Свято-Троицкий собор (Хотимск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 411Г000391 |
Свя́то-Нико́льский собо́р ; Свя́то-Никола́евский собо́р ( белор. Свята-Мікалаеўскі сабор ) — православный храм, расположенный в городе Новогрудке , Республика Беларусь , на ул. Гродненской, 6. Относится к Новогрудскому благочинному округу Новогрудской и Слонимской епархии . С 1992 года является кафедральным собором Новогрудской епархии ; на данный момент двупрестольный (главный престол во имя Святителя Николая Чудотворца и придельный во имя святой великомученицы царицы Александры ). Первоначально будучи католическим костёлом старинного монастыря францисканцев , храм стал православным в 1846 году. Благодаря благотворительному участию цесаревичей Николая и Александра Александровичей в церкви появились ценная икона Св. Николая и дарохранительница . Памятник архитектуры позднего барокко , приобретший после перестройки (или после пожара 1852 года) элементы русско-византийского стиля . В соборе имеются икона XVIII века « Богоматерь Одигитрия » и иконостас второй половины XIX века.
Монастырь ордена францисканцев существовал в Новогрудке уже в 1323 году, что следует из письма великого князя Гедимина к Папе Римскому. Постройка деревянного костёла датируется 1434 годом. Храм, первоначально как костёл св. Антония при монастыре францисканцев , был возведён из кирпича в 1780 году на ул. Бернардинской, на пожертвования Елены Радзивилл и подстольного новогрудского Томашa Войниловичa . Местом постройки был выбран центр города, а именно северный угол рыночной площади .
Православным храм стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 года ) или, возможно, до этого года, будучи освящённым в честь Николая Чудотворца . При этом произошла перестройка костёла, именно которая и привнесла в него черты русско-византийского стиля . По другой версии, черты этого стиля были привнесены в собор после пожара 1852 года, когда состоялась капитальная перестройка храма на средства прихожан: именно тогда звонница , чьим завершением послужил глухой деревянный восьмерик с луковичной главкой , сменила на главном фасаде барочный фронтон , будучи устроенной в арках наружных стен храма. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму . Таким образом, для перехода от звонницы ко второму ярусу были выбраны меньшие по размеру арочные формы . Над притвором , где находился вход на звонницу с тремя колоколами , были расположены хоры . В реконструкции собора приняли благотворительное участие старшие сыновья Александра II , цесаревичи Николай и Александр Александровичи .
По данным 1864 года, к соборному храму, принадлежавшему ко второму классу, относились приписные Новогрудская Борисоглебская церковь , Новогрудская деревянная Воскресенская церковь и Покровская деревянная церковь. В пользовании храма находились 78 десятин усадебной, пахотной, сенокосной и выгонной земли. Штатное годичное жалованье причта составляло 702 рубля. Кроме того, в самом городе имелись т. н. «пляцы», приносившие 60 рублей аренды в год, и два каменных монастырских дома с доходом в 415 рублей аренды, а также получались проценты с капитала в 3579 рублей 97,5 копеек. Прихожан в то время насчитывалось 4050 человек: 2035 мужчин и 2015 женщин . Данные 1902 года говорят о приходе в свыше уже 5600 человек .
Кафедральным собор стал в 1992 году, когда была возрождена Новогрудская епархия. На данный момент является двупрестольным (главный престол во имя Святителя Николая Чудотворца и придельный во имя святой великомученицы царицы Александры) . Криптовая часть храма знаменательна церковью во честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла , учителей Словенских . Храмовые праздники — св. Николая и св. Александры . Для храма характерен отступ от линии улицы . Настоятелем собора на данный момент является протоиерей Анатолий Герасимук .
Собор является памятником архитектуры позднего барокко , приобретший после перестройки элементы русско-византийского стиля . Прямоугольный в плане собор состоит из базилики (без трансепта ) и пятигранной алтарной апсиды пресбитерия . Встроенных и пристроенных башен в храме не было. Алтарь был обращён на север . Главный фасад поделён на три яруса при помощи развитого антаблемента . Для выделения нижних двух ярусов использованы широкие профилированные карнизные пояски. Главный вход, расположенный в центре первого яруса, фланкирован спаренными пилястрами . По обе стороны от последних присутствуют неглубокие ниши. Для обрамления высокого полуциркульного окна, расположенного в центре второго яруса над главным входом, также использованы спаренные пилястры . Для расчленения стен центрального нефа также служат именно пилястры . Завершением невысокой башни-звонницы, представляющей собой третий ярус фасада, служит невысокий купол на восьмигранном барабане . Лучковые высокие оконные проёмы, прорезающие стены боковых фасадов, разместились в два ряда . Звонница имеет полуциркульные оконные проёмы и один арочный проём в центре . Согласно данным 1870-х годов, храм был покрыт гонтом .
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двумя рядами столбов ; всего столбов было шесть . Перекрытием боковых служат крестовые своды , в то время как центрального нефа — цилиндрические с распалубками. На звонницу и чердак храма можно попасть по двум симметричным витым лестницам, расположенным в стене главного фасада собора по сторонам от входа . Двери в соборе, имеющем выбеленные стены и деревянные полы одни, при этом внутренняя площадь храма составляет 288 м² .
На принадлежность собора в прошлом к католическому монастырю указывают отсутствие декоративного оформления трёх остальных фасадов и пристроенный с запада корпус монастыря . Несмотря на перестройки, исследовательница Слюнькова И. Н. отмечает близость данного собора и гродненского храма францисканского ордена. Это мнение основано на ряде общих элементов в структуре храмов: в обоих случаях это трёхнефные базилики с гранёными апсидами, нартекс не выделяется в плане, а для устройства хоров на втором ярусе использованы дополнительные опоры .
Установленный в ходе перестройки, а именно в 1852 году, трёхъярусный иконостас на восемь икон был окрашен белым цветом с золотыми карнизами, а резные царские врата вверху были закруглены . Второй половиной XIX века датируется современный деревянный двухъярусный в 13 образов иконостас , выполненный в московской художественной мастерской . Использование белого фона в иконостасе позволило выделить на нём позолоченные элементы деревянной резьбы (карнизы, рамы, орнамент и капители ) .
Уже после перестройки собора в середине XIX века в нём находилась ценная икона Св. Николая в серебряной ризе с надписью: «В оную соборную церковь во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского, от Его Императорского высочества Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича в 6 дня декабря 1863 г.» Тогда же на престоле была размещена суженная кверху серебряно-позолоченая дарохранительница с четырьмя гранями и четырьмя ярусами. На ней была надпись: «Вклад Благоверного Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича в соборный храм города Новогрудка на вечное поминовение за упокой души… 12 августа 1865 года» .
В соборе на данный момент имеется икона XVIII века «Богоматерь Одигитрия» .