из самых близких учеников Будды и «главного генерала дхармы» («дхарма-сенапати») Шарипутры , которого в буддистском искусстве и иконографии изображают «правой рукой» Будды .

Вера бахаи

Последователи веры бахаи верят в то, что Кришна был «Воплощением Бога, или одним из числа пророков, которые проповедовали Слово Божие» . В этой религиозной традиции, Кришна находится на одном уровне с Авраамом , Моисеем , Буддой , Заратуштрой , Иисусом и Мухаммедом .

Ахмадийское движение в исламе

В ахмадийском движении Кришну и Раму почитают как «великих пророков Бога», но в отличие от индуизма, не считают их Богом или аватарами Бога . Также, основатель ахмадийской традиции, Мирза Гулам Ахмад утверждал, что термин «аватара» в индуизме соответствовал термину «пророк» в исламе , и указывал на тождественность аватар пророкам в Коране . Мирза Гулам Ахмад говорил о Кришне следующее:

Пусть будет ясно всем, что Господь Кришна в согласии с тем, что было явлено мне, был истинно великой личностью, подобную которой трудно найти среди риши и аватар индусов. Он был аватарой своего времени, на которую снизошёл Святой Дух Бога. Он был от Бога, победоносный и процветающий. Он очистил арийскую землю от греха и был пророком своей эпохи, чьё учение было впоследствии всячески извращено. Он был полон любви к Богу, был другом добродетели и противником зла .

Кришна в искусстве

Кришна в фольклорной опере Якшагана , части традиции бхакти в Карнатаке
Кришна и гопи в лесу. Сцена из « Гита-Говинды » Джаядевы

Самым ранним упоминанием о театральном представлении, основанном на истории Кришны, является «Махабхашья» Патанджали . Так как все истории о Кришне излагаются как трансцендентные игры, в которых Кришна всегда полностью осознаёт свою божественную природу, эта тема была трудной для классических санскритских драматургов. Пьесы обычно включали сцены, в которых герой приходил в отчаяние или глубоко печалился перед традиционной счастливой концовкой. Хотя Вишну и другие основные воплощения, такие как Рама , легко могли быть протагонистами пьес, в случае с Кришной всё было гораздо сложнее. «Балачарита» и «Дутавакья» авторства Бхасы являются единственными пьесами этого рода, которые были написаны известным классическим драматургом. «Балачарита» описывает детские игры Кришны, а «Дутавакья» — это одноактовая драма, основанная на одном из эпизодов из « Махабхараты », в котором Кришна пытается установить мир между воюющими сторонами.

Проблема, с которой столкнулась классическая драма, не затронула другие виды искусства, такие как музыка и танец. Начиная с X века н. э. , с ростом движений бхакти , Кришна стал выступать как любимый герой. Например, поэма « Гитаговинда » стала очень популярной по всей Индии, и породила много подражаний. Песни, сочинённые поэтами бхакти , пополнили кладезь фольклорного и классического пения.

Классические танцы Индии, в особенности Одисси и Манипури , в основном базируются на этих песнях. Танцы раса-лила , совершаемые во Вриндаване , разделяют многие элементы с Катхак и , который в настоящее время совершается только в храме Кришны в Гуруваюре в Керале и лежит в основе Катхакали . Красивая классическая форма танца «Саттрия», основанная вайшнавским святым из Ассама Шанкардевой, превозносит добродетели Кришны. К подобной категории танцев принадлежит и «Дашаватар-нриттья». Шриманта Шанкарадева описал детство Кришны в нескольких драмах, таких как «Чор Дара» и «Пимпара Гусува». Многие другие произведения Шанкадевы также основаны на личности Кришны. Традиционным элементом ассамской культуры являются «Намгхары», начатые Шанкардевой коллективные молитвы Кришне. «Намгхары» проводятся во всех городах и деревнях Ассама .

Кришна и змей Калия

В средневековой Махараштре появилась Хари-катха в которой эпизоды из жизни Кришны излагались через музыку и танцы смешанные с рассказами историй о Кришне. Эта традиция также широко распространилась в Тамилнаде и других штатах Южной Индии.

«Кришна-лила-тарангини», написанная в XVII веке Нараяна Тиртхой, явилась основой для музыкальных пьес «Бхагавата-мела» и рассказывает историю Кришны до его свадьбы с Рукмини . Тьягараджа в XVII веке написал похожую по содержанию пьесу под названием «Наука-чаритам». Истории о Кришне из Пуран разыгрываются в стиле фольклорной оперы Якшагана , характерном для прибрежных регионов Карнатаки . На основе этого материала также было снято множество фильмов.

Изваяния Кришны из металла представляют его в виде прекрасного лицом и телом пастуха, играющего на свирели. В этом случае он изображён, как божественный идеал любви к Радхе. А прекрасная игра на свирели является символом «гармонии всех живых существ, их любовного единения друг с другом.»

Другое скульптурное изображение — Калийя-даман — представляет Кришну в виде танцора, пляшущего на побеждённом змее Калие , который занимался похищением коров. Изваянный Кришна танцует на левой ноге на туловище Калия, сохраняя равновесие держа левой рукой кончик хвоста чудовища. Правая рука Кришны сложена в положении абхайя-мудра. Танец олицетворяет собой господство над силами зла .

См. также

Примечания

  1. हिन्दी विकिपीडिया (хинди) — 2003.
  2. Индуизм (научный консультант д-р от 12 июня 2013 на Wayback Machine )// (англ.) от 1 ноября 2013 на Wayback Machine . — М.:Слово, Дорлинг Киндерсли., 1997. — 200 с. ISBN 0-7513-8778-9 , ISBN 5-85050-512-1 — (Серия: Домашний музей) ( С.28 )
  3. , p. 140
  4. , p. 27
  5. , p. 333 «…perhaps Krishna’s various appereances as a divine hero, alluring God-child, cosmic prankster, perfect lover, and universal supreme being are the most dramatic».
  6. , p. 176 «Alongside the epic and supplementing it, a rich mythology grew up, celebrating Krishna, both as a warrior hero and a pastoral flutist calling women…»
  7. , p. 5
  8. , pp. 36,15
  9. , p. 1
  10. , p. 117
  11. , p. 80
  12. , p. 3
  13. Альбедиль М. Ф. Кришна // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. — М.: Республика , 1996. — С. 243
  14. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Рус. яз. , 2000. — С. 370 .
  15. e.g. Monier Williams (1899)
  16. Васильев Л. С. История религий Востока. — М.: Высшая школа , 1988.
  17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка . Т. IV. — С. 346 .
  18. . Дата обращения: 14 января 2008. Архивировано из 29 января 2008 года.
  19. Бхактиведанта Свами Прабхупада Шримад Бхагаватам Первая песнь «Творение» (главы 10-19) Бхактиведанта Бук Траст , 1990—605 с. ISBN 0-89213-094-6 (C. 508)
  20. Lynne Gibson. (англ.) . — Oxford [England]: (англ.) , 2002. — ISBN 0-435-33618-5 .
  21. . Дата обращения: 14 января 2008. Архивировано из 3 марта 2008 года.
  22. , p. 195
  23. от 14 августа 2014 на Wayback Machine , Amaresh Datta, Mohan Lal, 1994
  24. The penny cyclopædia [ed. by G. Long]. 1843, p.390 от 24 октября 2014 на Wayback Machine
  25. Ramesh M. Dave, K. K. A. Venkatachari, The Bhakta-bhagawan Relationship: Paramabhakta Parmeshwara Sambandha . Sya. Go Mudgala, Bochasanvasi Shri Aksharpurushottama Sanstha, 1988. p.74
  26. , p. 52
  27. . Дата обращения: 14 января 2008. 8 ноября 2007 года.
  28. . Дата обращения: 14 января 2008. 19 сентября 2009 года.
  29. , p. 4
  30. , pp. 387–392.
  31. , p. 126
  32. , p. 125
  33. ava drapso aṃśumatīmatiṣṭhadiyānaḥ kṛṣṇo daśabhiḥ sahasraiḥ āvat tamindraḥ śacyā dhamantamapa snehitīrnṛmaṇā adhatta
  34. , p. 126 «According to (D. R. Bhadarkar), the word Krishna referred to in the expression 'Krishna-drapsah' in the Rig- Veda, denotes the very same Krishna».
  35. , p. 36
  36. , p. 176
  37. Hastings, James; Selbie, John Alexander. Encyclopedia of Religion and Ethics. — (англ.) , 2003. — С. 195—196. — ISBN 0766136884 .
  38. цитируется в // Sacred Books of the East (англ.) / Müller, Max . — 1879. — Vol. 1. 4 июля 2011 года.
  39. , p. 10 "Panini, the fifth-century BC Sanskrit grammarian also refers to the term Vaasudevaka, explained by the second century B.C commentator Patanjali, as referring to «the follower of Vasudeva, God of gods».
  40. , pp. 4—5
  41. , p. 128
  42. , p. 5
  43. , p. 1428
  44. , p. 91
  45. , pp. 571–585
  46. , p. 77
  47. , p. 126
  48. , pp. 5—6
  49. , p. 6
  50. , p. 90
  51. 12 августа 2004 года.
  52. , p. 117 «Heliodorus was presumably not the only foreigner who converted to Vaisnava devotional practices — although he might have been the only one who erected a column, at least one that is still extant. Certainly there must have been many others».
  53. , p. 6
  54. , p. 90
  55. , p. 89
  56. , p. 18
  57. , pp. 126—127
  58. , pp. 80—81
  59. Hein, Norvin . www.jstor.org. Дата обращения: 24 мая 2008. Архивировано из 19 мая 2012 года.
  60. Hastings, James Rodney . . — Volume 4 of 24 (Behistun (continued) to Bunyan). — Edinburgh: (англ.) , 2nd edition 1925-1940, reprint 1955, 2003. — С. 476. — ISBN 0-7661-3673-6 . pp.540-42
  61. Basham, A. L. . www.jstor.org. Дата обращения: 24 мая 2008. Архивировано из 7 июня 2012 года.
  62. , pp. 10 "Panini’s term Vāsudevaka, explained by the second century B.C commentator Patanjali, as referring to «the follower of Vasudeva, God of gods».
  63. John Dowson. (англ.) . — (англ.) , 2003. — P. 361. — ISBN 0-7661-7589-8 .
  64. See Beck, Guy, «Introduction» in , pp. 1—18
  65. , p. 55
  66. , p. 117
  67. Klostermaier K. , Crotty, R. B. (англ.) . — Brill Academic Publishers , 1997. — P. 109. — ISBN 90-04-07863-0 . . — «For his worshippers he is not an avatara in the usual sense, but svayam bhagavan, the Lord himself.».
  68. . — Vrindāvan (India): Institute of Oriental Philosophy, 1975. — С. 148. «On the touch-stone of this definition of the final and positive characteristic of Sri Krsna as the Highest Divinity as Svayam-rupa Bhagavan.»
  69. Delmonico, N., The History Of Indic Monotheism And Modern Chaitanya Vaishnavism in
  70. De, S.K. Bengal's contribution to Sanskrit literature & studies in Bengal Vaisnavism (англ.) . — KL Mukhopadhyaya, 1960. p. 113: «The Bengal School identifies the Bhagavat with Krishna depicted in the Shrimad-Bhagavata and presents him as its highest personal god.»
  71. , p. 381
  72. .
  73. See McDaniel, June, «Folk Vaishnavism and IAST : Ṭhākur Pañcāyat : Life and status among village Krishna statues» in , p. 39
  74. Kennedy, M.T. The Chaitanya Movement: A Study of the Vaishnavism of Bengal (англ.) . — H. Milford, Oxford University Press , 1925.
  75. Selengut, Charles. (англ.) // ISKCON Communications Journal : magazine. — 1996. — Vol. 4 , no. 2 .
  76. от 4 апреля 2007 на Wayback Machine The Life of Sariputta, compiled and translated from the Pali texts by Nyanaponika Thera.
  77. (англ.) . . — 5th ed.. — Wilmette, Illinois, USA: Bahá'í Publishing Trust, 1980. — С. 2. 16 сентября 2018 года.
  78. , p. 200
  79. Essence of Islam Vol. IV pg. 83
  80. Lecture Sialkot by Mirza Ghulam Ahmad pg. 39
  81. Essence of Islam Vol. IV pg. 84
  82. Ahmad, Mirza Ghulam. . — Tilford: Islam International Publications Ltd., 2007. 3 декабря 2007 года.
  83. , с. 292.

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

Источник —

Same as Кришна