Interested Article - Quadragesimo Anno
- 2020-01-25
- 1
Quadragesimo Anno ( рус. В сороковой год ) — энциклика папы римского Пия XI от 15 мая 1931 , посвящённая сорокалетию с опубликования « Rerum Novarum » и развивающая католическую социальную доктрину.
История
Энциклика «Quadragesimo Anno» представляла собой открытое письмо, адресованное епископам Римско-католической церкви и опубликованное на сороковую годовщину « Rerum Novarum » (1891). В «Rerum Novarum» папа римский Лев XIII провозгласил новую социальную доктрину церкви. В своём письме он призвал улучшить условия жизни рабочих и учредил общественное движение, получившее впоследствии название « христианская демократия ». Последовавшие энциклики « Graves de Communi Re » папы Льва XIII и «Singulari Quadam» папы Пия X внесли уточнения в католическую социальную доктрину.
В «Quadragesimo Anno» Пий XI коснулся этической стороны общественного и экономического порядка и призвал к их улучшению на основе принципов субсидиарности и корпоратизма . В письме он выразил мнение, что коммунизм и нерегулируемый капитализм представляют угрозу для достоинства личности. Взамен он призвал к пути, который лежит «между рифами индивидуализма и коллективизма » и который исходит из равного уважения к частной собственности и труду . Однако в свете усиления влияния сторонников авторитаризма среди католиков, подъёма фашизма и заключения Латеранских соглашений между Ватиканом и Муссолини в 1929 году, идея корпоратизма и энциклика в целом были восприняты как отказ от парламентаризма . Её переосмысление произошло только после Второй мировой войны .
Содержание
«Quadragesimo Anno» начинается с краткого обзора « Rerum Novarum » и условий, в которых оно было написано. Пий XI отмечает роль Католической церкви в профсоюзном движении и улучшении положения рабочих по сравнению с 1891 годом .
Папа провозглашает право на частную собственность неотчуждаемым и утверждает, что её ликвидация способна нанести крайний вред рабочим . В то же время он подчёркивает недопустимость индивидуализма в вопросе о распоряжении собственностью, поскольку люди должны учитывать не только личную выгоду, но и общее благо. При этом национализация допустима лишь в случаях, когда сохранение собственности в частных руках представляет собой опасность для общественного благосостояния .
Далее Пий XI проводит анализ индустриального общества и выделяет такие явления, как поглощение мелких структур крупными, усиление взаимной зависимости, рост эгоизма и классового сознания в борьбе за собственную выгоду. Говоря о заработках, Пий XI обращает внимание на глубокие перекосы, которые выражаются в делении общества по этому вопросу на противостоящие группы. По его мнению, концентрация прибыли среди класса крупных собственников так же пагубна, как и идея распределения доходов исключительно среди рабочего класса . Папа полагает, что продукты труда должны служить на благо всего общества, и деление прибыли по классовому признаку недопустимо. Заработная плата должна определяться тремя факторами: ответственностью рабочего перед семьёй, экономическими условиями предприятия и последствиями для экономики в целом .
Пий XI призывает к реформе государства в соответствии с принципом субсидиарности . Он подчёркивает важность права на объединение . Он также призывает к солидарности , которая бы охватывала все классы , в особенности к сотрудничеству между работниками и работодателями .
Далее Папа осуждает концентрацию власти в руках группы лиц, занимающихся инвестированием чужих денег на международных финансовых рынках . Он приходит к выводу, что по вине отсутствия правовых ограничений конкуренция сама себя уничтожила и сменилась экономической диктатурой . Он считает недопустимым, чтобы крупные собственники и финансисты фактически узурпировали власть, которая принадлежит государству .
В отношении коммунизма и социализма Пий XI отмечает нарастающий контраст между этими идеологиями . Папа осуждает коммунистов за масштабное насилие , бесчеловечность и разрушительность. В то же время он критикует социалистов за поддержку классовой борьбы и негативное отношение к частной собственности. Он заявляет о несовместимости христианства и социализма, в частности, характеризует христианский социализм как заблуждение.
В заключение энциклики Пий XI говорит о важности христианской этики во всех аспектах общественной жизни.
См. также
Примечания
- Quadragesimo Anno, 110
- Almond G. A. The Political Ideas of Christian Democracy // The Journal of Politics. 1948. Vol. 10, No. 4. P. 734.
- Quadragesimo Anno, 16-40
- Quadragesimo Anno, 44-52
- Quadragesimo Anno, 114—115
- Quadragesimo Anno, 53-61
- Quadragesimo Anno, 63-75
- Quadragesimo Anno, 78-80
- Quadragesimo Anno, 86-87
- Quadragesimo Anno, 91-95
- Quadragesimo Anno, 99-109
- Quadragesimo Anno, 109
- Quadragesimo Anno, 111—121
Литература
- Pius XI. . Vatican, May 15, 1931. (англ.)
- Федотов Г. П. // Новый град № 1, 1931
- 2020-01-25
- 1