Interested Article - Захаров, Зиновий Данилович

Зино́вий Дани́лович Заха́ров (1840 — 19??) — депутат Государственной думы Российской империи III созыва , основатель и лидер религиозного движения «новомолокан» (евангельских христиан-захаровцев), меценат.

Биография

Зиновий родился в семье крестьян- молокан в селе Астраханке Таврической губернии. Село было основано в первой четверти 19 века молоканами — переселенцами из Астраханской губернии (отсюда и название села) . Получил домашнее образование .

Был женат. Занимался скотоводством (в частности, овцеводством, коневодством, птицеводством) и земледелием . Имел 1,8 тыс. десятин земли, а его отара овец в 1898 году насчитывала 15 тыс. голов . Хозяйство Захарова получало награды (в том числе за селекционную работу) на сельскохозяйственных выставках различного уровня .

До избрания в Государственную Думу Зиновий Захаров около тридцати лет состоял гласным уездного Мелитопольского и губернского Таврического земств , членом совета по народному образованию при Мелитопольской земской управе, членом землеустроительной комиссии по выбору земства, попечителем земского училища .

В Государственной думе Захаров входил во фракцию «октябристов» (от праволиберальной партии «Союза 17 октября»), участвовал в комиссиях по вероисповедным вопросам, земельной, об изменении законодательства о крестьянах, по переселенческому делу.

Религиозная деятельность

Зиновий Данилович Захаров, 1910
Семинария в Астраханке

В разное время Астраханку посетили близкие к баптизму проповедники, в том числе Яков Деляков (в 1865—1866 годах) и лидер движения пашковцев отставной полковник Василий Пашков (1882 году). По-видимому, общение с ними повлияло на взгляды Захарова. Он стал проповедовать необходимость принятия водного крещения , обычно отвергаемого молоканами , и с 1867 года он стал первым руководителем возникшей общины новомолокан — евангельских христиан-«захаровцев», называемой так по его имени .

При попечении Захарова было построено несколько молитвенных домов, где могли собираться молокане донского толка, к которым ранее принадлежал Захаров. Сформировавшееся вокруг Захарова движение «новомолокан» было близко к евангелическо-баптистскому, но не сливалось с ними. Захаров и его последователи именовали себя «христианами евангелического исповедания».

Тем не менее Захаров поддерживал тесное общение и с евангельскими христианами, и с баптистами, и с меннонитами, присутствовал на их съездах и конференциях (в том числе и на проходившем в 1884 году в соседнем с Астраханкой селе Нововасильевке съезде, учредившем Союз русских баптистов ). Вместе с немецким реформатским пастором Вальтером Жаком Захаров открыл в Астраханке Учительскую семинарию. По воспоминаниям баптиста Ивана Непраша, преподававшего в ней, задачей семинарии была подготовка «верующих учителей для истинно христианского воспитания школьной молодёжи» .

Захаров был сторонником сближения христианских конфессий. В 1909 году он был избран в Совет Русского евангельского союза (экуменической христианской организации). В 1912 году с его участием была учреждена «Община евангелических христиан села Астраханки».

Оценки движения

В баптистской историографии (в частности, книге « История ЕХБ в СССР ») движение захаровцев расценивается как « подготовительная ступень » в переходе молокан в баптизм . Отмечается, что движение не имело серьёзных догматических различий с баптизмом, за исключением практики крещения детей (неприемлемой для баптистов, но имевшей место у захаровцев). Ещё одним различием (не в догматике, но в литургической практике) была традиция омовения ног , заимствованная захаровцами у «братских меннонитов » .

Православный миссионер и религиовед епископ Алексий (Дородницын) писал: «Разубеждённые во время бесед молокане в огромном количестве перешли в баптизм, перенеся из него в своё вероучение некоторые догматические положения. Таковы были захаровцы, которых вместо молокан второго донского толка правильнее было бы назвать молоканами баптистического толка» .

Примечания

  1. Фоменко В. Г. — от 13 марта 2016 на Wayback Machine — Днепропетровск, «Промінь», 1969.
  2. , с. 26.
  3. .
  4. С. Н. Савинский. «История русско-украинского баптизма», изд. «Богомыслие», Одесской Богословской семинарии, 1995
  5. .
  6. , с. 16.
  7. , с. 52.
  8. , с. 71.
  9. , с. 72.

Литература

  • Павлов В. Г. Юбилейные торжества в сел. Астраханке, Таврич. губ // Баптист . — 1911. — № 23—24 .
  • История ЕХБ в СССР . — М. : издательство ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Алексий (Дородницын) . . — Казань: Центральная типография, 1908. — 712 с. от 11 декабря 2017 на Wayback Machine
  • . — СПб. : Издание Н.Н. Ольшанского, 1910. — 66 (+ 57 листов илл. с.
  • / Сост. М. М. Боиович. — М. : Тип. Т-ва И.Д. Сытина , 1913. — 456 с. 22 января 2015 года.
  • Гузиков И. В. // Мелитопольский краеведческий журнал : журнал. — Мелитополь: Союз краеведов Мелитопольщины, 2015. — № 5 . — С. 67-72 .
  • Гузиков И. В.,Чухраенко А. А. // Мелитопольские ведомости. — 2015. — 25-31 март ( № 13 ). — С. 16 .
  • // Миссия " Свет на Востоке " Вера и Жизнь : журнал. — 1990. — № 2 . 21 июля 2018 года.
Источник —

Same as Захаров, Зиновий Данилович