Interested Article - Антиномизм

Антиноми́зм, антиномиани́зм ( др.-греч. ἀντι- «против» + «закон») — чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета , проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрождённый человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведён к покаянию и поэтому ему не нужно изучение закона Ветхого Завета.

Антиномизм первого рода является уже во время Нового Завета ( 2Пет. ), позже между гностиками , у спиритуалистических сект в Средние века , например, у амальриканцев , братьев свободного духа , во время Реформации , например, у некоторых анабаптистов , и в новое время , например, у антонианцев .

Второй род антиномизма был предметом антиномистического спора во время Реформации .

Лютеранство

Во время Реформации сначала даже Лютер и Меланхтон хотели проповедовать благовествование об искуплении людей единственно посредством веры, но требование нравственного развития повело их снова к признанию законов.

Когда Меланхтон в своём воззвании к пасторам 1527 г. учил, чтобы они не проповедовали об отпущении грехов, не сказав прежде о покаянии, и предписывал им частое объяснение своим прихожанам десяти заповедей Божьих, Агрикола видел в этом возвращение к католицизму, так как, по его мнению, покаяние должно иметь начало не в страхе перед наказанием, а в любви справедливости, не в силе законов, а в евангельском учении. На диспуте в Торгау 1527 г. Лютер вмешался в этот спор, но Агрикола втайне продолжал распространять своё учение в Эйслебене и на диспуте в Виттенберге с жаром защищал своё мнение. По его мнению, к сознанию греха и к покаянию человек доходит только с помощью Евангелия , отчасти потому, что истинное покаяние является в человеке только тогда, когда мы знаем, что мы любимы Богом, отчасти потому, что только из Евангелия мы можем узнать самый большой грех, то есть отречение от Христа или безверие . Лютер же, убеждённый, что только сохранение законов ведёт к сознанию грехов, осудил антиномистов и принудил Агриколу отказаться от своего мнения ( 1540 ). Формула согласия (Konkordienformel), в свою очередь, уточнила различие между Законом и Евангелием и «добрыми делами», к которым они побуждают (5 статья):

3. 2. Мы веруем, учим и исповедуем, что Закон является особой божественной доктриной, которая учит тому, что праведно и угодно Богу, и порицает всё, что является грехом и противоречит воле Божьей.
4. 3. По этой причине всё, что порицает грех, представляет собой проповедь Закона или её элемент.
5. 4. При том Евангелие — это особая доктрина, которая учит, что человеку, который не исполнил Закона и потому осуждён им, следует уверовать, и уверовать именно в то, что Христос искупил все грехи, заплатил за них и обрёл для него, безо всякой добродетели или заслуги с его стороны [без заслуги со стороны грешника], прощение грехов, имеющую ценность перед Богом праведность и вечную жизнь.
6. 5. Но, поскольку термин “Евангелие” не всегда используется в одном и том же смысле в Святых Писаниях— из-за чего и произошло данное разногласие, — мы веруем, учим и исповедуем, что если под термином “Евангелие” понимается вся доктрина Христова целиком, та доктрина, которую Он представил в Своём служении, и которую также представили Его Апостолы (то есть в том смысле, в каком этот термин используется в Марк.1:15; Деян.20:21), то верно и правильно, когда говорят или пишут, что Евангелие — это проповедь покаяния и прощения грехов.

7. 6. Но если Закон и Евангелие, подобно тому, как сам Моисей, [как] учитель Закона, и Христос, как проповедник Евангелия, противопоставляются друг другу — мы веруем, учим и исповедуем, что Евангелие не является проповедью покаяния или порицания, но, строго говоря, есть не что иное, как проповедь утешения и благая [радостная] весть, которая не порицает и не устрашает, но утешает совесть, устрашённую Законом, указывая только лишь на заслугу [добродетель] Христову, и снова воскрешает её благозвучной и привлекательной проповедью благодати и благосклонности Божьей, обретённой через заслугу Христа.

Другие протестантские конфессии

Самыми радикальными в этом отношении были английские рантеры XVII века. Между индепендентами в Англии явились также антиномийцы, которые не приписывали никакого значения закону при наставлении грешных. Вместе с тем, как сторонники крайнего учения о предопределении , они отрицали всякое значение нравственных усилий к достижению блаженства. Они никогда не были многочисленны, жили в конце XVIII в. и никогда не соединялись в одну церковную общину. Основы их учения приняли также антиномистические и партикулярные баптисты .

В наше время наиболее радикальны в этом отношении квакеры , считающие Библию не Откровением, а записью «о встречах с божественным Духом других людей».

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. . Дата обращения: 10 июня 2016. 24 июня 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Антиномизм