Interested Article - Centesimus Annus

Католическое
социальное учение
Герб папства
Лев XIII
Пий XI
Пий XII
Иоанн XXIII
Павел VI
Иоанн Павел II
Бенедикт XVI
Франциск
Общее
Персоналии
Христианская демократия
Идеи
Персоналии
Документы
Партии
История
Часть серии статей о христианстве
Социальное христианство
Основные представители
Организации
Ключевые концепции
Ключевые документы
Портал:Христианство

Centesimus Annus ( лат. Сотый год ) — энциклика папы римского Иоанна Павла II от 1 мая 1991 , посвящённая столетию с опубликования « Rerum Novarum ».

История

Энциклика «Centesimus Annus» была открытым письмом, адресованным епископам Римско-католической церкви . В 1891 Папа Лев XIII выпустил энциклику « Rerum Novarum » («Исходя из новых обязательств»), в которой провозгласил новую социальную доктрину церкви и учредил общественное движение «народное католическое действие». Спустя 10 лет, в энциклике « Graves de Communi Re », движение получило современное название « христианская демократия ». Впоследствии церковь продолжила традицию вносить уточнения в свою социальную доктрину на круглые годовщины с опубликования «Rerum Novarum». Среди важнейших документов такого рода — « Quadragesimo Anno » (1931), « Mater et Magistra » (1961) и «Centesimus Annus».

Содержание

В своём письме Папа Иоанн Павел II коснулся глубоких изменений в политических системах стран Восточной Европы, которые привели к падению коммунистических режимов. Энциклика подробно обсуждает западный капитализм и восточноевропейский социализм . Папа высказался в пользу капитализма, при условии, что он отвечает требованиям справедливости. В то же время он осудил потребительскую культуру Запада и злоупотребления крупных собственников своим преимущественным положением за счёт рабочих.

Энциклика состоит из введения и шести глав. В первой главе Иоанн Павел II обратил внимание на аморальный характер перемен, с которыми имел дело Лев XIII в 1891. Новая социальная доктрина утверждала, что структура общества должна быть производной христианского видения человека. В то же время, Лев XIII стремился избежать крайностей как социализма , так и экономического либерализма .

Во второй главе Иоанн Павел II перешёл к переменам сегодняшнего дня. Он объяснил падение коммунистических режимов подчинением человека социально-экономическому механизму в восточноевропейских моделях социализма. Папа высказался в поддержку социальной справедливости, но при этом осудил классовую борьбу . Вместо этого он поддержал идею, что государство должно уважать автономию отдельных экономических субъектов и их объединений. Важнейшими принципами здесь являются субсидиарность и солидаризм . Папа подчеркнул, что свобода состоит не в себялюбии, а в послушании Истине . Глава заканчивается критическим анализом потребительства , гонки вооружений , защиты прав человека и помощи бедным странам.

Папа римский Иоанн Павел II

Третья глава представляет собой обзор распада системы Варшавского договора в 1989. По мнению Иоанна Павла II, этому способствовали нарушения прав рабочих, неэффективность командной экономики , утопичное желание уничтожить всё зло и духовная ущербность атеизма .

Центральной в письме является четвёртая глава, которая обсуждает рыночную экономику . Согласно Иоанну Павлу II, право на частную собственность фундаментально, но не абсолютно. Бог создал землю ради общего блага, поэтому все продукты труда в конечном итоге являются общечеловеческим достоянием. С одной стороны, собственность следует из человеческой свободы, но с другой стороны, у неё есть социальная функция, вытекающая из принципа подчинения всей деятельности человека целям общего блага. Папа особенно подчеркнул, что этот аргумент относится в том числе к интеллектуальной собственности и навыкам.

Хотя современная рыночная экономика имеет достоинства (свобода, инициатива, процветание), она также связана с несправедливостью: ограничением доступа бедных к благам цивилизации, эксплуатацией , приоритетом вещей над людьми. Рынок теряет свою эффективность в вопросах, где не определены покупательная способность и ресурсы, как например, в вопросах о защите окружающей среды. Таким образом, экономическая система должна быть не просто капиталистической, но и обеспечивать ответственное отношение к экономической свободе и позитивную роль бизнеса. Папа также подчеркнул, что стремление к более высокому качеству жизни должно иметь духовное измерение и сочетаться со стремлением к добру.

Пятая глава посвящена взаимоотношению государства и культуры. Иоанн Павел II заклеймил тоталитаризм и высказался в пользу демократии и правового государства . Он подчеркнул, что демократия должна опираться на нравственные ценности и что в отсутствие истины свобода теряет самые свои основания. Поэтому важнейшим из прав человека Иоанн Павел II назвал право жить по истине своей веры. Папа отметил роль общественных организаций в реализации прав человека и призвал государство уважать их автономию в соответствии с принципом субсидиарности. Он осудил бюрократизм при распределении социальной помощи и чрезмерное государственное регулирование экономики , вместо этого призвав к менее масштабной поддержке реально нуждающихся.

В заключительной шестой главе Иоанн Павел II напомнил о необходимости совершенствования рыночных экономических институтов, несмотря на исчезновение угрозы со стороны коммунистических режимов. Папа призвал к внимательному отношению к бедным, отказу от греховного образа жизни и установке на справедливость.

Centesimus Annus Pro Pontifice

Вслед за публикацией «Centesimus Annus», инициативная группа во главе с кардиналами Розалио Хосе Кастильо Лара и Джованни Лайоло решила обратиться к католикам, занимающим ведущие позиции в бизнесе и финансах , чтобы они способствовали распространению социального учения Церкви. На призыв откликнулись многие предприниматели и банкиры, и по представлению кардинала Лары, Иоанн Павел II своим от 13 июня 1993 учредил фонд «Centesimus Annus Pro Pontifice» (CAPP).

Целью фонда является распространение человеческих, этических, общественных и христианских ценностей, в частности, ценностей, изложенных в «Centesimus Annus». Фонд информирует лидеров делового и профессионального мира о социальном учении Римско-католической церкви , стимулирует расширение роли Церкви в современном обществе и ищет спонсоров для поддержки деятельности Ватикана .

Литература

  • Иоанн Павел II. Centesimus Annus = Сотый год. Ватикан, 1991.
  • John Paul II. Centesimus Annus (англ.)

См. также

Ссылки

  • — фонд, учреждённый Ватиканом для распространения социального учения Римско-католической церкви.
Источник —

Same as Centesimus Annus