Interested Article - Неотомизм
- 2021-03-01
- 2
Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского ) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962 , современная версия томизма , которая представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля .
Основные черты
Главная составляющая неотомистского учения — это дуализм бытия ( Бог ) и сущего ( Природа ). Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы , а процессы — как переход потенции в актуальность . Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции , о которых можно судить по их сущности и существованию. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу.
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума . Следуя за Фомой, неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу.
Н. А. Бердяев отмечал в неотомизме такие черты как оптимизм, чуждость идеям преображения мира и апокалиптическим настроениям .
Течения неотомизма
Наиболее влиятельное направление внутри неотомизма — это так называемый экзистенциальный томизм , наиболее значительным представителем которого является Этьен Жильсон . Он неоднократно подчеркивал существенный «перекос» неотомизма в сторону от теологии — к философии (что становится заметно, если сравнивать неотомизм с исходным томизмом ):
...неотомизм согласен на христианскую философию при условии, что она удовольствуется быть философией и перестанет быть христианской. Этьен Жильсон. "Дух средневековой философии"
Другим направлением является трансцендентальный неотомизм ( М. Блондель , Ж. Марешаль , П. Руссло, Ж. Маритен и др.) . Иногда в неотомизме выделяют консервативное и ассимилирующее направление .
Представители
Основные представители неотомизма:
- Ж. Маритен , Э. Жильсон , Ж.-Э.Никола, Э. Фальк, М.-Д. Шеню
- Ф. Веттер , М. Грабман , Д. Бергер , К. Райнер , И. Лотц, И. Де Фриз
- Ю. Бохеньский , К. Войтыла
- Д. Мерсье , Ж. Марешаль , М. де Вульф
- Д. Капело
Основные центры неотомистской философии — Папская академия св. Фомы Аквинского и Лёвенский католический университет .
Примечания
- Бердяев Н. А. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Журнал « Путь » № 1
- Этьен Жильсон Дух средневековой философии . Гиффордовские лекции (университет Абердина). Перевод с французского Г.В. Вдовиной М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. — 560 с. Серия Bibliotheca Ignatiana.
- / автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.14. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т . — 26 с. 1 июля 2015 года. от 30 июня 2015 на Wayback Machine
- // Философия XX века. Учебное пособие. — М. : ЦИНО общества "Знание" России , 1997. — 288 с. — ISBN 5-7646-0013-8 .
Литература
- Аверинцев С. С. , Гараджа В. И. , Греков Л. И., Долгов К. М. // Философская энциклопедия : в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов . — М. : Советская энциклопедия , 1967. — Т. 4 : Наука логики — Сигети. — 591 с. — 66 000 экз.
- Быховский Б. Э. Эрозия «вековечной» философии (критика неотомизма). — М. : Мысль , 1973.
- Гараджа В. И. Неотомизм. Разум. Наука. — М. , 1969.
- Неотомизм / Гараджа В. И. , Греков Л. И., Долгов К. М. // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- Губман Б. Л. // Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Республика , 2003. — 623 с.
- Губман Б. Л. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Долгов К. М. Диалектика и схоластика. — М. , 1983.
- Долгов К. М. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М. : Советская энциклопедия , 1983.
- Желнов М. В. Критика гносеологии современного неотомизма. — М. , 1971.
- Жильсон Э. Избранное. — М.-СПб., 2000. — Т. 1. Введение в философию св. Фомы Аквинского.
- Жукова Е. А. // Философия. В 2 ч. Ч. I. Историческое развитие философии. Основные направления и школы / Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. — Томск: ТГПУ , 2003.
- Ленин С. // Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. А. А. Грицанов . — М. , Мн. : АСТ , Харвест , , 2001. — 1312 с.
- Подольская Е. А. . — Харьков: Изд-во НФаУ , Золотые страницы, 2002. — 364 с.
- Радаев Р. Критика неотомизма. — М. , 1975.
- Глава XV «Неотомизм» // / Под редакцией проф. А. С. Богомолова , проф. , проф. И. С. Нарского . — М. : Издательство МГУ , 1972. — С. 588—624. — 654 с. — 29 400 экз.
- Глава VI «Неотомизм» // Современная буржуазная философия / Под редакцией проф. А. С. Богомолова, проф. Ю. К. Мельвиля, проф. И. С. Нарского. — М. : Высшая школа , 1978. — С. 407—459. — 582 с. — 40 000 экз.
- Субботин Ю. К. Проблема ценности в неотомизме. — М. , 1980.
- Современный неотомизм: история и политика в философии Ж. Маритена: Конспект лекций. — Тверь: Твер. гос. ун-т , 1999. — 43 с.
- / диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03. — Тверь: Твер. гос. ун-т , 1999. — 168 с. (недоступная ссылка)
- 2021-03-01
- 2