Interested Article - Молотьба

Б. Кустодиев , «Молотьба» 1908

Молотьба́ ( обмоло́т ) — одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев , початков или метёлок , стручков .

В настоящее время молотьбу выполняют в основном комбайнами или молотилками , в поле или на току . До появления комбайнов обмолот осуществлялся вручную с помощью цепов в специальных помещениях, ригах ( ). Заполненная снопами рига называлась овин .

Также слово употребляется для обозначения периода времени обмолота.

Славянские традиции

Молотьба с помощью цепов в Полтаве , 1900-е годы
П. Суходольский , «В деревне зимой», 1893

В народном календаре славян молотьба завершала земледельческий цикл. Молотьба включала комплекс ритуалов , направленных на повышение урожая и обеспечения благосостояния; особыми ритуалами отмечены начало и конец.

У южных славян комплекс обрядовых действий молотьбы связывается преимущественно с наиболее распространённым на Балканах способом молотьбы с помощью животных (коней, волов и т. п.), которые вытаптывают разложенные на гумне вокруг стожара (шеста) снопы, после чего работники на ветру отделяют зерна от плевел и соломы. Другой способ молотьбы — с помощью цепов — может выступать как символ битвы, драки, войны, что находит отражение в языке ( измолотить 'избить'), в фольклорном мотиве «му́ки хлеба» и пр.

Для начала молотьбы выбирали благоприятный ( болг. лёгкий ) день, например, понедельник или четверг (у сербов в пиротском округе ). В Родопах избегали начинать молотьбы во вторник и субботу. У восточных и южных славян известен обычай жертвы петуха или курицы в начале или в конце молотьбы, чтобы обеспечить удачу в работе или отметить успешное её окончание (у русских, болгар, македонцев, сербов). Чтобы на будущий год был хороший урожай, в Родопах снопы на току расстилала многодетная или кормящая мать, беременная женщина.

В Пиротском крае ( Восточная Сербия ) на расстеленной вокруг стожара пшенице хозяин вилами или лопатой делал крест, чтобы отогнать нечистую силу и обеспечить успех в работе; в некоторых сёлах у стожара резали курицу, обагряя её кровью колосья.

У русских и белорусов день начала молотьбы назывался : в этот день в Гомельской губернии хозяин угощал молотильщиков крутой кашей из разных круп ради хорошего урожая будущего года; тогда же (или в конце молотьбы) в Орловской губернии резали кур «под овином». Русские начинали молотьбу с первого или последнего сжатого снопа (именинника, именинного), соломой от которого кормили больной скот. Нередко его обмолачивали отдельно, зерно освящали и подсыпали к посевному. Зерно от первого тока нередко использовалось на семена ( рус. Первый сноп — Богу, первый ток — полю ). С началом молотьбы связывались приметы о будущем урожае: в Витебской губернии считалось, что, если при первой молотьбе цепы свищут в воздухе, то предстоящее лето будет «пустое на хлеб», то есть неурожайное.

Конец молотьбы обычно отмечается общим пиршеством или угощением для работников, где часто основное значение имеет жертва домашней птицы или животного — барана, овцы, ягнёнка, поросёнка (у южных славян ). В северо-западной Болгарии молотьба должна была быть закончена к празднику св. Богородицы , в канун которого старший в семье мужчина резал красного петуха в честь «царя» или «бороды», привязанных в это время к стожару, после чего приготовленного петуха съедали на гумне.

У восточных славян после окончания молотьбы готовили курей или кашу. Торжества сопровождались пожеланиями ещё большего урожая в следующем году, счастья и здоровья домочадцам. В украинском Полесье после окончания молотьбы хозяин брал охапку обмолоченных колосьев и приносил в дом, где вся семья кулаками молотила обжнивки на столе — по количеству зёрен определяли число «коп» (= 16 снопов) будущего урожая .

См. также

Примечания

  1. . 14 февраля 2020 года. // Толковый словарь Ожегова
  2. , с. 288—292.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Молотьба